Дисциплина «Автоматика, телемеханика и связь на транспорте
Лекция 2. Классификация современных систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики
План
2.1 Перегонные системы
2.2 Станционные системы
2.3 Системы технической диагностики и мониторинга (ТДМ)
2.4 Элементы аппаратуры автоматики и телемеханики (АТ)
Все устройства железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) можно разделить на следующие группы:
2.1 Перегонные системы:
- полуавтоблокировка (ПАБ) – одна из первых систем;
- автоблокирова (АБ);
- автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС);
- диспетчерский контроль (ДК) – позволяет сосредоточить информацию о поездной ситуации в пределах одного диспетчерского круга (100 – 130 км), а также информацию об исправности контролируемых устройств железнодорожной автоматики (используется с 50-х годов);
- автоматическая переездная сигнализация (АПС) – устанавливается при пересечении железнодорожных и автомобильных путей в одном уровне, оборудуется автошлагбаумами, светофорами, звуковой сигнализацией и УЗП (устройства защиты переезда).
|
|
2.2 Станционные системы:
- диспетчерская централизация (ДЦ) – работа со станцией, находящейся в удалении;
- электрическая централизация (ЭЦ) (каждая стрелка);
- маршрутно-релейная централизация (МРЦ) (светофоры);
- горочная автоматическая централизация (ГАЦ) – позволяет осуществлять перевод стрелок по маршруту скатывания отцепов. ГАЦ включает в себя:
а) автоматическое регулирование скорости скатывания отцепов (АРС) – предназначена для соблюдения интервалов между скатывающимися отцепами;
б) автоматическое задание скорости роспуска (АЗСР);
в) система телеуправления горочным локомотивом.
2.3 Системы технической диагностики и мониторинга (ТДМ):
- прибор обнаружения неисправных аварийных букс (ПОНАБ);
- датчик индикации состояния колес (ДИСК);
- комплекс технических систем мониторинга (КТСМ);
- комплекс диагностирования сигнальных точек (проходных светофоров) (КДСТ).
По элементной базе системы железнодорожной автоматики и телемеханики делятся на:
1) релейные (появились давно, но применяются и сейчас);
2) релейно-процессорные (появились недавно, используется часть реле, часть процессор.);
3) микропроцессорные системы (новые).
По способу размещения аппаратуры системы ЖАТ делятся на:
- системы с централизованным размещением;
- системы с децентрализованным размещением (рассредоточенное по перегону).
Элементы аппаратуры автоматики и телемеханики (АТ)
Любая автоматическая система состоит из объекта управления и автоматического управляющего устройства.
|
|
Объект управления – это совокупность технических средств, нуждающихся в специально организованных воздействиях для достижения целей управления.
АУУ – автоматическое управляющее устройство;
x(t) – требуемое значение управляемой величины;
u(t) – управляющее воздействие;
f(t) – возмущающее воздействие;
y(t) – сама регулируемая величина;
ОУ – объект управления.
В зависимости от того, как и на основе какой информации вырабатывается управляющее воздействие системы подразделяются на:
- замкнутые системы с обратной связью;
- разомкнутые системы.
Замкнутая система с обратной связью
– сигнал разности;
ЭС – элемент сравнения.
В системах с обратной связью действительное значение y(t) сравнивается с x(t). И на основании информации сравнения вырабатывается сигнал разности , а связь между управляющим воздействием u(t) с сигналом разности устанавливает управляющее устройство.