Аэропорты и аэродромы
На территории города Челябинска размещаются следующие объекты и территории.
Аэродром «Челябинск (Шагол)», является аэродромом первого класса. Аэродром государственной авиации принадлежит Министерству Обороны РФ, входит в Челябинский аэроузел.
Международный аэропорт «Челябинск» (Баландино) АО «Челябинское авиапредприятие».
ГОСТ 22283-88 «Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения (с Поправкой)» устанавливает максимально допустимые уровни авиационного шума на вновь проектируемых территориях жилой застройки вблизи существующих аэродромов и аэропортов, а также на территориях жилой застройки городов и поселков городского типа вокруг вновь проектируемых аэродромов и аэропортов при взлете, пролете и посадке самолетов и вертолетов, при опробовании двигателей на аэродромах при производстве полетов, а также устанавливает методы измерения авиационного шума.
Принятие решений по размещению жилой застройки в районе существующего или проектируемого аэропорта, а также оценка состояния проблемы авиационного шума вблизи аэропорта и необходимость разработки и внедрения конкретных мероприятий по его снижению осуществляется с использованием расчетных зон воздействия шума.
|
|
В работе над генеральным планом были использованы полученные данные от авиационных предприятий об ограничениях, обусловленных их влиянием на территорию города Челябинска.
Аэродром «Челябинск (Шагол)»
В соответствии с полученными данными от аэродрома «Челябинск (Шагол)»:
- Схема границ полос воздушных подходов, Схема границ шумовых зон А, Б, В с пояснениями в таблицах: нормативные характеристики зон, определяющие степень пригодности к застройке территорий в окрестностях аэродрома;
- Пояснительная записка к карте (схеме) полос воздушных подходов, приаэродромной территории аэродрома «Челябинск (Шагол)». Челябинск, 2018 г. В записке содержится информация о том, что «границы санитарно-защитной зоны (СЗЗ) согласно Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ на аэродроме «Челябинск (Шагол)» отсутствуют. Для определения границ СЗЗ аэродрома «Челябинск (Шагол)» необходимо решение руководителя территориального округа органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Для аэропортового комплекса установлены санитарные разрывы и зоны ограничения застройки по фактору шума:
· Зона «А»;
· Зона «Б»;
· Зона «В».
Жилые здания и социально-значимые объекты, попадающие в различные зоны ограничения застройки, требуют проведения соответствующих шумозащитных мероприятий.
|
|
В соответствии с правилами, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации № 1460 от 02.12.2017г. «Об утверждении правил установления приаэродромной территории, правил выделения на приаэродромной территории подзон и правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории» необходимо разработать и согласовать в установленном порядке границы приаэродромной территории и выделяемых на ней подзон. На рисунке 14 приведено шумовое воздействие авиационного транспорта.
Рисунок 14. Шумовое воздействие авиационного транспорта
В шумовых зонах аэродрома «Шагол» размещается жилая застройка.
Таблица 13. Территории жилых зон, жилищный фонд и население, попадающие в шумовые зоны аэропорта (ориентировочные расчёты)
Наименование зон | Ед. изм. | зона В | зона Б |
Зона многоэтажной жилой застройки (9 эт. и выше) | га | 443,8 | 880,8 |
тыс. м2 общей площади | 3646,5 | 7237,1 | |
тыс. человек | 146,4 | 290,6 | |
Застройка среднеэтажными жилыми домами (5-8 этажей) | га | 520,1 | 897,91 |
тыс. м2 общей площади | 2978,6 | 5142,3 | |
тыс. человек | 119,6 | 206,5 | |
Зона малоэтажной жилой застройки (1-4 этажа) | га | 262,6 | 367,7 |
тыс. м2 общей площади | 719,3 | 1007,0 | |
тыс. человек | 28,9 | 40,4 | |
Зона для индивидуального жилищного строительства (не выше 3 эт.) | га | 3603,2 | 3943,3 |
тыс. м2 общей площади | 2 691,6 | 2 945,6 | |
тыс. человек | 108,1 | 118,3 | |
Всего по городу | га | 4829,7 | 6089,6 |
тыс. м2 общей площади | 10036,1 | 16332,1 | |
тыс. человек | 403,1 | 655,9 | |
% от общей численности населения | 34 | 55 |
В шумовых зонах аэродрома «Шагол» расположены детские образовательные учреждения (по предварительным расчетам) в количестве:
- в зоне «В» - расположена 61 школа (36376 учеников) и 89 детских садов (16271 ребенок);
- в зоне «Б» - расположено 112 школ (76028 учеников) и 146 детских садов (28227 детей).
Международный аэропорт «Челябинск» (Баландино) АО «Челябинское авиапредприятие»
Нами получены следующие данные: границы санитарных разрывов по фактору шума: для дневного времени суток (изолиния 75 дБА) и для ночного времени суток (изолиния 65 дБА), а также «Проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Челябинск (Баландино)». Часть 1. «Описания местоположения границ приаэродромной территории и выделенных на ней подзон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат», ООО «РосСтройИзыскания», 2018 г.
В соответствии с проектом ввиду превышения уровня шумового и электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе выделяется седьмая подзона.
В седьмой подзоне приаэродромной территории аэродрома Челябинск (Баландино) выделяются следующие границы негативного воздействия различных факторов:
1. Граница воздействия факторов совокупного химического (выбросы) загрязнения и уровня шумового давления от наземных источников, соответствующая границе санитарно-защитной зоны АО «Челябинское авиапредприятие», включая проектируемый новый Аэровокзальный комплекс с объектами служебно-технической территории и инженерной инфраструктуры;
2. Граница воздействия факторов совокупного химического (выбросы) загрязнения и уровня шумового давления от операций взлёта и посадки воздушных судов, соответствующая границе санитарного разрыва АО «Челябинское авиапредприятие», включая проектируемый новый Аэровокзальный комплекс с объектами служебно-технической территории и инженерной инфраструктуры;
3. Граница воздействия факторов совокупного химического (выбросы) загрязнения, уровня шумового давления наземных источников и электромагнитного излучения передающих радиотехнических объектов, соответствующая границе санитарно-защитной зоны производственных площадок Челябинского центра ОВД филиала «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
|
|
Внешние границы седьмой подзоны представляют собой замкнутый контур и установлены по совокупному воздействию факторов шумового, электромагнитного и химического воздействия исходя из границ расчётной санитарно-защитной зоны (точки 7.1- 7.16) и санитарного разрыва (точки 7.16-7.231-7.1) рассчитанных для промплощадки АО «Челябинское авиапредприятие», включая проектируемый новый Аэровокзальный комплекс с объектами служебно-технической территории и инженерной инфраструктуры, а также, материалов для установления границ окончательной санитарно-защитной зоны для Челябинского центра ОВД филиала «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
Граница воздействия факторов совокупного химического (выбросы) загрязнения и уровня шумового давления от операций взлёта и посадки воздушных судов, соответствующая зоне санитарного разрыва вдоль стандартных маршрутов пролёта в зоне взлёта и посадки воздушных судов определена по фактору превышения максимальных уровней шума в ночное время суток по ГОСТ 22283-2014.
Данный стандарт устанавливает максимально допустимые уровни авиационного шума на вновь проектируемых территориях жилой застройки вблизи существующих аэродромов и аэропортов, а также на территориях жилой застройки городов и поселков городского типа вокруг вновь проектируемых аэродромов и аэропортов при взлёте, пролете и посадке самолётов и вертолётов, при опробовании двигателей на аэродромах при ведении полётов, а также устанавливает методы измерения авиационного шума.
Согласно Градостроительному кодексу РФ, при планировании строительства необходимо использовать документы территориального планирования, а нахождение объектов в шумовой зоне аэропорта подразумевает проведение инженерно-экологических изысканий и, соответственно, и снижение уровней воздействия путем проведения мероприятий по шумоизоляции нормируемых объектов.
|
|
Возможность применения мероприятий по шумоизоляции в пределах приаэродромной территории, в соответствии с законодательством должна быть обеспечена при принятии градостроительной документации соответствующими муниципальными образованиями исходя из условий шума в окрестностях аэропорта, в соответствии с «Рекомендациями по установлению зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов гражданской авиации из условий шума» (НИИСФ-М., Стройиздат, 1987).
Ограничения землепользования и осуществления деятельности на территории в границах воздействия факторов совокупного химического (выбросы) загрязнения и уровня шумового давления от наземных источников (соответствующей санитарно-защитной зоны АО «Челябинское авиапредприятие», включая проектируемый новый Аэровокзальный комплекс с объектами служебно-технической территории и инженерной инфраструктуры), а также на территориях в границах воздействия факторов совокупного химического (выбросы) загрязнения, уровня шумового давления наземных источников и электромагнитного излучения передающих радиотехнических объектов, соответствующих санитарно-защитным зонам производственных площадок Челябинского центра ОВД филиала «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» установлены в соответствии с режимом санитарно-защитной зоны согласно п. 5.1-5.4; 5.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».