Ознакомьтесь с технологией составления интеллектуальных карт

Метод Mind-Map («карта идей»), разработанный Т. Бузаном [35], является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно, в виде «хаоса» на бумаге. Тема должна находиться непосредственно в центре листа бумаги и оказываться в любой момент в центре зрения. Таким образом, мы рассматриваем картину или ориентируемся в незнакомой местности, исходя из центра, осматриваясь во всех направлениях.

Подобная структурированность имеет свои преимущества.

Допустим, сначала возникает слово, идея, мысль, тема. Затем идёт поток идей, который стоит отметить на листе. При этом их количество неограниченно. Обычно мы начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу. Какие-либо добавления затрудняются. Обычно мы помечаем их значком или делаем сноску. Место на бумаге переполнятся, поток идей стопорится. Большое количество мыслей нереально удержать в голове в силу естественных психофизиологических возможностей человека. Поэтому и разговор преподавателя с обучающимися, например, при введении в тему с целью активизации уже имеющихся у них знаний или при систематизации, повторении уже пройденного материала в большинстве случаев остаётся просто разговором. Через некоторое время основная часть информации забудется и значимый потенциал знаний, возможно, останется неиспользованным.

Сущность, структуру и традиционное оформление карты идей, можно представить следующим образом (рис. 3).

Рис. 3 Сущность, структура и традиционное оформление карты идей

 

Достоинствами использования методов визуализации мыслей являются следующие:

− чётко обозначена главная идея;

− легко распознаются и становятся очевидными взаимосвязи многих понятий, элементов;

− развивается ассоциативное мышление, повторение происходит быстрее и эффективнее;

− карта может быть дополнена, отредактирована позднее;

− карта легко восстанавливается при воспоминании.

Карта идей является индивидуальным продуктом одного человека. Если учащиеся научатся представлять тему с помощью карты идей, они в дальнейшем будут охотно использовать этот метод. Карта идей выражает их индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления их креативных способностей.

Кластерный метод. Другим методом ассоциативного письма является кластерный метод, разработанный Габриэлой Л. Рико. [1] [5]

Данный метод стимулирует детскую речь, активизирует детское воображение, вносит разнообразие в рутинную работу, индивидуализирует обучение. У ребёнка развито правое полушарие (неосознанность), и только в процессе социализации левое полушарие (осознанность) подавляет правое, а любая спонтанность в мышлении контролируется.

«Кластерный метод» противопоставляет свободные ассоциации систематичности, образ – понятию, оригинальность – конвенции, детскую оригинальность – рутине взрослой жизни.

Технология составления карты достаточно проста:

1. Пишется слово (тема, понятие) в верхней части трети листа и обводится.

2. Слова, ассоциации, спонтанно приходящие в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.

3. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.

4. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

Так возникает сеткоподобный набросок идей, который был назван одним немецким словом – «das Cluster» (ключевое слово).

В качестве ключевого слова могут быть использованы слова любой части речи.

Нужно отметить, что не все, что было занесено на карту должно быть потом применено. Обучающийся пробегает глазами карту и может выбрать только одну её часть, даже слово, которое будет наиболее соответствовать его интересам, эмоциям на данный момент, вызывать какие-то переживания, мысли и чувства. Кластер-карта не имеет такой четкой структуризации, как идейная сетка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: