Учебные пособия по английскому языку для подготовки к олимпиадам и конкурсам по английскому языку

Учебная задача Учебное пособие

Grammar and Vocabulary

David Porter. Check your vocabulary for Academic English
Malcom Mann. Steve Taylore-Knowles Exam Skills for Russia Grammar and Vocabulary Macmillan
Cambridge English Advanced. Certificate in Advanced English (CAE) Use of English – Part 4: Key Word Transformation

Collocations

Watcyn-Jones Peter. Test Your English Idioms Marks Jon, Wooder Alison. Check Your Vocabulary for Natural English Collocations
Kiljan Krzysztof. 1000 Trios

Phrasal verbs and idioms

Т.В. Митрошкина Английские фразовые глаголы
1000 Phrasal Verbs in Context. A Self-study Guide for Intermediate to Advanced Students. by Matt Errey
Michael McCarty. Felicity O’Dell English Phrasal verbs in Use
Ruth Gairns and Stuart Redman. Idioms and Phrasal verbs. Oxford Word Skills
Rawdon Wyatt Check your English vocabulary for Phrasal Verbs and Idioms
3500 английских фразеологизмов и устойчивых словосочетаний. Литвинов П.П. 2007-288с.PDF

Vocabulary

Michael McCarty. Felicity O’Dell English Vocabulary in Use. Advanced
Glennis Pye Vocabulary in Practice Pre-intermediate
Glennis Pye Vocabulary in Practice Intermediate
Felicity O’Dell. Michael McCarty. Test Your English vocabulary in use. Upper-Intermediate
Ruth Gairns and Stuart Redman Oxford Word Skills Learn and Practice English vocabulary Oxford university Press
Rawdon Wyatt Check your English vocabulary for FCE

Practice Tests

Jane Barnes. Drew Hyde. Nick Kenny. Jack Newbrook. Advanced Expert CAE
К.С. Махмурян, О.П. Мельчина. Олимпиады по английскому языку для 9-11 классов: Практикум. –Обнинск: титул, 2013
Morgan Terry. Judith Wilson IELTS. Practice Tests. Plus 2
Sally Burgess with Richard Acklam. First certificate Gold exam maximiser
Cambridge certificate in Advanced English 1
Cambridge certificate in Advanced English 2
Writing Anneli William Writing foe IELTS Collins
Speaking Karen Kovaks Speaking for IELTS Collins

Необходимо выполнить большое количество заданий, так как только в этом случае можно добиться максимального уровня сформированности навыков. Навык на уровне знания означает возможность применения в незнакомой ситуации.  

Что касается социокультурной компетенции, необходимо включить в подготовку чтение литературы в оригинале, изучение обычаев и традиций стран изучаемого языка,  задания на сравнение культуры родной страны и стран изучаемого языка. Задания на проверку социокультурной компетенции всегда вызывают трудности, так как требуют не только хорошего уровня сформированности языковых и речевых навыков, но и широты кругозора. Для тренировки нужно продумать систему заданий познавательного характера, например: Сопоставь имена авторов с названиями их произведений и главными героями (Смотри Приложение 3).

 В процессе обучения иностранным языкам должна быть сформирована компенсаторная компетенция, под которой понимается способность индивида выходить из затруднительных коммуникативных ситуаций вследствие дефицита языковых или речевых средств посредством применения компенсаторных стратегий и умений.  [2]

Для этого можно использовать  персональный сайт учителя http://teachandlearnenglish.com/, где собраны все задания в одном месте и учащемуся не нужно тратить время на поиск необходимого материала. Причём, задания на сайте распределены по уровню сложности и по темам; учитель только выдает задания и определяет последовательность их выполнения. Если в ходе выполнения заданий возникают какие-то вопросы, ученик разбирает их во время консультации с учителем. На сайте выложены особенно сложные задания на словосочетания, на синонимы и антонимы, на идиомы и фразовые глаголы; что очень важно при подготовке к олимпиаде, так как именно эти разделы довольно слабо представлены в учебниках школьной программы. В то же время, на олимпиадах разного уровня задания такого вида встречаются очень часто и вызывают наибольшие трудности. Изучение и использование синонимов, дефиниций, и толкований способствует развитию таких базовых умений компенсаторной компетенции как умения прибегать к перефразированию.

