«Определение параметров экстренного торможения судна
на глубокой воде»
Процесс экстренного торможения состоит из 2-х периодов:
первый – от подачи команды до начала работы движителей на задний ход;
второй – от начала работы движителей на задний ход до полной остановки судна.
Путь, проходимый судном за первый период торможения можно определить по выражению:
,
| (8.1) |
где
,
| (8.2) |
– сопротивление движению корпуса судна при скорости
, кН;
– масса судна, т
,
| (8.3) |
– присоединенная масса судна при прямолинейном движении;
– скорость судна перед началом маневра, м/с.
Упор винтов
определяется по выражению, кН:
,
| (8.4) |
где
,
– соответственно коэффициент упора и коэффициент момента в зависимости от шагового отношения
(определяются по рис. Приложения 2);
– мощность, подводимая к винтам,
(
– общая мощность СЭУ), кВт;
– номинальная частота вращения движителей, об/мин.
В расчетах можно принять:
– для судов в грузу;
– для судов в балласте.
с.
Скорость судна в конце первого периода торможения
можно определить по формуле
.
| (8.5) |
Путь, проходимый судном во втором периоде торможения,
,
| (8.6) |
где
;
| (8.7) |
, 1/с;
| (8.8) |
Общий путь торможения
.
Время торможения определяется по выражению:
.
| (8.9) |
Поскольку на величину параметров торможения оказывает влияние начальная скорость судна перед маневром, то ее можно учитывать введением поправок:
;
| (8.10) |
,
| (8.11) |
где
;
| (8.12) |
.
| (8.13) |
Для морских судов Российским Регистром установлен норматив:
,
| (8.14) |
для судов внутреннего плавания:
.
| (8.15) |
Результаты расчетов представить в виде таблицы или графической форме
,
для полного, среднего и малого хода.
,
,
,
,
.
,
;
, 1/с;
.
;
,
;
.
,
.






