Цели и задачи подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам на разных ступенях обучения

ТЕМА: Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе подготовки и участия в олимпиадах и конкурсах по иностранному языку

Основная задача работы с высокомотивированными и одаренными детьми на современном этапе определяется, с одной стороны, требованиями новых образовательных стандартов, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к участию в олимпиадах по различным предметам. Олимпиада является одной из наиболее эффективных форм внеклассной работы, так как олимпиадные задания способствуют развитию познавательных психических процессов: мышления, внимания, памяти, воображения.

Основными целями и задачами проведения олимпиад по иностранному языку являются:

· выявление наиболее талантливых учащихся в области лингвистики и предоставление возможностей всем желающим учащимся проверить свои знания в области лингвистики в условиях соревнования;

· выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к иностранному языку;

· привлечение учащихся к научно-исследовательской деятельности в области лингвистики;

· создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;

· развитие интереса к истории и культуре иноязычных стран;

· развитие готовности и способности школьников осуществлять речевое общение на межнациональном уровне;

·  формирование у учащихся творческого подхода к выполнению предложенных заданий;

Олимпиада позволяет выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления.

Олимпиады предлагают задания повышенного уровня сложности, поэтому готовиться к ним нужно по особой программе, выделять

дополнительные часы и разрабатывать индивидуальные траектории для учащихся.

В работе по подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам можно выделить два направления:

1. Подготовка к очным олимпиадам.

Цель таких олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.

2. Стимулирование и подготовка учащихся к участию в заочных предметных олимпиадах и конкурсах.

Цель олимпиад этого вида - это ознакомление учащихся с заданиями повышенного уровня и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении иностранного языка с успехами своих ровесников.

Участие школьников в заочных олимпиадах имеет целый ряд положительных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:

· создает ситуацию успеха;

· развивает интерес учащихся к изучению иностранного языка;

· формирует опыт участия в соревнованиях и подготавливает психологически к участию в олимпиадном движении в старших классах;

· предоставляет учащимся возможность подготовиться к ЦТ;

· предоставляет учащимся возможность сравнить свой результат с лучшим.

· дает возможность получить диплом или сертификат

· В настоящее время есть большое количество сетевых сообществ, которые предлагают учащимся принять участие олимпиадах и конкурсах.

Успешное участие учащихся в заочных олимпиадах и конкурсах создает базу для их подготовки к очным соревнованиям. Кроме этого, успешное участие в заочном этапе дает возможность пройти в очный этап и получить льготы.

Программа подготовки учащихся к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам ставит своей целью формирование и развитие творческого потенциала личности, познавательной активности, умения добывать и применять знания на практике.

Задачи программы:

· Учить работе с дополнительной и справочной литературой;

· Углубить знания учащихся по предмету;

· Создать условия для каждого ребенка заниматься в соответствии со своими силами и интересами;

· Развивать интерес к предмету, стремление к получению новых, системных знаний;

· Развивать интеллект, мышление, творческое воображение, интерес к интеллектуальным играм, заданиям, речи;

· Формировать позитивное мышление, самоконтроль и самооценку своей деятельности, коммуникативные умения, настойчивость в поисках решения проблем, активную позицию, умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать её;

· Прививать стремление к самостоятельному получению знаний.

При этом необходимо различать задачи для разных возрастных групп участников олимпиадного движения. Ступени подготовки к олимпиаде представлены в таблице 1:

Цели и задачи подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам на разных ступенях обучения.

Классы Цель Формы работы
5-6 Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к английскому языку Кружки и факультативы. Творческие проекты. Участие в заочных олимпиадах и конкурсах. Тренировочные упражнения в игровой форме, созданные учителем на платформах: Quizzlet, например: Animals; Learningapps.org, например: Animals, Tag questions, English-speaking Countries); в программе ADTester (задания на грамматику). Тренировочные задания на аудирование, созданные на платформе Podomatic. Olga’s Podcast.
7-8 Углубленное изучение английского языка, формирование интереса к исследовательской работе, подготовка к участию в олимпиадном движении на старшей ступени. Кружки и факультативы. Участие в заочных олимпиадах и конкурсах. Участие в проектной деятельности. Участие в научно-исследовательской деятельности. Подготовка команды к областной олимпиаде. Тренировочные задания, созданные на платформе Kubbu.com, Let’s Test, например:Irregular Verbs, Present Simple/Present Continuous, Past Simple/Past Continuous; в программах ADTester, EasyQuizzy, например: Modal Verbs. Тренировочные задания на аудирование, созданные на платформе Podomatic. Olga’s Podcast.
9-11 Формирование позитивного мышления, самоконтроля и самооценки своей деятельности, стремления достигать наивысших результатов. Подготовка команды к республиканской олиммпиаде. Разработка индивидуальной образовательной траектории учащихся. Тренировочные задания, созданные на платформе Let’s Test, например: Placement Test; в программах ADTester, MultiTester, Tester, EasyQuizzy, например: Subjunctive Mood.  Тренировочные задания на аудирование, созданные на платформе Podomatic. Olga’s Podcast.

Для успешной подготовки школьников к олимпиадам необходим ряд условий:

· Желание учителя этим заниматься.

· Наличие увлеченных школьников. Нельзя добиться результатов в любом деле, если нет внутренней мотивации.

· Организация целенаправленной подготовки учащихся к олимпиадам.

Подготовка к олимпиаде включает в себя:

· базовую подготовку  на уроке;

· подготовку в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы и т.д.);

· самоподготовку (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);

· подготовку наиболее способных учащихся к участию в определенном этапе соревнования. (Разработка индивидуальных образовательных траекторий развития учащихся).

Можно выделить следующие этапы подготовки учащихся к олимпиадам:

1. Создание творческой среды для стимулирования учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах за счет

· системы эффективных уроков; (Для этого необходимо внести определенные изменения в методику преподавания предмета).

· внеклассной работы: кружки, факультативы, неделя иностранного языка;

· использования передовых образовательных технологий.

Творческая среда для развития одарённости детей является неотъемлемой частью учебного процесса, где учитель создаёт условия для развития нестандартного мышления учащихся.

 

2. Диагностика, целью которой является выявление наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через

·      наблюдение в ходе уроков;

· организацию исследовательской, проектной работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;

· оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам;

· анализ результатов участия учащихся в дистанционных конкурсах и олимпиадах;

· тестирование.

Для проведения диагностики стартового уровня владения языком учащимся предлагается пройти тест, созданный на платформе   Let’s test, с тем, чтобы определить, с одной стороны, какие разделы программы требуют более тщательной отработки. С другой стороны, выявить группу учащихся, показывающих высокий результат для того, чтобы сформировать группу для подготовки к олимпиаде.

 

3. Целеполагание. Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов.

· Чего вы хотите? (Формулировка перспективных целей и ближайших задач);

· Как вы поймете, что достигли цели? (Самоанализ и рефлексия);

· Почему эта цель важна? (Формирование внутренней мотивации);

· Как вы можете достичь этой цели? (Конкретные шаги, способствующие достижению этой цели).

Необходимо сформулировать как перспективные цели (например, занять призовое место на заключительном этапе олимпиады), так и ближайшие задачи (например,  выучить идиомы по теме «Еда», прочитать произведения У. Шекспира и т.д.). Это очень важный этап, так как нужно учить учащихся правильно формулировать цель. Если цель выбрана неправильно, сколько бы усилий не было затрачено, успеха не добиться.

 

4. Организация участия учащихся в различных видах деятельности.

· проектная деятельность (как урочная, так и внеурочная).

Талант проявляется только в какой-либо деятельности, поэтому нужно дать ребенку попробовать себя в разных видах деятельности, иначе невозможно определить, есть ли у него способности к этому. Особенно удачной в этом смысле, является технология проектов, групповых проектов, в частности. В зависимости от способа представления итогового продукта, в команде распределяются роли. Каждый может выбрать себе ту роль, с которой он лучше всего справляется. Участвуя в разных по содержанию и направленности проектах, учащиеся определяют для себя, в каких видах деятельности они достигают наилучших результатов.

· Использование современных возможностей информационно- коммуникационных технологий для подготовки учащихся к олимпиадам (форумы, чаты, сетевые сообщества и т.д.).

Использование цифровых технологий, позволяет мобилизовать и более продуктивно использовать потенциальные возможности обучающихся, увеличить темп выполнения заданий до оптимально возможного, концентрировать языковой и речевой материал, дать учащимся возможность работать самостоятельно, рационально.

Можно выделить следующие виды использования Интернет:

o образовательные сайты;

o иноязычные радиостанции и он-лайн телевидение;

o подкасты;

o клубы и языковые сообщества;

o фильмы, мультфильмы на иностранном языке;

o аудиокниги на иностранном языке;

o программы для общения в реальном режиме времени, например, Skype, электронная почта и другие;.

o виртуальные музеи и многое другие;

· научно-исследовательская работа.

 

5. Формирование команды учащихся, готовящихся к олимпиадам.

В команде занимаются все учащиеся, не зависимо от того, в группе у какого преподавателя они занимаются в школе. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение, потому что

именно в команде можно организовать речевое общение наиболее эффективно. Работа в команде позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников.

Подготовка команды идет по двум направлениям:

· Обзорное повторение лексики и грамматики.

· Выполнение тренировочных заданий олимпиад прошлых лет, задания для подготовки к FCE, CAE, IELTS и других.

· Самостоятельная подготовка учащихся с помощью дополнительных пособий и персонального сайта/блога  учителя http://teachandlearnenglish.com/.

Для обзорного повторения грамматики разработаны раздаточные материалы по всем изучаемым в курсе школьной программы разделам грамматики и лексики по всем основным разговорным темам. (Смотри Приложение 2).

На занятиях детям предлагаются задания на отработку лексики и грамматики, которые проверяются с помощью программ ADTester, MultiTester, Kubbu,com   и других и во время устной фронтальной работы. Особенное внимание уделяется заданиям на трансформацию, так как именно они способствуют развитию нестандартного мышления, проверяют умения применять полученные знания на практике. Задания на формирование навыков устной и письменной речи выполняются индивидуально или в парах. 

 

6. Построение индивидуальных образовательных траекторий для наиболее перспективных участников. При подготовке к заключительному этапу олимпиады возникает необходимость разработать индивидуальные образовательные траектории развития учащихся, что позволяет интенсифицировать процесс подготовки. А.В.Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию, как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его организационно-деятельностных, познавательных, творческих и иных способностей. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе их образовательного движения по индивидуальным траекториям [1].

Поскольку подготовка к олимпиаде ведется в системе, в течение всего года, индивидуальные образовательные траектории разрабатываются как на весь период, так и на каждое занятие, и включают в себя следующие этапы:

· целеполагание учеников;

· планирование:

o определение тем консультаций по наиболее сложным и проблемным вопросам;

o составление плана занятий с учетом психологических особенностейучащегося;

o выбор форм отчета ребенка по предмету за определенные промежутки времени;

· рефлексия и самооценка деятельности

При определении цели и путей ее достижения важно не только определить, «Чего я хочу добиться?», но предвидеть результат и после достижения главной цели; таким образом, планирование должно идти дальше намеченной цели. Очень важно, чтобы отношения между учителем и учеником носили доверительный характер, так как только в этом случае учащиеся смогут доверять учителю и совместно разрабатывать маршрут, при этом определяя слабые места и при необходимости, вносятся необходимые корректировки.

 

7. Мониторинг и рефлексия деятельности, как учителя, так и учащихся, внесение необходимых коррективов.

Мониторинг и обратная связь необходимы на протяжении всего этапа подготовки:

· Где я нахожусь сейчас?

· Как я двигаюсь к намеченной цели?

Это субъективная самооценка, причем, наиболее способные дети оценивают себя достаточно низко. Но в этом случае важна не сама оценка, а то, что успехи ребенка в подготовке могут быть измерены, а значит, в любой момент в план можно внести коррективы. Это внутренний индикатор прогресса, при этом наиболее важными будут результаты на заключительных этапах.

Во время консультаций с преподавателем по окончании занятия необходимо обязательно проанализировать, что было выполнено, наметить дальнейшие шаги:

· Достиг ли ты того результата, который намечал?

· Можно ли еще улучшить результат?

· Что было самым важным (трудным, интересным)?

В конце каждого занятия обязательно нужно похвалить и поблагодарить ученика за хорошую работу, так как развитие самооценки «до могущества» один из способов психологической подготовки к олимпиадам и конкурсам. Нужно реально показать и спланировать, как можно добиться результата. Элементы коучинга помогают превратить фантазию ребёнка в реальность.

 

8. Организация участия школьников в олимпиаде и достижение положительных результатов.

В работу по подготовке к олимпиаде необходимо включить задания на формирование всех аспектов коммуникативной компетенции. В структуру коммуникативной компетентности входят языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции. Нужно очень внимательно подойти к отбору материала для подготовки к олимпиаде. Невозможно  выполнить все, поэтому необходимо выбрать наиболее эффективные учебные пособия и курсы и разделить их на задание для самостоятельной отработки и задания на отработку вместе с учителем.

Наиболее удачные, на наш взгляд,  учебные пособия для формирования языковой  и речевой компетенции представлены в Таблице 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: