Авиационный транспорт

Аэропорты и аэродромы

На территории города Челябинска размещаются следующие объекты и территории.

Аэродром «Челябинск (Шагол)», является аэродромом первого класса. Аэродром государственной авиации принадлежит Министерству Обороны РФ, входит в Челябинский аэроузел.

Международный аэропорт «Челябинск» (Баландино) АО «Челябинское авиапредприятие».

ГОСТ 22283-88 «Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения (с Поправкой)» устанавливает максимально допустимые уровни авиационного шума на вновь проектируемых территориях жилой застройки вблизи существующих аэродромов и аэропортов, а также на территориях жилой застройки городов и поселков городского типа вокруг вновь проектируемых аэродромов и аэропортов при взлете, пролете и посадке самолетов и вертолетов, при опробовании двигателей на аэродромах при производстве полетов, а также устанавливает методы измерения авиационного шума.

Принятие решений по размещению жилой застройки в районе существующего или проектируемого аэропорта, а также оценка состояния проблемы авиационного шума вблизи аэропорта и необходимость разработки и внедрения конкретных мероприятий по его снижению осуществляется с использованием расчетных зон воздействия шума.

В работе над генеральным планом были использованы полученные данные от авиационных предприятий об ограничениях, обусловленных их влиянием на территорию города Челябинска.

Аэродром «Челябинск (Шагол)»

В соответствии с полученными данными от аэродрома «Челябинск (Шагол)»:

       - Схема границ полос воздушных подходов, Схема границ шумовых зон А, Б, В с пояснениями в таблицах: нормативные характеристики зон, определяющие степень пригодности к застройке территорий в окрестностях аэродрома;

       - Пояснительная записка к карте (схеме) полос воздушных подходов, приаэродромной территории аэродрома «Челябинск (Шагол)». Челябинск, 2018 г. В записке содержится информация о том, что «границы санитарно-защитной зоны (СЗЗ) согласно Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ на аэродроме «Челябинск (Шагол)» отсутствуют. Для определения границ СЗЗ аэродрома «Челябинск (Шагол)» необходимо решение руководителя территориального округа органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Для аэропортового комплекса установлены санитарные разрывы и зоны ограничения застройки по фактору шума:

· Зона «А»;

· Зона «Б»;

· Зона «В».

Жилые здания и социально-значимые объекты, попадающие в различные зоны ограничения застройки, требуют проведения соответствующих шумозащитных мероприятий.

В соответствии с правилами, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации № 1460 от 02.12.2017г. «Об утверждении правил установления приаэродромной территории, правил выделения на приаэродромной территории подзон и правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории» необходимо разработать и согласовать в установленном порядке границы приаэродромной территории и выделяемых на ней подзон. На рисунке 14 приведено шумовое воздействие авиационного транспорта.

Рисунок 14. Шумовое воздействие авиационного транспорта


В шумовых зонах аэродрома «Шагол» размещается жилая застройка.

Таблица 13. Территории жилых зон, жилищный фонд и население, попадающие в шумовые зоны аэропорта (ориентировочные расчёты)

Наименование зон Ед. изм. зона В зона Б

Зона многоэтажной жилой застройки (9 эт. и выше)

га 443,8 880,8
тыс. м2 общей площади 3646,5 7237,1
тыс. человек 146,4 290,6

Застройка среднеэтажными жилыми домами (5-8 этажей)

га 520,1 897,91
тыс. м2 общей площади 2978,6 5142,3
тыс. человек 119,6 206,5

Зона малоэтажной жилой застройки (1-4 этажа)

га 262,6 367,7
тыс. м2 общей площади 719,3 1007,0
тыс. человек 28,9 40,4

Зона для индивидуального жилищного строительства (не выше 3 эт.)

га 3603,2 3943,3
тыс. м2 общей площади 2 691,6 2 945,6
тыс. человек 108,1 118,3

Всего по городу

га 4829,7 6089,6
тыс. м2 общей площади 10036,1 16332,1
тыс. человек 403,1 655,9
% от общей численности населения 34 55

 

В шумовых зонах аэродрома «Шагол» расположены детские образовательные учреждения (по предварительным расчетам) в количестве:

- в зоне «В» - расположена 61 школа (36376 учеников) и 89 детских садов (16271 ребенок);

- в зоне «Б» - расположено 112 школ (76028 учеников) и 146 детских садов (28227 детей).

