В начале процесса сжатия температура свежего заряда ниже температуры поверхностей деталей, поэтому начальный период процесса сопровождается подводом теплоты к заряду. При этом значение показателя политропы сжатия n1 больше показателя адиабаты k1.
В дизельных двигателях численное значение показателя политропы в начале сжатия достигает примерно 1,5—1,6 и более (в зависимости от теплового состояния двигателя и температуры поступающего воздуха).
По мере движения поршня от н.м.т. к в.м.т. температура свежего заряда непрерывно повышается и теплообмен между рабочим
Рис. 4.2. Изменение показателя политропы и давления в процессе сжатия
телом и окружающими его деталями вследствие уменьшения разности их температур снижается, следовательно, показатель политропы сжатия непрерывно уменьшается. Когда температуры сжимаемого заряда и стенок цилиндра сравняются, тепловой поток станет равным нулю и мгновенное значение показателя политропы сжатия будет равно показателю адиабаты.
|
|
Дальнейшее повышеие температуры сжимаемого заряда изменяет направление теплового потока и процесс сжатия сопровождается отводом тепла от рабочего тела к окружающим его деталям.
Кривая процесса сжатия в этом случае проходит более полого, чем адиабата сжатия, значение показателя политропы становится меньше показателя адиабаты , причем разность между ними увеличивается по мере приближения поршня к в.м.т.
Некоторое увеличение показателя политропы сжатия вблизи в.м.т. может происходить вследствие того, что поверхность теплообмена при этом положении поршня мала, а температура поверхностей, образующих камеру сгорания, сравнительного высока, и хотя тепло и отводится от рабочего тела к стенкам, но этот теплоотвод может оказаться количественно меньше, чем при более раннем (до в.м.т.) положении поршня.
Расчет процесса сжатия с переменным показателем политропы сопряжен со значительными трудностями. С целью упрощения расчета действительный процесс сжатия с переменным показателем политропы заменяют политропным процессом с некоторым постоянным показателем n1, который называется средним показателем политропы сжатия. Численное значение n1 выбирается таким, чтобы теплообмен в политропном процессе с выбранным показателем n1 равнялся бы суммарному теплообмену в действительном процессе сжатия.
Значения показателя политропы сжатия для выполненных дизелей приведены в таблице 4.1.
Суммарный теплообмен в течение процесса сжатия, как правили, невелик и составляет 1—3% от подводимого тепла и направлен от рабочего тела к окружающим его деталям двигателя.
|
|
Таблица 4.1
Тип двигателя | Параметры и пределы их изменения | ||
средний показатель политропы сжатия n1 | давление в конце сжатия рc, МПа | Темпера-турa в конце сжатия Tc, K | |
Дизели: | |||
с разделенными камерами | 1,32—1,38 | 3,0 - 4,5 | 700-900 |
с неразделенными камерами Карбюраторные двигатели | 1.34 - 1.41 1,34—!,37 | 4.0-6,0 0,6—1,2 | 850 – 1000 600-700 |
Параметры рабочего тела в конце процесса сжатия и в конце впуска связаны между собой уравнением политропы сжатия:
(4.1)
(4.2)
Значения параметров рабочего тела в конце процесса сжатия в дизельных двигателях на расчетном режиме приведены в таблице 4.1.