НОВОУРАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ОБУЧАЮЩИЙ МОДУЛЬ
МЕТОДИЧЕСКИЙ и ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОКИ
МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Раздел: Особенности оказания сестринской помощи детям
VI семестр
Для специальности 340201 Сестринское дело
Базовый уровень среднего специального образования
Новоуральск
2018г.
Особенности оказания сестринской помощи детям: обучающий модуль, МДК.02.01Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (методический и информационный блок) / Н.Б.Ощепкова. - Новоуральск: Новоуральский филиал ГБПОУ СПО «СОМК», 2015. - 48 с.
Содержание обучающего модуля полностью соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности 340201 Сестринское дело в области раздела «Особенности сестринской помощи детям» МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях является 1 и 2-ой частью обучающего модуля «Особенности сестринской помощи детям».
В содержание подмодуля вошли вопросы по разделу «Особенности сестринской помощи детям», изучаемые в 6 семестре.
Подмодуль представлен информационным, исполнительским и контролирующим блоками.
В информационном блоке учебная информация разделена на учебные темы, в исполнительском блоке представлены учебные задания к каждой учебной теме, в контролирующем блоке — контролирующие задания к каждой учебной теме.
Справочная информация в тексте выделена курсивом.
Обучающий модуль предназначен для студентов
Новоуральского филиала ГБПОУ СПО
«Свердловский областной медицинский колледж», 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Методический блок Информационный блок
| 7 10 10 12 17 21 27 33 35 38 44 48 55 62 71 77 82 85 93 97 103 107 109 114 118 129 132 140 146 150 157 161 165 169 166 180 189 192 | |||||
МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК Уважаемые студенты! Вы продолжаете освоение очень важного раздела «Особенности сестринской помощи детям» МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. На изучение в VI семестре данного раздела отводиться 68 учебных теоретических и 60 учебных практических часов. Данный модуль включает: 1. Методический блок, в котором представлены рекомендации по работе с модулем, а также перечень знаний и умений, которыми Вы должны овладеть после освоения темы. 2. Информационный блок, в котором собрана основная информация по данной теме. 3. Исполнительский блок, содержащий задания, выполнив которые Вы сможете закрепить свои знания и научитесь выполнять манипуляции. 4. Контролирующий блок, представленный в виде заданий в тестовой форме для проверки Ваших знаний, и контрольные задания для проверки степени освоения Вами манипуляций При изучении темы вы будете пользоваться 3 брошюрами обучающегося модуля: 1. Методический и информационный блоки. 2. Исполнительский блок. 3. Контролирующий блок. Последняя брошюра храниться у преподавателя, выдаётся на время выполнения контролирующих заданий и после завершения изучения темы. Тема изучается в следующей последовательности: 1. Знакомство с учебными целями подмодуля (представлены в методическом блоке). 2. Знакомство с учебным материалом подмодуля (представлены в информационном блоке). 3. Выполнение заданий исполнительского блока (если требуется применить знания) и выполнение манипуляций подмодуля (если требуется научиться выполнить манипуляцию). Во время обучения манипуляционной технике Вам понадобится помощь преподавателя, который укажет Вам не правильные действия и скорректирует их. 4. После того, как Вы выполняете все задания и будете уверены, что манипуляции данного раздела МДК Вы выполните правильно, Вы можете оповестить преподавателя о своей готовности пройти контроль усвоения знаний и умений раздела МДК. Оценка за каждый раздел МДК определяется с помощью рейтинга и включает баллы за выполнение знаний в тестовой форме и выполнение контрольных манипуляций. По результатам контроля преподаватель объявит Вам, является ли количество набранных Вами баллов достаточным, чтобы перейти к освоению следующего МДК или Вам следует ещё поработать над этим МДК, причём преподаватель укажет, какой учебный элемент Вами не усвоен.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт: · осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях; · проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией; уметь: · готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам; · осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях; · консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств; · осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара; · осуществлять фармакотерапию по назначению врача; · проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные приемы массажа; · проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента; · осуществлять паллиативную помощь пациентам; · вести утвержденную медицинскую документацию;
знать: · причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента; · - пути введения лекарственных препаратов; · - виды, формы и методы реабилитации; · - правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.
Информационный блок
| ||||||
Лекция № 21.
Тема: Дистрофии. Классификация хронических расстройств пищеварения у детей раннего возраста. Механизм патологического развития гипотрофии. Понятие гипотрофии. Причины гипотрофии. Степени. Клиника, проблемы пациента. Определение нормотрофии: гипостатура, гипотрофия, паратрофия.
Дистрофия – патологический процесс, ведущий к потере или накоплению тканями веществ, не свойственных ей в нормальном состоянии (например, скопление угля в легких). При дистрофии клетки и межклеточное вещество повреждаются, вследствие чего нарушается и функционирование больного органа. За метаболизм и сохранность структуры клеток отвечает комплекс механизмов – трофика. Именно она страдает при дистрофии: нарушается саморегуляция клеток и транспорт продуктов метаболизма.
Дистрофия чаще всего поражает детей до трех лет, что ведет к задержке физического, интеллектуального и психомоторного развития, нарушениям иммунной системы и обмена веществ.
Виды дистрофии
Существует несколько классификаций дистрофии. В зависимости от вида нарушения обменных процессов ее делят на белковую, жировую, углеводную и минеральную дистрофии. По локализации дистрофия бывает клеточная, внеклеточная и смешанная. Приобретенной и врожденной дистрофия может быть по этиологии (происхождению). Врожденная дистрофия всегда обусловлена генетически: нарушения обмена белков, углеводов и жиров имеют наследственный характер. Тот или иной фермент, принимающий участие в обмене веществ, может отсутствовать, что ведет к неполному расщеплению и накоплению в тканях продуктов метаболизма. Поражению подвергаются разные ткани, но центральная нервная система страдает всегда, что ведет к дефициту определёных ферментов. Это очень опасные заболевания, так как дефицит определенных ферментов может вызывать смерть.
Также дистрофию делят на три вида: гипотрофию, гипостатуру и паратрофию.
Гипотрофия является самой распространенной на сегодняшний день формой заболевания. Она выражается в недостаточной массе тела человека в соотношении с его ростом и может быть пренатальной (врожденной), постнатальной (приобретенной) и смешанной.
Паратрофия – нарушение питания и обмена веществ, выражающееся избытком массы тела.
Гипостатруа – одинаковый недостаток веса и роста в соответствии с возрастными нормами.
Когда дистрофия развивается вследтвие белково-энергетической недостаточности, ее называют первичной, если она сопутствует другому заболеванию – вторичной.
Причины дистрофии
Дистрофия может быть обусловлена множеством различных причин. Помимо врожденных генетических нарушений обмена веществ, появление заболевания могут вызвать инфекционные болезни, стрессы, нерациональное питание. Также причинами дистрофии могут стать неправильный образ жизни, внешние неблагоприятные факторы, слабый иммунитет, хромосомные заболевания.
Бытует ошибочное мнение, что дистрофии подвержены только дети, которые родились раньше срока. Но болезнь может возникнуть из-за длительного голодания или переедания (особенно углеводсодержащих продуктов), проблем желудочно-кишечного тракта, соматических заболеваний и проч.
Врожденная дистрофия часто возникает из-за слишком молодого или, наоборот, пожилого возраста матери больного ребенка.
Симптомы дистрофии
Симптомы дистрофии проявляются исключительно в зависимости от ее формы и степени тяжести. Общими признаками заболевания принято считать возбуждение, потерю аппетита и ухудшение сна, слабость, утомляемость, задержку роста (у детей), потерю веса и проч.
При гипотрофии (I–II степени) снижается масса тела (на 10–30 %), наблюдается бледность, снижение мышечного тонуса и эластичности тканей, истончается или исчезает подкожная клетчатка, появляется витаминная недостаточность. У больных нарушается иммунитет, может увеличиваться печень, стул нарушен (чередование запоров и поносов).
При гипотрофии III степени наступает истощение, кожа теряет эластичность, западают глазные яблоки, нарушается дыхание и сердечный ритм, снижается артериальное давление и температура тела.
Паратрофия выражается в избыточном откладывании жира в подкожной клетчатке. Больной бледен и подвержен аллергическим реакциям; наблюдаются нарушения работы кишечника, дисбактериоз, анемия; в складках кожи часто появляются опрелости.
Гипостатура часто сопровождает гипотрофию II–III степени. Ее симптомами являются бледность, снижение эластичности тканей, функциональные расстройства нервной системы, нарушения метаболизма, снижение иммунитета. Гипостатура является стойкой формой дистрофии, поэтому существуют определенные трудности в ее лечении. Примечательно также, что отсутствие других симптомов дистрофии (снижение веса, слабость и т. д.) может считать гипостатуру нормальным признаком конституциональной низкорослости.
Лечение дистрофии
Лечение дистрофии всегда должно быть комплексным и зависеть от ее вида и степени тяжести. Если дистрофия имеет вторичный характер, упор делают на лечение болезни, ставшей ее причиной. В противном же случае основным средством лечения является диетотерапия и профилактика вторичных инфекций (при дистрофии иммунитет снижен и больной подвержен различным заболеваниям).
При гипотрофии I степени детей лечат дома, но при II и III степени заболевания требуется стационарный режим с помещением больного ребенка в бокс.
Диета является основой при рациональном лечении дистрофии.
При гипотрофии на первом этапе выясняется переносимость определенной пищи, а затем увеличивается ее объем и качество (до выздоровления).
Больным показано грудное молоко, кисломолочные смеси, дробное питание (до 10 раз в день), ведение дневника пищи (с указанием изменений стула и массы тела). Также больным назначают витамины, ферменты, стимуляторы и биологически активные добавки.
Профилактика дистрофии имеет множество нюансов: чтобы уберечь ребенка от этого заболевания, будущая мать должна следить за своим здоровьем, соблюдать режим дня, отказаться от вредных привычек. После рождения ребенка необходимо соблюдать все правила кормления и ухода за ним, своевременно лечить инфекционные и другие заболевания, ежемесячно проводить взвешивание и измерение роста.
Лекция № 22.
Тема: Аномалии конституции. Понятие об аномалиях конституции. Классификация диатезов: определение атопического диатеза, факторы риска, группы аллергенов. Основные принципы лечения: диетотерапия, организация гипоаллергенного быта. Профилактика атопического дерматита, осложнений. Аллергические болезни. Характер кожных высыпаний при дерматите. Препараты для местного и базисного лечения. Неотложная помощь при крапивнице, отеке Квинке, анафилактическом шоке.
Своеобразные генетические нарушения конституции, которые связаны с нарушениями адаптации организма ребёнка к условиям внешней среды.
Различают 3 вида диатезов:
1. Экссудативно - катаральный - повышение чувствительности барьерных тканей, возникает с 1-х дней жизни.
2. Лимфатико - гипопластический диатез - характеризуется гиперплазией лимфоидной ткани, гипоплазия органов (сердца, аорты, почек, надпочечников, щитовидной и паращитовидной желёз и т. д.). Заболевание тяжёлое, течёт с нарушением функций эндокринных желёз.
3. Нервно - артрический диатез - генетические нарушения обмена веществ, функций ЦНС, редкая форма диатеза.
Экссудативно-катаральный диатез
Повышение чувствительности барьерных тканей, кожа, слизистые теряют степень сопротивляемости. Возникает с 1-х дней жизни.