Международный аэропорт «Челябинск» (Баландино) АО «Челябинское авиапредприятие»

Нами получены следующие данные: границы санитарных разрывов по фактору шума: для дневного времени суток (изолиния 75 дБА) и для ночного времени суток (изолиния 65 дБА), а также «Проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Челябинск (Баландино)». Часть 1. «Описания местоположения границ приаэродромной территории и выделенных на ней подзон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат», ООО «РосСтройИзыскания», 2018 г.

В соответствии с проектом ввиду превышения уровня шумового и электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе выделяется седьмая подзона.

В седьмой подзоне приаэродромной территории аэродрома Челябинск (Баландино) выделяются следующие границы негативного воздействия различных факторов:

1. Граница воздействия факторов совокупного химического (выбросы) загрязнения и уровня шумового давления от наземных источников, соответствующая границе санитарно-защитной зоны АО «Челябинское авиапредприятие», включая проектируемый новый Аэровокзальный комплекс с объектами служебно-технической территории и инженерной инфраструктуры;

2. Граница воздействия факторов совокупного химического (выбросы) загрязнения и уровня шумового давления от операций взлёта и посадки воздушных судов, соответствующая границе санитарного разрыва АО «Челябинское авиапредприятие», включая проектируемый новый Аэровокзальный комплекс с объектами служебно-технической территории и инженерной инфраструктуры;

3. Граница воздействия факторов совокупного химического (выбросы) загрязнения, уровня шумового давления наземных источников и электромагнитного излучения передающих радиотехнических объектов, соответствующая границе санитарно-защитной зоны производственных площадок Челябинского центра ОВД филиала «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Внешние границы седьмой подзоны представляют собой замкнутый контур и установлены по совокупному воздействию факторов шумового, электромагнитного и химического воздействия исходя из границ расчётной санитарно-защитной зоны (точки 7.1- 7.16) и санитарного разрыва (точки 7.16-7.231-7.1) рассчитанных для промплощадки АО «Челябинское авиапредприятие», включая проектируемый новый Аэровокзальный комплекс с объектами служебно-технической территории и инженерной инфраструктуры, а также, материалов для установления границ окончательной санитарно-защитной зоны для Челябинского центра ОВД филиала «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Граница воздействия факторов совокупного химического (выбросы) загрязнения и уровня шумового давления от операций взлёта и посадки воздушных судов, соответствующая зоне санитарного разрыва вдоль стандартных маршрутов пролёта в зоне взлёта и посадки воздушных судов определена по фактору превышения максимальных уровней шума в ночное время суток по ГОСТ 22283-2014.

Данный стандарт устанавливает максимально допустимые уровни авиационного шума на вновь проектируемых территориях жилой застройки вблизи существующих аэродромов и аэропортов, а также на территориях жилой застройки городов и поселков городского типа вокруг вновь проектируемых аэродромов и аэропортов при взлёте, пролете и посадке самолётов и вертолётов, при опробовании двигателей на аэродромах при ведении полётов, а также устанавливает методы измерения авиационного шума.

Согласно Градостроительному кодексу РФ, при планировании строительства необходимо использовать документы территориального планирования, а нахождение объектов в шумовой зоне аэропорта подразумевает проведение инженерно-экологических изысканий и, соответственно, и снижение уровней воздействия путем проведения мероприятий по шумоизоляции нормируемых объектов.

Возможность применения мероприятий по шумоизоляции в пределах приаэродромной территории, в соответствии с законодательством должна быть обеспечена при принятии градостроительной документации соответствующими муниципальными образованиями исходя из условий шума в окрестностях аэропорта, в соответствии с «Рекомендациями по установлению зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов гражданской авиации из условий шума» (НИИСФ-М., Стройиздат, 1987).

Ограничения землепользования и осуществления деятельности на территории в границах воздействия факторов совокупного химического (выбросы) загрязнения и уровня шумового давления от наземных источников (соответствующей санитарно-защитной зоны АО «Челябинское авиапредприятие», включая проектируемый новый Аэровокзальный комплекс с объектами служебно-технической территории и инженерной инфраструктуры), а также на территориях в границах воздействия факторов совокупного химического (выбросы) загрязнения, уровня шумового давления наземных источников и электромагнитного излучения передающих радиотехнических объектов, соответствующих санитарно-защитным зонам производственных площадок Челябинского центра ОВД филиала «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» установлены в соответствии с режимом санитарно-защитной зоны согласно п. 5.1-5.4; 5.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: