Позитивизм и неопозитивизм

Субъективно-идсалистичсскос направление философии в Х1Х и, было продолжено позитивизмом. Позитивизм (от лат, положительный) — философское течение, предлагающее ограничить процесс познания «положительным», т. е. конкретным, фактически опытным знанием и отрицающее практическую значимость и смысл общетеоретического («метафизического») познания

Огюст Конт Основоположником позитивизма считается французский мыслитель Огюст Конт (1798 — 1857), который ввел в оборот и сам термин «позитивная философия». Главным произведением Конта являете «Курс позитивной философии», в котором последняя противопоставляется традиционной, «метафизической» философии, объясняющей мир.  

 

. Конт провозгласил также создание новой, «положительной» построенной по образцу естественных наук науки об обществе — социологии. Задачей социологии, по Конту, должно было стать не объяснение, а сбор и первичная систематизация эмпирических фактов.

Философы-позитивисты предприняли попытку осмысления пути постижения истины на основе точного, экспериментального знания. Конт выдвинул очень привлекательную для ученых и философов идею: «Знать — чтобы предвидеть, предвидеть — чтобы обладать силой». Основу его философии — программы раскрывает тезис «Долой, метафизику, да здравствует физика».

В ХХ в. позитивизм приобрел форму неопозитивизма. Отличительной чертой неопозитивизма является пристальное внимание к формальной стороне познания Он исследует главным образом те формы, в которых осуществляется процесс познания. Неопозитивизм изучает проблемы языка, формальной и математической логики, структуры научного познания.

К
Неопозитивизм — это интегративное течение, объединяющее в себе различные философские школы и направления. Крупнейшими из них являются аналитическая философия, философия лингвистического анализа, логический позитивизм. В рамках неопозитивизма развивалось творчество таких философов, как Бертран Рассел (1872 — 1970), Людвиг Витгенштейн (1889 — 1951), Рудольф Карман (1891 — 1970), Карл Поппер (1902 — 1994), Мориц Шлик (1882 — 1936)

Структурализм

Как общефилософское направление, пытающееся на основе абсолютизации структурного метода выстроить оригинальную теорию познания, структурализм возник в середине ХХ в. во Франции. Структура исследуемых объектов предстает в философии структурализма как самостоятельно существующая реальность. Наибольшее распространение структурализм получил в философии истории и философской антропологии. Представителями раннего структурализма являются Клод Леви-Строс (р. 1908), Мишель Фуко (р. 1926), Луи Альтюссер (р. 1918). Современный структурализм (постструктурализм) представлен творчеством Жака Дерриды, Умберто Эко, Жиля Делеза.

 

Экзистенциализм

Серен Кьеркегор   Одним из ведущих направлений европейской философии ХХ в. стал экзистенциализм(от лат. существование) — философия существования. Основателем его считается С. Кьеркегор. Он выступил против рационализма классической философии, обвинив разум в поглощении индивидуальности.  

К
В центре внимания философии существования лежит проблема сущности человеческой жизни. По мнению экзистенциалистов, сущность (смысл, замысел) человеческого существования находится в самом существовании. Существование как сущность скрыто от человека повседневностью, оно прозревается им только в «пограничных ситуациях» — между жизнью и смертью. Страх перед смертью — единственное состояние, в котором человек ведет подлинно свободное, самостоятельное существование

Серен Кьеркегор (1813 — 1855) — датский теолог, философ, высказывал недоверие к разуму. Учение С. Кьеркегора сводится к тому, что действительность не отождествляется с мышлением, поскольку она немыслима. Кьеркегор критиковал предшествующих философов, прежде всего Гегеля, за слишком абстрактый подход к человеку. Они ищут в человеке только его сущность, теряя из вида живую и уникальную индивидуальность с ее мыслями, чувствами. Самые глубокие истины — жизнь, смерть — не познаются логикой, а переживаются непосредственно. Философия и есть переживание вечного в конечном существовании, индивидуальной судьбе личности. Переживание — это любовь, вера, тоска, страх, они и составляют мир существования человека, и это существование выше всяких законов и закономерностей. Основной тезис религиозного экзистенциализма Кьеркегора — разум приводит человека к отчаянию, вера спасает и дает надежду.

Психоанализ

Основателем психоанализа является австрийский ученый-психиатр Зигмунд Фрейд(185б — 1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики человеческой психики, он разработал концепцию бессознательных психических процессов и мотиваций, перенеся их на социальные явления. Фрейд представляет психику человека состоящей из противостоящих друг другу сфер — сознательного и бессознательно го, которые разделены особой психической инстанцией — предсознательным.

Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны. Бессознательное — особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его.

Фрейд создал модель личности, которая представляла собой целую систему психики, состоящую из трех уровней. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание человека), «Сверх-Я» (влияющая па личность внешняя реальность). После формирования «Сверх-Я» и результате социальных запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое. Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое.

Одна из важнейших проблем психоанализа — «эдипов комплекс», сознательное влечение к родителю. Переживание этого комплекса определяет направление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни. Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил его проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинктам культуры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема, которую пытался решить Фрейд, — проблема конфликта человека и общества. По Фрейду, каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества.

 



Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

 

1. Назвать исторические рамки и основные черты немецкой классической философии.

2. В чем суть основных законов диалектики, сформулированных Гегелем?

3. Назвать философские течения постклассической европейской философии и их представителей.

4. В чем суть марксистской философии и каково ее отношение к гегелевской философии и ее методу?

5. Раскрыть суть философии экзистенциализма.

Упражнения и задачи
(второй уровень понимания материала)

Р 2
1. Как понимают различия между вещью в себе и явлением И. Кант и А. Шопенгауэр?

2. Что такое триада Г. Гегеля? Нарисуйте ее схему.

3. Если истина полезна, то можно ли утверждать, что полезность истинна?

4. Является ли экзистенциализм в подлинном смысле слова гуманизмом?.

 


Тестовые задания

(третий уровень понимания материала)

Р 3
1. «Вещь в себе» у Канта означает:

 А. закрытую для других личность;

Б. скрытый смысл вещи;

В. закон;

 Г. сущность.

2. Абсолютная идея Гегеля начинает развитие:
А.с мышления;

Б.  со свободы воли;

В. с природы;

 Г. с общества.

3. Решающую роль Абсолюта в природе утверждал в своей философии:

А. Ньютон;

Б. Фейербах;

В. Шеллинг;

Г. Гегель.

4. Согласно Фейербаху общественное развитие определяет категория:

А.  мышление;

Б.  любовь

 В. самосознание нации;

Г, долг.

5. Выделите высказывание, наиболее точно соответствующее сущности экзистенциализма:

 А.философия экзистенциализма — это учение о высшем понимании мира;

 Б. философия экзистенциализма — это познание причин и принципов сущего;

В. экзистенциальная философия — это учение о том, как человеку жить;

Г.  экзистенциализм — это учение о человеческой свободе.

 

К

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: