Экссудативно-катаральный диатез

НОВОУРАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 «СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ОБУЧАЮЩИЙ МОДУЛЬ

МЕТОДИЧЕСКИЙ и ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОКИ

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Раздел: Особенности оказания сестринской помощи детям

VI семестр

 

Для специальности 340201 Сестринское дело

Базовый уровень среднего специального образования

 

                                          Новоуральск

                                                2018г.

Особенности оказания сестринской помощи детям: обучающий модуль, МДК.02.01Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (методический и информационный блок) / Н.Б.Ощепкова. - Новоуральск: Новоуральский филиал ГБПОУ СПО «СОМК», 2015. - 48 с.

 

Содержание обучающего модуля полностью соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности 340201 Сестринское дело в области раздела «Особенности сестринской помощи детям» МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях является 1 и 2-ой частью обучающего модуля «Особенности сестринской помощи детям».

В содержание подмодуля вошли вопросы по разделу «Особенности сестринской помощи детям», изучаемые в 6 семестре.

Подмодуль представлен информационным, исполнительским и контролирующим блоками.

В информационном блоке учебная информация разделена на учебные темы, в исполнительском блоке представлены учебные задания к каждой учебной теме, в контролирующем блоке — контролирующие задания к каждой учебной теме.

Справочная информация в тексте выделена курсивом.

 

 

