Экономическая мысль Средних веков

Экономическая мысль Древнего мира

Выразители экономической мысли Древнего мира – это правители государств и крупные мыслители того периода времени. Истоки экономической науки следует искать, прежде всего, в учениях мыслителей стран Древнего Востока — колыбели мировой цивилизации.

Древний Египет. Первый памятник экономической мысли – это «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (XXXII до н.э., Древний Египет). В этом «Поучении» приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя так же важно, как и всякая другая сфера искусства.

Древний Вавилон. Это древневосточное государство Месопотамии, расположенное в междуречье Тигра и Евфрата, оставило потомкам творение своего царя Хаммурапи, часто именуемое кодексом законов, который действовал в этой стране в XVIII в. до н.э. Этими законами ограничивалось долговое рабство (не более 3 лет), защищалась частная собственность (за посягательство – обращение в рабство либо смертная казнь).

Древний Китай. Экономическая мысль Древнего Китая связана с именем Конфуция (Кун Цзы (VI-V до н.э.) и его сборником «Лунь юй» («Беседы и суждения»), а также с идеями популярного в IV-III вв. до н.э. коллективного трактата «Гуань-цзы».

Конфуций настаивал на мысли, что только образованный правитель, являясь «отцом народа», способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. По его мнению, тогда «у народа будет достаток», когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и государя, станет одинаково выгодным как в условиях «великой общности» (коллективной собственности крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев.

Авторы «Гуань-цзы» в качестве главной выдвигали задачу «сделать государство богатым и народ довольным» и так же ратовали за незыблемость сословного деления общества. В числе мер по стабилизации натурально-хозяйственных отношений наиболее важными они считали регулирование государством цен на хлеб (дабы «в селениях царило спокойствие»), создание государственных запасов хлеба, введение льготных кредитов земледельцам, замену прямых налогов на железо и соль косвенными (перекладывая эти налоги на производимые с их использованием товары) и др.

Древняя Индия. Древнеиндийский трактат советника царя Чандрагупты Каутильи «Артхашастра» (буквально – «наука о пользе, о практической жизни, материальной выгоде») – это собрание наставлений по вопросам управления государством (IV в. до н.э.). По мнению автора трактата, государство обеспечивает охрану ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу со спекулирующими торговцами и т.д. Согласно трактату, «накопление богатства» естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан-ариев, и каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование землей долги, обязан за это разделить участь низшего сословия на время либо навсегда.

 

Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима

Ксенофонт (V-IV в. до н.э.) – автор трактата «Экономика», которому мы обязаны появлением изучаемого термина. Собственно, термин «экономика» происходит от древнегреческого «ойкономия». Это словосочетание состоит из двух греческих слов: «ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – закон, правило, что очень близко известному русскому словосочетанию – «домострой». Трактат Ксенофонта стал руководством по управлению домашним хозяйством рабовладельца. На Руси «Домострои», подобные ксенофонтовскому, появились в XI веке. Автором одного из самых известных «Домостроев» был советник Ивана IV Сильвестр. Русский «Домострой» был руководством по организации феодального хозяйства.

Экономические рассуждения Платона представлены в его диалогах «Государство» и «Законы». В «Государстве» Платон отразил роль аристократов (философов) и армии в обеспечении общественных интересов: оба сословия, относясь к управленческому аппарату государства, не должны иметь собственность. Их материальное обеспечение по уравнительному принципу должно стать общественным. Третье сословие – чернь (земледельцы, ремесленники, купцы) – обладает и распоряжается своей собственностью. В «Законах» философ выдвинул обновленную модель идеального общества: «управленцы» наделены правом владения и пользования (но не распоряжения) предоставляемым им государством по жребию домом и землей с правом передачи по наследству при ограничении - ценность имущества не должна различаться более, чем в 4 раза; обосновал ведущую роль земледелия по отношению к ремеслу и торговле, осудил ростовщичество.

Аристотель (IV в. до н.э.) в работах «Никомахова этика» и «Политика»  основывал свое экономическое учение на предпосылке, что рабство – явление естественное и всегда должно быть основой производства. Философ предложил учение об экономике и хрематистике, согласно которому все виды хозяйства и деятельности людей делятся на две сферы. Земледелие, скотоводство, ремесло, торговля и т.п. относятся к естественной сфере, экономике. Бесчестные крупные торговые, посреднические, ростовщические операции в целях создания состояния, богатства – к неестественной сфере, то есть хрематистнке.

Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима (II-I вв. до н.э.) Варрона, Катона Старшего, Калумеллы, Сенеки, Лукреция Кара  являлись своего рода продолжением экономической мысли Древней Греции. Здесь также обосновывается необходимость рабства, преимущества земледелия перед другими отраслями экономики.

 

Экономическая мысль Средних веков

Существенной особенностью экономических рассуждений рассматриваемого периода был ее сугубо богословский характер. Экономическая мысль Средневековья в Западной Европе была представлена в трудах Августина Блаженного (IV-V вв.) и Фомы Аквинского (XIII в.).

Главные труды Блаженного Августина – «О граде Божием» и «Исповедь». По мнению Августина, вид труда (умственный или физический) не должен влиять ни положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны; а нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами.

В своем основном произведении «Сумма теологии» Фома Аквинский дал оценку товарно-денежным отношениям. Он писал о различных аспектах экономики: о справедливой, истинной цене, о трудовой стоимости, выступал против ростовщичества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: