Диагностирование на АТП представляет собой человеко-машинную систему получения и обработки индивидуальной информации, необходимой для управления техническим состоянием автомобиля и технологическими процессами ТО и ремонта. Источниками информации являются: водитель, механики АТП, встроенные и внешние средства диагностирования Д-1, Д-2, Др (диагностический комплекс).
Рисунок 3 Место диагностирования в техническом процессе ТО и ТР автомобилей на АТП
При потребности автомобиля в ТО, первичная информация о его техническом состоянии, полученная при помощи диагностического комплекса, непосредственно обеспечивает слесарей бригады ТО (рисунок 4). Параллельно эта же информация поступает центр управления производством АТП в целях принятия решений о ТО и ремонте, подготовки производства, а также для обеспечения контроля и учета выполненной работы.
При потребности автомобиля в ремонте информация направляется в ремонтную бригаду и в центр управления. Простейшие ремонтные работы оперативно выполняются бригадой ТР и по ее информации учитываются и контролируются ЦУПом. В сложных случаях диагностическая информация используется для подготовки производства (получения ремонтных агрегатов и запчастей, планирования постов и рабочей силы и т.п.) предстоящего ремонта. Исправный автомобиль направляется на хранение.
Рисунок 4 Схема использования диагностирования для оперативного управления ТО и ТР на АТП
Таким образом, диагностирование обеспечивает два уровня управления: техническим состоянием в звене «слесарь-автомобиль» и технологическими процессами в звене «центр управления – комплекс подготовки производства – рабочий – автомобиль». На первом уровне диагностирование непосредственно связано с технологией проведения ТО, а на втором оно в большей степени связано с организацией технологических процессов, главным образом, текущего ремонта автомобилей.
Дальнейшее развитие диагностирования связано с созданием автоматизированных диагностических средств, являющихся элементом автоматизированных систем управления производством, а также развитием встроенного диагностирования (примером являются системы электронного управления впрыском топлива широко используемые на легковых автомобилях как зарубежного, так и отечественного производства). При этом диагностирование будет широко применяться для оперативного управления процессами ТО и ремонта.
В масштабах страны диагностирование организуется не только на АТП общего пользования, но и на автозаводах, авторемонтных предприятиях, станциях технического обслуживания автомобилей индивидуального пользования, станциях и постах Госавтоинспекции и других предприятиях различных форм собственности.
Внедрение современных методов, средств и организации диагностирования в систему ТО и ремонта автомобилей повышает ее эффективность за счет более полной реализации эксплуатационных свойств каждого отдельно взятого автомобиля, а также за счет повышения уровня организации производства.
Существующие методы и средства позволяют как совмещать диагностику с ТО, так и выделять зоны диагностики отдельно. Достоинством совмещения ТО и диагностики является возможность выявления и устранения неисправностей на одном рабочем посту.
Виды диагностики:
Экспресс-диагностика (Д-1) – общая проверка узлов и механизмов автомобиля, обеспечивающих безопасность движения (10-15 мин, до 20 параметров). Д-1 рекомендуется выполнять перед постановкой автомобиля на пост ТО-1. Работы по Д-1 организуются как на тупиковых постах, так и на поточной линии. Посты оборудуются канавой узкого типа в тупиковом или проездном исполнении, стендом для проверки тормозной системы, углов установки управляемых колес, прибор для контроля света фар, газоанализатор. Оптимальный размер зоны диагностики – 1-3 поста, 1-2 человека.
Углубленная поэлементная диагностика (Д-2) – определение технического состояния агрегатов, узлов, систем автомобиля, уточнение объемов ТО-2. Д-2 проводится перед ТО-2. Контрольно-диагностическое оборудование используется также при проведении ТР, при оценке качества выполненных работ.