Кроме того, необходимо сформировать и учебно-познавательную компетенцию, то есть способность развивать свою мыслительную деятельность путем сравнения, сопоставления, анализа и обобщения информации в соответствии с определенной учебной задачей, пользоваться справочными материалами. Наиболее удачными для этого являются задания для подготовки к устному речевому высказыванию.

· essay (эссе).

Наиболее знакомыми для учащихся школы являются форматы эссе, так как с ними они подробно знакомятся в ходе школьной программы.

Очень сложным является и задание на проверку сформированности навыков говорения. В качестве тренировочного упражнения можно подобрать задания из Википедии. При этом, необходима разработка заданий, которые стимулируют употребление лексики и грамматики продвинутого уровня. Важно, чтобы таких заданий было достаточно для формирования автоматизированного навыка. Только при условии систематического выполнения заданий формируется навык на подсознательном уровне.

Образец индивидуальной траектории. После того, как по результатам диагностики были определены слабые места, которые нуждались в дополнительной отработке, этап базовой подготовки был организован по двум направлениям:

1. Общее повторение грамматики и  лексики.

2. Углубленное изучение тем, которые вызвали наибольшие трудности:

· Сослагательное наклонение.

· Фразовые глаголы.

· Словосочетания.

· Идиомы.

· Социокультурный компонент.

На этапе целеполагания была определена главная цель (успешное выступление на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников) и ближайшие задачи (системное повторение лексики и грамматики, изучение реалий стран изучаемого языка).

Далее были спланированы формы работы и периодичность занятий:

· Индивидуальные задания для выполнения на уроке. (Три раза в неделю).

· Индивидуальные домашние задания. (Три раза в неделю).

· Задания для выполнения во время консультаций. (Два часа в неделю).

· Самостоятельная работа. (Выполнение заданий из учебных пособий, просмотр видеофильмов, чтение литературы в оригинале, выполнение тестовых заданий в интернете -  в свободное время).

Во время промежуточной диагностики вносились необходимые коррективы. В результате такой работы призер заключительного.

Очень важной является работа по психолого-педагогическому сопровождению учащихся при подготовке к региональному и особенно заключительному этапу. Необходима квалифицированная помощь психолога.

В заключение хочется отметить, что ценность олимпиадной формы заключается не только в результате, но и в самом процессе подготовки. Различные интеллектуальные соревнования дают возможность не только выявить одаренных детей, за счет контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетентности, но позволяют мотивировать учащихся к изучению иностранных языков и к самостоятельной исследовательской работе в этой области, способствуют развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

Увеличение количества победителей и призёров олимпиад является результатом целенаправленной работы по развитию одарённых детей.

1.Условия и принципы подготовки учащихся к олимпиадам Условия подготовки к олимпиадам:

 1. Отбор учащихся, выявляющих общие и определенные способности по предмету. Идеальным контингентом для подготовки являются высокомотивированные учащиеся, высокий уровень их как общих, так и специфических способностей, высокая работоспособность в выполнении заданий (умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять многовариантные решения поставленных проблем). Отбор необходимо осуществлять в ходе наблюдения на уроках, организации исследовательской деятельности, проведения внеклассных мероприятий. Желательно подобрать группу, команду ребят, готовящихся к олимпиаде. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников. (Ресурсные центры)

2. Подготовка к олимпиаде должна вестись систематически через организацию индивидуальной работы на уроке и через внеурочные занятия. Использование индивидуальных, творческих и нестандартных творческих заданий повышенного уровня на уроках как правило дают видимый результат. Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность и обеспечение её удовлетворения, осуществляется через внеурочную деятельность: различные конкурсы, кружки, факультативы, посещение библиотек.

3. Работа по подготовке к олимпиаде будет результативна, если отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя выражается лишь в уровне знаний, умений и его способности передать их ученику. Принципы при подготовке к олимпиаде: 1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач. 2. Активность знаний: Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учётом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах. 3. Принцип опережающего уровня сложности: Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

4. Анализ результатов прошедших олимпиад: При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтённые в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он также необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

5.Индивидуальный подход: Должна разрабатываться индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения. Очень значимым в подготовке одаренный детей к предметным олимпиадам является соблюдение психологических принципов. У детей можно выделить несколько психоттипов, и с каждым из них - свои принципы работы, своя стратегия подготовки к олимпиадам. Мартынчук Э.С., педагог-психолог – работа в группах, рекомендации.

Формы и методы работы на уроке по подготовке учащихся к олимпиадам В классе, на уроке высокомотивированые учащиеся требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации и современные технологии обучения, что поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы. Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является: - повышение учебной мотивации одаренных детей; - развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления; - овладение навыками самоконтроля, самооценки. - развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности; Можно порекомендовать следующие приемы работы с высокомотивированными учащимися на уроке: 1.Решение олимпиадных задач, связанных с темой урока: На уроке всегда можно найти место задачам, заданиям, развивающим ученика, причем в любом классе, по любой теме. Можно предлагать учащимся задачи, которые были на олимпиадах в предыдущие годы. 2. Разнообразные виды самостоятельных работ: тренировочные, закрепляющие самостоятельные работы, самостоятельные работы творческого, развивающего характера. 3. После изучения определенного раздела, темы учащимся предлагается подготовить сообщения, рефераты, презентации для выступления на уроке, или внеклассных мероприятиях. Темы выбираются заранее. 4. Работа с тестами. Это вид деятельности помогает ученику продуктивнее заниматься на уроке. Такой вид работы очень удобен. У учеников вырабатываются устойчивые умения и знания. Можно легко увидеть какова подготовленность учащихся, как усвоена тема, на чём стоит заострить внимание. 5. Ребусы, анаграммы, криптограммы, софизмы на уроке. Для развития интереса к решению нестандартных задач в программу урочных занятий нужно включать рассмотрение занимательных задач, ребусов, задач-шуток, анаграмм и криптограмм, софизмов, задач прикладного характера. 6. Творческие и олимпиадные домашние задания: Один из путей подготовки к олимпиадам - задания на дом типа: составь задачу, аналогичную составленной в классе, придумайте ребусы по теме, составьте кроссворд (анаграмму, софизм и т.д.), придумайте задачу-сказку по теме и т.п. В качестве домашнего задания можно предложить домашние олимпиады, используя олимпиадные задачи прошлых лет. (Рекомендации учащимся: пользоваться дополнительной литературой, вести поиск решения задач, решать их самостоятельно). Решению задач по развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся на уроке способствует применение педагогами следующих методов: частичнопоисковый: привлечение к поисковой деятельности, исследовательский метод, проблемный, метод проектов. А также проведение уроков в нетрадиционной форме: урок-КВН, урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская, урокисследование, урок-диспут, урок конференция, урок-деловая игра. Все педагоги знают, что основная работа при подготовке учащихся к олимпиадам ведется во внеурочное время в процессе индивидуальной работы с учеником. При этом учителю необходимо определиться со стратегией обучения решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности. Рассмотрим на каких принципах строится данная стратегия: 1. Ускорение. Эта стратегия позволяет учесть потребности и возможности определённой категории учащихся, отличающихся разным темпом развития. Ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащённому в той или иной мере углублённому учебному содержанию по предмету. Примером такой формы подготовки могут быть погружения, творческие мастерские, мастер-классы, интенсивные образовательные программы. 2. Углубление. Соответствующая стратегия подготовки эффективна по отношению к одаренным детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес к предмету. При этом предполагается более глубокое изучение тем конкретной области знаний. Это может быть школа и класс с углублённым изучением предмета. 3. Обогащение. Данный тип стратегии ориентирован на качественно иное содержание обучения учащихся, изучения нетрадиционных тем за счёт установления связей с другими темами, проблемами или предметами. Такая программа предполагает обучение школьников разнообразным способам и приёмам работы с олимпиадными заданиями. Подготовка может осуществляться в рамках традиционного образовательного процесса, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, интеллектуальные турниры и конкурсы по развитию тех или иных способностей и т. д. 4. Проблематизация. Данная стратегия обучения предполагает стимулирование личностного развития учащихся с помощью использования проблемных ситуаций, оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся фактов, поиск новых трактовок и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению предмета. Учителю следует разработать программу подготовки учащихся к олимпиадам, которая должна удовлетворять следующим требованиям: 1) включать дополнительное изучение тем разделов и актуальных проблем; 2) использовать интегрированный подход к изучению тем и проблем. Это позволит стимулировать стремление учащихся к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных видов межпредметных знаний; 3) формировать умения к проведению исследовательской работы; 4) учитывать личностные интересы учащихся и поощрять углублённое изучение тем, выбранных самим школьником; 5) поддерживать и развивать самостоятельность в обучении; 6) обеспечивать гибкость и вариативность образовательного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, корректировки методики с учётом специфики индивидуальных особенностей учащихся; 7) предусматривать свободный доступ и использование разнообразных источников и способов получения информации; 8) обучать учащихся оценивать результаты своей работы, формировать у них навыки рефлексии; 10) развивать элементы индивидуальной психологической поддержки и помощи с учётом своеобразия личности каждого участника олимпиад. Как подготовить ребенка к олимпиаде и сохранить его здоровье? Обсуждение: Кто участвует в олимпиадах? Думаю, что ответ на этот вопрос очевиден, в олимпиадах принимают участие учащиеся, которые имеют высокую мотивацию к учебной деятельности, имеющие высокие показатели в учебной деятельности, потенциальные «медалисты». Учебная деятельность для них является приоритетной, по статистике, на занятия в школе, подготовку домашнего задания такие учащиеся, особенно старших классов, затрачивают в среднем по 12 часов в сутки. Как вам законодательство о труде, где предусматривается 8 часовой рабочий день для взрослых? Добавим к этому времени подготовку к олимпиадам и получим рабочий день ребенка 14-16 часов, чем не эксплуатация детского труда? Признаем и факт того, что, как правило, такие ученики принимают участие в нескольких олимпиадах, причем по предметам из разных областей знаний, ведь «талантливый ребенок талантлив во всем». Известны случаи, как некоторые учащиеся принимали участие в 3 предметных олимпиадах. Исходя из этого можно сделать следующие выводы: Во-первых, подготовка учащихся к олимпиаде - это сложный процесс, участниками которого являются педагоги, ученики, родители, он требует большого напряжения сил от наших учеников. Во-вторых, подготовка ученика к олимпиадам процесс длительный, нельзя подготовить ученика к успешному участию в олимпиаде за несколько дней или недель. В-третьих, при подготовке к олимпиаде, мы должны на первое место ставить интересы ребенка, его здоровье, его интересы и потребности. В предметных олимпиадах основой успеха является не сумма конкретных знаний учащегося, а его способность логически мыслить, умение создать за короткий срок достаточно сложную и, главное, новую для него логическую конструкцию. Решая задачу выявления творческих способностей учащегося, т. е. умения «нестандартно мыслить», олимпиадные задания в значительной степени отошли от стандартных («школьных») заданий. Олимпиадная задача по любому предмету – это задача повышенной трудности, нестандартная как по формулировке, так и по методам решения. Как добиться успешного участия школьника в олимпиаде? От учителя требуется все его педагогическое мастерство для подготовки своих учеников к участию в олимпиадах. Те педагоги, которые имеют опыт организации олимпиадного движения, как правило, имеют и свои рекомендации по организации подготовки детей к олимпиадам. И сейчас я представлю вашему вниманию СОВЕТЫ опытных педагогов по подготовке учащихся к успешному участию в олимпиадах:

Совет 1. Начните с того, что определитесь, кто из учащихся проявляет интерес именно к вашему предмету, возможно, связывает с областью знаний, которую вы преподаете выбор будущей профессии. Это станет дополнительным стимулом для ребенка при подготовке е олимпиаде, позволит ему решать сразу несколько задач: подготовиться к олимпиаде, расширить свои знания в предмете, уточнить свой будущий выбор. Помните, что участие в олимпиадах для учащегося – дело добровольное! Если учитель работает в классе давно, то таких учеников он знает, так как на его уроке они проявляют свои способности. Труднее, если учитель берет новый класс или, такой опыт есть во многих школах, учитель работает с группой детей, в том числе из классов, в которых сам не преподает. Тогда педагог может: провести беседу с учителями предметниками смежных дисциплин на предмет выявления учащихся с особыми образовательными способностями, обратиться к мониторингу выявления одаренности, который ведется в каждой школе.

Совет 2. Проведите беседу с самим учеником, чтобы прояснить такие вопросы как: готов ли он начать подготовку к участию в олимпиадах, имеет ли он свободное время для дополнительных занятий? Это должен быть выбор ребенка! Не настаивайте на его участие в олимпиаде, если он не проявляет к этому интереса, поймите его, ваш предмет - это не единственная сфера его интересов. К сожалению, некоторые педагоги этому совету не следуют: «если хочешь иметь отлично по моему предмету, то ты должен участвовать в олимпиаде», такие «угрозы» иногда можно услышать от некоторых педагогов. Хорошо, если в разговоре педагога и ученика примут участие и родители ребенка, ведь их поддержка, а где-то и помощь очень необходимо в данном случае (потребуется распечатывать материалы, приобрести литературу, необходим доступ к сети Интернет и пр.). Иногда в процессе такой беседы выясняется, что у ребенка есть проблемы со здоровьем и серьезные дополнительные учебные нагрузка при подготовке его к олимпиадам скажутся на здоровье ребенка не лучшим образом.

Совет 3. Если у ученика нет опыта участия в предметных олимпиадах, то начинать подготовку к ним надо как можно раньше, за несколько месяцев. Ребенок должен идти на олимпиаду подготовленным, он должен знать, что его ждет, какие типы заданий будут включены в олимпиадные материалы. Он должен быть знаком с правилами проведения олимпиады. Это позволит ученикам избежать ненужных стрессов, равномерно распределить время для подготовки. К сожалению, нередки случаи, что ученик узнает о своем участии, например, чуть ли не накануне ее проведения.

Совет 4. Больше времени уделяйте логическим рассуждениям при выполнении заданий. Для успеха нужно выполнять нестандартные задания. Успех связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных заданий.

Совет 5. Основной трудностью участников является неумение пользоваться анализом для поиска решения, комбинирование известных способов решения. Учить их очень внимательно знакомиться с условием задания, анализировать условия нестандартных заданий.

Совет 6. Разработайте и подготовьте дидактические материалы, чтобы ученик мог использовать их для самостоятельной работы, а у учителя получать консультации. электронные образовательные ресурсы, для подготовки к олимпиадам

Совет 7. Спланируйте работу свою и ученика при подготовке к олимпиадам, определите время индивидуальных занятий, консультаций. Определите последовательность изучения тем, выполнение заданий, так как ребенок при подготовке к успешному участию в олимпиаде должен изучить школьную программу раньше своих одноклассников, плюс изучить ряд тем, не входящих в программу общеобразовательных учреждений.

Совет 8. Используйте при подготовке олимпиаде школьников возможности дистанционных олимпиад по предметам. Это позволит нашим ученикам проверить свои силы и поверить в свои силы, увидеть слабые и сильные стороны при подготовке к основной олимпиаде, расширит их знания по предмету, так как при участии в дистанционных олимпиадах учащиеся пользуются дополнительными источниками информации, ЭОР.

Совет 9. Хвалите своих учащихся, участников олимпиадного движения, даже если они не стали призерами, любой результат ребенка, показанный им, достоин уважения и должен быть отмечен преподавателем. Проанализируйте вместе с ребенком выполненную им олимпиадную работу (через анализ заданий), разберите допущенные ошибки, спланируйте дальнейшую работу по подготовке к олимпиадам. Постарайтесь убедить ученика, что его труд по подготовке к олимпиаде не пропадет зря, покажите ему, где он может использовать свои знания.

Совет 10. Занимайтесь самообразованием, сами расширяйте свои знания в различных областях знаний, ведь науки не стоит на месте. Многие олимпиадные задания сложны даже для учителей. Чтобы вырастить достойного участника олимпиадного движения учитель должен сам обладать глубокими знаниями своего предмета, кстати, знания в области педагогики и возрастной психологии будут так же востребованы.

Совет 11. Большую значимость имеет работа с учащимися после олимпиады, которая должна включать: - аналитический компонент – обязательно проанализируйте успехи и трудности, определите условия, позволившие победить и причины трудностей, выработать рекомендации учащимся, родителям и педагогам по использованию полученного опыта участия в олимпиадах; - реабилитационный компонент – необходима индивидуальная работа с теми, кто не стал победителем и сильно переживает за это.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: