Качество протекания процесса сжатия в целом характеризуется величиной среднего показателя политропы сжатия n1. Средний показатель политропы сжатия обычно меньше показателя адиабаты. Все факторы, вызывающие увеличение суммарного теплового потока, приводят к уменьшению показателя n1, и наоборот, псе факторы, уменьшающие суммарный теплообмен, приближают процесс сжатия к адиабатическому и увеличивают n1.
Величина и направление теплового потока при сжатии зависят:
— от разности температур сжимаемого заряда и окружающих его поверхностей;
— от продолжительности процесса сжатия;
— от относительной площади теплоотдающей поверхности, т. е. от отношения площади поверхности теплообмена к объему цилиндра;
— от количества свежего заряда, приходящегося на единицу поверхности теплообмена;
— от интенсивности вихревого движения заряда. Следовательно, на среднее значение показателя политропы сжатия n1 оказывают влияние следующие эксплуатационные факторы:
— режим охлаждения;
|
|
— режим работы двигателя, характеризующийся нагрузкой и частотой вращения коленчатого вала;
— температура и давление воздуха на впуске'
— размеры двигателя;
— величина утечек рабочего тела в процессе сжатия.
Рассмотрим влияние этих факторов на n1.
Режим охлаждения оказывает решающее влияние на температуру деталей, окружающих рабочее тело. Чем выше температура охлаждающей среды, тем меньше суммарный тепловой поток от сжимаемого заряда к стенкам цилиндра и средний показатель политропы сжатия больше. Поэтому, например, двигатель с воздушным, а также с высокотемпературным охлаждением характеризуются большими значениями n1, чем двигатели с низкотемпературным охлаждением.
При высокой температуре окружающих рабочее тело деталей суммарный тепловой поток может оказаться направленным от стенок к заряду и тогда средний показатель политропы сжатия будет больше показателя адиабаты. Например, при высокотемпературном охлаждении и умеренной температуре воздуха на впуске показатель политропы сжатия может быть равным 1,40-1,42.
Снижение температуры охлаждающей среды, наоборот, приводит к усилению теплоотвода от сжимаемого заряда и к уменьшению среднего показателя политропы сжатия, например, при пуске холодных двигателей, когда суммарный тепловой поток от заряда к холодным деталям настолько велик, что показатель политропы n1 имеет малые значения (порядка 1,15—1,25). Следовательно, величины параметров рабочего тела в конце процесса сжатия рс и Тс при пуске холодных двигателей будут ниже, чем при работе прогретых двигателей. Поэтому при сравнительно невысокой степени сжатия температура рабочего тела в конце процесса сжатия может оказаться недостаточной для самовоспламенения топлива. В таких случаях необходимо предусмотреть специальные устройства для подогрева свежего заряда при запуске двигателя.
|
|
Режим работы. С увеличением нагрузки увеличивается подача топлива в цилиндры двигателя. Следовательно, возрастает количество топлива, выделяющегося в цилиндрах в единицу времени, и увеличивается температура деталей, окружающих рабочее тело. Последнее, как уже отмечалось, вызывает увеличение среднего показателя политропы сжатия. Из этого следует, что давление и температура рабочего тела в конце процесса сжатия при работе дизельного двигателя на холостом ходу и малых нагрузках будут меньше, чем при работе двигателя на номинальной нагрузке при тех же частотах вращения коленчатого вала.
На рис. 6.3 представлено (по опытам Т. М. Мелькумова) изменение давления и температуры рабочего тела в конце процесса сжатия в зависимости от цикловой подачи топлива, которая пропорциональна нагрузке или эффективной мощности двигателя.
С увеличением частоты вращения коленчатого вала возрастает количество вводимого в двигатель за единицу времени тепла, следовательно, повышается температура его деталей. Одновременно с этим сокращается время контакта рабочего тела с деталями и уменьшается утечка заряда через зазоры между деталями. В результате совместного воздействия указанных факторов уменьшается суммарный тепловой поток, процесс сжатия приближается к адиабатическому и средний показатель политропы сжатия n1 увеличивается. На рис. 6.4 показана зависимость показателя n1 от частоты вращения, полученная Н. Р. Бриллингом для быстроходного дизеля, а на рис. 6.5 представлены зависимости рс и Тс от частоты вращения, полученные профессором Т. М. Мелькумовым.
Из рассмотренного следует, что при работе дизельного двигателя на холостом ходу и малых частотах вращения коленчатого вала давление и температура рабочего тела в конце сжатия будут значительно ниже, чем на номинальных частотах и нагрузке. Поэтому для обеспечения надежного запуска и устойчивой работы двигателя на малых нагрузках степень сжатия должна быть выбрана больше той, которая обеспечивает надежное самовоспламенение топлива на номинальном режиме.
Рис. 6.3. Влияние нагрузки на параметры воздуха в конце процесса сжатия
Рис. 6.4. Влияние частоты вращения коленчатого вала на среднее значение показателя политропы сжатия
Температура и давление воздуха на впуске. Увеличение температуры воздуха на впуске приводит к увеличению температуры рабочего тела в течение всего процесса сжатия..Следовательно, отдача тепла от сжимаемого заряда к.окружающим его деталям увеличивается и поэтому средний показатель политропы сжатия n1 уменьшится.
С увеличением давления воздуха на впуске рк возрастает расход свежего заряда. Следовательно, площадь поверхности теплообмена, приходящаяся на единицу свежего заряда, уменьшится. Поэтому и теплоотвод, приходящийся на единицу свежего заряда, также уменьшится, что приводит к увеличению среднего показателя политропы сжатия.
Размеры двигателя. Весовой заряд воздуха изменяется пропорционально кубу линейного размера (т. е. пропорционально произведению — .), а площадь поверхности теплообмена — пропорционально квадрату линейного размера (т.е. пропорционально произведению ). Таким образом, с увеличением размеров двигателя величина поверхности теплообмена, приходящаяся на единицу свежего заряда, уменьшается, что приводит к уменьшению относительного теплоотвода и к увеличению среднего показателя политропы сжатия. Поэтому у малоразмерных двигателей давление и температура заряда в конце сжатия будет ниже, чем у двигателей с большими размерами цилиндров при одинаковой степени сжатия и одинаковых параметрах воздуха на впуске. Этим, в частности, объясняются худшие пусковые качества малоразмерных двигателей.
|
|
.
Рис. 6.5. Изменение параметров воздуха в конце процесса сжатия в зависимости от частоты вращения коленчатого вала
Утечки заряда. По мере износа двигателя увеличиваются зазоры между деталями цилиндро-поршневой группы и возникают утечки сжимаемого заряда. Поэтому давление и температура заряда в конце процесса сжатия у изношенного двигателя будут меньше, что особенно ухудшает условия запуска.
Материал поршня и головки цилиндров. Применение алюминиевых сплавов для поршней и головок цилиндров приводит к увеличению отвода тепла от заряда и, следовательно, к уменьшению среднего показателя политропы сжатия