Обучающий модуль предназначен для студентов

Новоуральского филиала ГБПОУ СПО

 «Свердловский областной медицинский колледж», 2015

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Методический блок

Информационный блок

 
21.Дистрофии. Классификация хронических расстройств пищеварения у детей раннего возраста. Механизм патологического развития гипотрофии. Понятие гипотрофии. Причины гипотрофии. Степени. Клиника, проблемы пациента. Определение нормотрофии: гипостатура, гипотрофия, паратрофия.
22.Аномалии конституции. Понятие об аномалиях конституции. Классификация диатезов: определение атопического диатеза, факторы риска, группы аллергенов. Основные принципы лечения: диетотерапия, организация гипоаллергенного быта. Профилактика атопического дерматита, осложнений. Аллергические болезни. Характер кожных высыпаний при дерматите. Препараты для местного и базисного лечения. Неотложная помощь при крапивнице, отеке Квинке, анафилактическом шоке. 23.Стоматиты. АФО пищеварительного тракта. Виды стоматитов, причины их возникновения. Клиника. Профилактика стоматитов с учетом этиологии. 24. Острые респираторные вирусные инфекции. АФО органов дыхания у детей. Причины, факторы риска, проблемы при заболеваниях органов дыхания у детей. Особенности течения заболеваний. Этиология ОРВИ: грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция, респираторно-синтициальная. Клиника, Принципы диагностики. Лечение. Клиника ларингостеноза. Неотложная доврачебная помощь при ларингостенозе. Уход, профилактика заболеваний дыхательной системы, ОРВИ у детей. 25.Бронхиты. Бронхиолиты. Этиология. Предрасполагающие факторы, клинические проявления. Клиника острого и обструктивного  бронхита. Осложнения. Методы лабораторного и инструментального обследования. Принципы лечения, реабилитации. 26.Пневмония. Этиология, предрасполагающие факторы. Классификация. Клинические проявления пневмонии, особенности течения пневмонии у новорожденных с фоновыми заболеваниями. Методы диагностики, инструментальные методы исследования. Принципы ухода, лечения. Профилактика. 27.Бронхиальная астма. Заболеваемость детей бронхиальной астмой. Этиология, Клиническая картина заболевания, Возможные осложнения. Принципы оказания доврачебной помощи при бронхиальной астме. Лечение и профилактика. Работа школ по профилактике заболеваний органов дыхания. Лечебная гимнастика. 28.Гастриты. Гастродуодениты, дискинезии желчевыводящих путей. АФО органов пищеварения у детей. Этиология. Эпидемиология. Клинические проявления. Проблемы пациента. Уход. Принципы лечения. Значение диеты. Методы диагностики: Лабораторные, инструментальные, рентгенологические. 29. Язвенная болезнь. Симптомы поражения пищевода у детей. Факторы, способствующие возникновению эзофагита. Диагностика, острого, хронического эзофагита. Уход. Профилактика у детей различного возраста. Медикаментозная и немедикаментозная помощь при лечении эзофагитов и гастродуоденальном рефлюксе. 30.Холецистит. Панкреатит. ДЖВП в детском возрасте. Виды дискинезии. Клинические проявления. Уход. Диета. Профилактика, реабилитация, диспансерное наблюдение. Панкреатит, причины, проблемы пациента. Принципы лечения и ухода. Профилактика, диетотерапия. Лабораторные, инструментальные и функциональные методы диагностики. 31.Глистно-паразитарные инвазии. Гельминтозы. Факторы риска, способствующие распространению аскаридоза и энтеробиоза, профилактика. Клинические проявления, проблемы пациентов. 32.Врожденные пороки сердца. АФО органов кровообращения у детей. Причины и предрасполагающие факторы к возникновению врожденных пороков сердца. Их виды. Клинические проявления пороков сердца. Проблемы пациента, особенности ухода. Принципы лечения. Реабилитация и диспансерное наблюдение. Диагностика. «Компенсация» и «декомпенсация» порока. Приобретенные пороки. 33.Ревматизм. Вегетативные дистонии. Понятие ревматизм. Причины возникновения. Клинические формы. Клинические проявления. Проблемы пациента. Уход. Принципы лечения. Реабилитация и диспансерное наблюдение. Фазы активного ревматизма. Методы диагностики. Профилактика ревматизма. 34. Ювенильный ревматоидный артрит. Причины заболевания. Основные симптомы. Клинические формы, висцеральные поражения при ревматоидном артрите. Прогноз. 35.Анемия у детей. АФО органов кроветворения у детей. Факторы, предрасполагающие развитию анемии. Особенности гемограммы у детей различного возраста. Клинические проявления анемии. Основы диагностики и лечения. Организация ухода. Роль медсестры в организации постнатальной профилактики анемии. 36.Геморрагические диатезы. Определение геморрагических диатезов. Тромбоцитопеническая пурпура и геморрагический васкулит. Причины возникновения. Клинические проявления. Проблемы пациента. Уход. Лабораторная диагностика диатезов. Принципы лечения. Гемофилия. Клиника. Основы диагностики. Лечение. Профилактика. 37.Лейкозы. Заболеваемость лейкозами в России. Понятие лейкоза. Симптомы. Клиника с учетом периода заболевания. Уход. Лечение. Реабилитация, диспансерное наблюдение. Особенности работы медсестры с больными острым лейкозом, психологическая поддержка ребенку и его родителям. Профилактика обострений заболевания. Основы лабораторной диагностики. Оказание неотложной помощи при кровотечениях, кровоизлиянии в сустав. 38.Пиелонефрит. Цистит. Цистит у детей. Причины возникновения. Пути проникновения инфекции в мочевой пузырь. Клиника острого цистита. Диагностика. Принципы лечения. Уход. Пиелонефрит. Причины развития. Первичный и вторичный пиелонефрит. Предрасполагающие факторы развития заболевания. Проблемы пациента. Уход. Комплексное лечение, лечебное питание. Лабораторно-инструментальные методы исследования органов мочевыделения. 39.Мочекаменная болезнь, желчекаменная болезнь. Факторы, участвующие в развитии камнеобразования. Желчная колика, симптомы. Подготовка пациента к УЗИ обследованию печени, желчного пузыря. Реабилитация детей после холецистоэктомии. Почечная колика. Клиника, диагностика. Проблемы пациента. Оказание доврачебной помощи. Диета больных с мочекаменной болезнью. 40.Гломерулонефрит у детей. Понятие гломерулонефрит. Причины и предрасполагающие факторы к гломерулонефриту. Клинические проявления различных форм заболевания. Проблемы пациента. Уход. Принципы реабилитации. Диетотерапия. Прогноз детей с различными формами гломерулонефрита. Профилактика. Показатели, контролируемые медсестрой у детей с заболеваниями почек. Оценка медсестрой анализов мочи. 41.Заболевания щитовидной железы. АФО желез внутренней секреции. Заболевания щитовидной железы. Причины роста заболеваний щитовидной железы у детей на Урале. Гипотиреоз, понятие, клинические проявления. Проблемы пациента. Уход. Принципы лечения, диспансерное наблюдение. Методы диагностики. Скрининг-тестирование врожденного гипотиреоза. Профилактика у детей. 42.Сахарный диабет. Причины роста сахарного диабета у детей. Понятие диабет. Виды диабетов. Клинические проявления. Проблемы пациентов. Уход. Роль питания при диабете. Комы: гипо- и гипергликемическая. Причины возникновения. Методы лабораторной диагностики. Осложнения диабета специфические и неспецифические. Особенности работы медсестры с препаратами инсулина. Оказание неотложной доврачебной помощи при комах. 43. Особенности физического, психического, полового развития в препубертатном, пубертатном периодах. 44.Уход и наблюдение за детьми с инфекционными болезнями. 45. Инфекционный процесс, особенности иммунной системы. 46.Принципы активной иммунизации, календарь прививок, реакции на вакцинацию.Особенности инфекционного процесса. Организация прививочной работы. Основные принципы активной иммунизации. Прививочный календарь. Медицинские противопоказания к прививкам. Обязанности участковой медсестры по организации прививочной работы. 47.Туберкулез у детей.  Определение туберкулеза. Особенности эпидпроцесса у детей. Клинические формы в детском возрасте. Основные клинические проявления. Проблемы пациента. Принципы лечения. Профилактика. Сроки прививок. Реакция Манту. Значение ранней диагностики. Прочтение результатов пробы Манту. 48.Дифтерия. Скарлатина. Коклюш. Определение. Пути инфицирования. Источник инфекции. Клинические проявления. Осложнения. Особенности ухода. Проблемы пациента. Профилактика. Сроки иммунизации. 49.Корь. Краснуха. Ветряная оспа. Определение. Пути инфицирования. Источник инфекции. Клинические проявления. Осложнения. Особенности ухода. Проблемы пациента. Профилактика. Сроки иммунизации. 50.Эпидемический паротит. Менингококковая инфекция. Определение. Пути инфицирования. Источник инфекции. Клинические проявления. Осложнения. Особенности ухода. Проблемы пациента. Профилактика. Сроки иммунизации. Карантинные мероприятия. 51.Герпетическая инфекция у детей. 52.Острые кишечные инфекции (вирусные диареи). Дисбактериоз кишечника. Этиология и эпидемиология вирусных и бактериальных ОКИ. Синдромы поражения желудочно-кишечного тракта, интоксикации, обезвоживания. Осложнения. Лабораторная диагностика. Принципы лечения. Уход. Нормальный биоценоз кишечника. Основы диагностики и лечения. Биопрепараты в лечении дисбактериоза. 53.Вирусные гепатиты. Структура заболеваемости, распространенность вирусных гепатитов А, В, С, Д, Е. Этиология. Клиника. Лабораторные методы диагностики. Принципы лечения. Схема иммунизации. 54.Полиомиелит. Этиология. Эпидемиология. Основные клинические формы и их проявления. Лабораторная диагностика. Принципы лечения, уход, профилактика. Карантинные мероприятия. Список основной и дополнительной литературы
 

 

7 10   10   12   17     21     27   33     35   38   44     48     55   62   71   77   82   85     93   97     103   107     109   114     118   129 132 140     146     150     157   161     165 169     166     180     189   192    
 

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Уважаемые студенты!

Вы продолжаете освоение очень важного раздела «Особенности сестринской помощи детям» МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.  На изучение в VI семестре данного раздела отводиться 68 учебных теоретических и 60 учебных практических часов.

Данный модуль включает:

1. Методический блок, в котором представлены рекомендации по работе с модулем, а также перечень знаний и умений, которыми Вы должны овладеть после освоения темы.

2. Информационный блок, в котором собрана основная информация по данной теме.

3. Исполнительский блок, содержащий задания, выполнив которые Вы сможете закрепить свои знания и научитесь выполнять манипуляции.

4. Контролирующий блок, представленный в виде заданий в тестовой форме для проверки Ваших знаний, и контрольные задания для проверки степени освоения Вами манипуляций

При изучении темы вы будете пользоваться 3 брошюрами обучающегося модуля:

1. Методический и информационный блоки.

2. Исполнительский блок.

3. Контролирующий блок.

Последняя брошюра храниться у преподавателя, выдаётся на время выполнения контролирующих заданий и после завершения изучения темы.

Тема изучается в следующей последовательности:

1. Знакомство с учебными целями подмодуля (представлены в методическом блоке).

2. Знакомство с учебным материалом подмодуля (представлены в информационном блоке).

3.  Выполнение заданий исполнительского блока (если требуется применить знания) и выполнение манипуляций подмодуля (если требуется научиться выполнить манипуляцию). Во время обучения манипуляционной технике Вам понадобится помощь преподавателя, который укажет Вам не правильные действия и скорректирует их.

4. После того, как Вы выполняете все задания и будете уверены, что манипуляции данного раздела МДК Вы выполните правильно, Вы можете оповестить преподавателя о своей готовности пройти контроль усвоения знаний и умений раздела МДК.

Оценка за каждый раздел МДК определяется с помощью рейтинга и включает баллы за выполнение знаний в тестовой форме и выполнение контрольных манипуляций. По результатам контроля преподаватель объявит Вам, является ли количество набранных Вами баллов достаточным, чтобы перейти к освоению следующего МДК или Вам следует ещё поработать над этим МДК, причём преподаватель укажет, какой учебный элемент Вами не усвоен.

 

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

· осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях;

· проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией;

уметь:

· готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

· осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;

· консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;

· осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара;

· осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

· проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные приемы массажа;

· проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;

· осуществлять паллиативную помощь пациентам;

· вести утвержденную медицинскую документацию;

 

знать:

· причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента;

· - пути введения лекарственных препаратов;

· - виды, формы и методы реабилитации;

· - правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.

 

                       Информационный блок

 

 
     


Лекция № 21.

Тема: Дистрофии. Классификация хронических расстройств пищеварения у детей раннего возраста. Механизм патологического развития гипотрофии. Понятие гипотрофии. Причины гипотрофии. Степени. Клиника, проблемы пациента. Определение нормотрофии: гипостатура, гипотрофия, паратрофия.

Дистрофия – патологический процесс, ведущий к потере или накоплению тканями веществ, не свойственных ей в нормальном состоянии (например, скопление угля в легких). При дистрофии клетки и межклеточное вещество повреждаются, вследствие чего нарушается и функционирование больного органа. За метаболизм и сохранность структуры клеток отвечает комплекс механизмов – трофика. Именно она страдает при дистрофии: нарушается саморегуляция клеток и транспорт продуктов метаболизма.

Дистрофия чаще всего поражает детей до трех лет, что ведет к задержке физического, интеллектуального и психомоторного развития, нарушениям иммунной системы и обмена веществ.

Виды дистрофии

Существует несколько классификаций дистрофии. В зависимости от вида нарушения обменных процессов ее делят на белковую, жировую, углеводную и минеральную дистрофии. По локализации дистрофия бывает клеточная, внеклеточная и смешанная. Приобретенной и врожденной дистрофия может быть по этиологии (происхождению). Врожденная дистрофия всегда обусловлена генетически: нарушения обмена белков, углеводов и жиров имеют наследственный характер. Тот или иной фермент, принимающий участие в обмене веществ, может отсутствовать, что ведет к неполному расщеплению и накоплению в тканях продуктов метаболизма. Поражению подвергаются разные ткани, но центральная нервная система страдает всегда, что ведет к дефициту определёных ферментов. Это очень опасные заболевания, так как дефицит определенных ферментов может вызывать смерть.

Также дистрофию делят на три вида: гипотрофию, гипостатуру и паратрофию.

Гипотрофия является самой распространенной на сегодняшний день формой заболевания. Она выражается в недостаточной массе тела человека в соотношении с его ростом и может быть пренатальной (врожденной), постнатальной (приобретенной) и смешанной.

Паратрофия – нарушение питания и обмена веществ, выражающееся избытком массы тела.

Гипостатруа – одинаковый недостаток веса и роста в соответствии с возрастными нормами.

Когда дистрофия развивается вследтвие белково-энергетической недостаточности, ее называют первичной, если она сопутствует другому заболеванию – вторичной.

 

Причины дистрофии

Дистрофия может быть обусловлена множеством различных причин. Помимо врожденных генетических нарушений обмена веществ, появление заболевания могут вызвать инфекционные болезни, стрессы, нерациональное питание. Также причинами дистрофии могут стать неправильный образ жизни, внешние неблагоприятные факторы, слабый иммунитет, хромосомные заболевания.

Бытует ошибочное мнение, что дистрофии подвержены только дети, которые родились раньше срока. Но болезнь может возникнуть из-за длительного голодания или переедания (особенно углеводсодержащих продуктов), проблем желудочно-кишечного тракта, соматических заболеваний и проч.

Врожденная дистрофия часто возникает из-за слишком молодого или, наоборот, пожилого возраста матери больного ребенка.

Симптомы дистрофии

    Симптомы дистрофии проявляются исключительно в зависимости от ее формы и степени тяжести. Общими признаками заболевания принято считать возбуждение, потерю аппетита и ухудшение сна, слабость, утомляемость, задержку роста (у детей), потерю веса и проч.

    При гипотрофии (I–II степени) снижается масса тела (на 10–30 %), наблюдается бледность, снижение мышечного тонуса и эластичности тканей, истончается или исчезает подкожная клетчатка, появляется витаминная недостаточность. У больных нарушается иммунитет, может увеличиваться печень, стул нарушен (чередование запоров и поносов).

    При гипотрофии III степени наступает истощение, кожа теряет эластичность, западают глазные яблоки, нарушается дыхание и сердечный ритм, снижается артериальное давление и температура тела.

Паратрофия выражается в избыточном откладывании жира в подкожной клетчатке. Больной бледен и подвержен аллергическим реакциям; наблюдаются нарушения работы кишечника, дисбактериоз, анемия; в складках кожи часто появляются опрелости.

    Гипостатура часто сопровождает гипотрофию II–III степени. Ее симптомами являются бледность, снижение эластичности тканей, функциональные расстройства нервной системы, нарушения метаболизма, снижение иммунитета. Гипостатура является стойкой формой дистрофии, поэтому существуют определенные трудности в ее лечении. Примечательно также, что отсутствие других симптомов дистрофии (снижение веса, слабость и т. д.) может считать гипостатуру нормальным признаком конституциональной низкорослости.

Лечение дистрофии

    Лечение дистрофии всегда должно быть комплексным и зависеть от ее вида и степени тяжести. Если дистрофия имеет вторичный характер, упор делают на лечение болезни, ставшей ее причиной. В противном же случае основным средством лечения является диетотерапия и профилактика вторичных инфекций (при дистрофии иммунитет снижен и больной подвержен различным заболеваниям).

    При гипотрофии I степени детей лечат дома, но при II и III степени заболевания требуется стационарный режим с помещением больного ребенка в бокс.

    Диета является основой при рациональном лечении дистрофии.

    При гипотрофии на первом этапе выясняется переносимость определенной пищи, а затем увеличивается ее объем и качество (до выздоровления).

    Больным показано грудное молоко, кисломолочные смеси, дробное питание (до 10 раз в день), ведение дневника пищи (с указанием изменений стула и массы тела). Также больным назначают витамины, ферменты, стимуляторы и биологически активные добавки.

    Профилактика дистрофии имеет множество нюансов: чтобы уберечь ребенка от этого заболевания, будущая мать должна следить за своим здоровьем, соблюдать режим дня, отказаться от вредных привычек. После рождения ребенка необходимо соблюдать все правила кормления и ухода за ним, своевременно лечить инфекционные и другие заболевания, ежемесячно проводить взвешивание и измерение роста.

 

 

Лекция № 22.

Тема: Аномалии конституции. Понятие об аномалиях конституции. Классификация диатезов: определение атопического диатеза, факторы риска, группы аллергенов. Основные принципы лечения: диетотерапия, организация гипоаллергенного быта. Профилактика атопического дерматита, осложнений. Аллергические болезни. Характер кожных высыпаний при дерматите. Препараты для местного и базисного лечения. Неотложная помощь при крапивнице, отеке Квинке, анафилактическом шоке.

Своеобразные генетические нарушения конституции, которые связаны с нарушениями адаптации организма ребёнка к условиям внешней среды.

Различают 3 вида диатезов:

1. Экссудативно - катаральный - повышение чувствительности барьерных тканей, возникает с 1-х дней жизни.

2. Лимфатико - гипопластический диатез - характеризуется гиперплазией лимфоидной ткани, гипоплазия органов (сердца, аорты, почек, надпочечников, щитовидной и паращитовидной желёз и т. д.). Заболевание тяжёлое, течёт с нарушением функций эндокринных желёз.

3. Нервно - артрический диатез - генетические нарушения обмена веществ, функций ЦНС, редкая форма диатеза.

 

Экссудативно-катаральный диатез

    Повышение чувствительности барьерных тканей, кожа, слизистые теряют степень сопротивляемости. Возникает с 1-х дней жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: