Характерные черты немецкой классической философии

Литература

Основная

  • Канке В.А. Основы философии. Учебник для ССУЗ. М. «Логос»2001
  • Кохановский В.П. Философия для средних специальных учебных заведений. Ростов-на-Дону «Феникс» 2001г
  • Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений М, ТОН 2000 г.
  • Губин В.Д. Философия. Элементарный курс М.: Гардарики 2001 г..

Дополнительная

  • Таранов П. Звезды мировой философии. Энциклопедия высокого ума. М.: АСТ 2000
  • Таранов П Золотая философия. М.: АСТ 2000, том 1 – 4.

 

Классическая и постклассическая европейская философия ХIХ-ХХ вв.  
     
 

 


Классическая и постклассическая
европейская философия ХIХ-ХХ вв
.

 

Вершиной развития классической философской мысли считаются достижения немецкой классической философии конца ХУП1 — первой половины Х1Х вв. Немецкая классическая философия создала универсальную и всеобъемлющую картину мира, систематизировала основные знания человечества о природе, обществе, о процессе познания. Наивысшие достижения философской классики относятся к творчеству Иммануила Канта и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.



Характерные черты немецкой классической философии.

1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры.

2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность.

3. Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских идей.

4. Классическая немецкая философия разрабатывала целостную

концепцию диалектики.

5. Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность

 

И. Кант (1724 — 1804) — основоположник классической немецкой философии, совершил переворот в философии, суть которого состоит в рассмотрении познания как деятельности, протекающей по своим законам. Главными произведениями являются: «Критика чистого разума» (теория познания), «Критика практического разума» (этическое учение), «Критика способности суждения» (эстетика).  

 

К
В «Критике чистого разума» Кант дает определение метафизики как науки об абсолютном, но в границах человеческого разума. Знания, по Канту, основаны на опыте и чувственном восприятии. Кант подверг сомнению истинность всех знаний человечества о мире, считая, что человек пытается проникнуть в суть вещей, познает ее с искажениями, которые исходят от его органов чувств. Он полагал, что вначале следует исследовать границы познавательных способностей человека. Кант утверждал, что все наши знания о предметах — это знания не об их сущности (для обозначения которой философ ввел понятие «вещь в себе»), а лишь знание явлений вещей, т. е. о том, как вещи являют, обнаруживают себя нам. «Вещь в себе», по мнению философа, оказывается неуловимой и непознаваемой. В историко-философской литературе гносеологическую позицию Канта часто называют агностицизмом.

Философская система Канта носит также название критического или трансцендентального идеализма. Трансценденталиями (от лат. й апесепнеге — переступать) называют доопытные, сверхчувственные понятия, которые познаются только интуитивно.

Практический разум ориентирует человека на его поведение в обществе, в жизни вообще. Основой поведения субъекта являются «автономная воля» и правила или максимы, вырабатываемые в обществе. Автономная воля побуждает человека к поступкам-добрым или злым. Самым существенным регулятором поведения людей, ограничивающим их волю, оказывается моральный закон, по Канту категорический императив.

Для Канта поведение человека должно основываться на трех максимумах.

1. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом.

2. В поступках исходи из того, что человек — наивысшая ценность.

3. Все поступки должны делаться на благо обществу.

 

Г. Гегель(1770 — 1831) — один из самых выдающихся философов своего времени, представитель немецкого классического идеализма. Философия Гегеля считается вершиной западной философской мысли Нового времени. Основные философские произведения. Гегеля: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук».

 

Соответственно, философская система состоит из трех частей: логика, философия природы и философия духа. По Гегелю, логикаважнейшая часть системы, это область «чистой мысли», существующей до субъекта и объекта. Логика предшествует истории и природе, она их творит. Логика делится на три части: учение о бытии, о сущности и понятии, По Гегелю, субъективной логике (учению о человеческом мышлении) -должна предшествовать логика объективная — ' учение о диалектическом саморазвитии Абсолютной идеи (Мирового Духа, Бога). Главное в философии Гегеля — доказать, что сознание, жизнь духа и мышления определяют законы природы и общества. Дух на своем высшем этапе развития (в искусстве, религии, философии) лишь воплощает то, что заложено в мышлении.

Гегель считает, что благодаря мышлению человек обнаруживает тождественность субъекта и объекта. Эту тождественность Гегель называет абсолютным понятием. Обнаружение понятий, понимание человеком их достоинств вынуждает начинать философствовать не с, субъекта, а с самих понятий. Философия — это постижение мира в понятиях. Для того чтобы возвысить философию до уровня науки, Гегель строит систему понятий и старается вывести из одного понятия последующие. Философия у Гегеля становится наукой понятий, логикой движения понятий, диалектической логикой.

К
От логики Гегель переходит к философии природы. Созидательницей природы является идея, она порождает природу. Природа развивалась поэтапно: механизм химизм, организм. Благодаря глуоине и силе диалектической мысли Гегель в «Философии природы» высказал ряд ценных догадок о взаимной связи между отдельными ступенями органической и неорганической природы и закономерности всех явлений в мире

Величайшая заслуга Гегеля — в разработке проблем диалектики (учение о развитии) Суть диалектического метода Гегеля выражена в схеме которая называется триадой (поскольку в ней три основных элемента).

Основные законы диалектики:

1) закон перехода количественных изменений в качественные;

2) закон единства и борьбы противоположностей;

3) закон отрицания отрицания.

Последователи Гегеля, взявшие на вооружение его диалектический метод, стали называться младогегельянцами. Они желали изменения государственного строя, желали государственных реформ. Сторонники сохранения старых форм жизни — старогегельянцы — оправдывали разумностью действительность феодально-сословного государства

К школе младогегельянцев в первоначальный период своей философской деятельности принадлежал Людвиг Фейербах (1804 — 1872).

Подвергнув критике идеализм, он выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. Он рассматривает материю как природное объективное на-, чало мира, глубоко анализирует такие свойства материи, как движение, пространство и время, Он разработал теорию познания, в которой ' выступает как сенсуалист, высоко оценивая роль чувств в познании


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: