Влияние стадии рынка на стандартные экономические показатели, например P/E

Пример. Компания производит тракторы. Мы получим ту часть прибыли компании, которая соответствует проценту имеющихся у нас акций. Если мы сводим наш пример исключительно к западному миру, то последующий год, будет примерно таким же, как этот, мы не ожидаем, что будет меняться цена самих акций: с чего бы вдруг? Но если мы вдруг поверим, что Евросоюз решит субсидировать проект по освоению всей Сахары, для этого явно потребуются новые тракторы. Значит, с начала реализации проекта доходы компании вырастут, а с ними и выплачиваемые дивиденды. Цена компании вырастет при том же самом ее сегодняшнем доходе. Так как P/E это дробь, в числителе которой — цена компании, а в знаменателе — ее доход, то гипотетическое решение Евросоюза (Европарламента) поднимает P/E тракторостроителей, делая их богаче.

Коэффициент, называется P/E (price/earnings) – это количественное выражение оптимизма инвестора и растет при ожидании, что завтра покупателей будет больше. Как можно представить данную картину с точки зрения КЭА? Что такое прирост числа потребителей? Это рынок второго уровня, число потребителей растет, и массовый переход все новых потребителей на данный рынок отличает второй этап становления рынка от других этапов (третий этап рынка - когда все потребители уже вовлечены). P/E на рынках четвертого уровня будет падать, ведь вы ожидаете, что доход от компании завтра будет меньше, чем сегодня.

С рынком же первого этапа дело обстоит немного сложнее. Тут, во-первых, больший разброс от рынка к рынку. Это отражает разную степень ожиданий инвесторов, что тот или иной рынок состоится, он только зарождается. Природа ошибки в том, что классический экономический анализ, проводимый Wall Street, разработан на Западе и для Запада. А в каждый конкретный момент времени в каждом конкретном регионе разные индустрии уже находятся на каком-то конкретном этапе становления своего рынка. Если вы инвестируете, например, только внутри Америки, то подменяя понятие стадии рынка перечнем индустрий, вы придете к сходным результатам. Однако если вас интересуют международные инвестиции, то вам стоит прочитать следующий раздел, чтобы избежать ошибок. Влияние страны на типы рынка, компаний и инвестиций.

 

Рынки второго уровня

Вернемся к гипотетическому примеру с тракторами. Там объяснялась «третьеэтапность» рынка. Однако представим, что мы сняли географический запрет и обратились к другим странам. Совершенно естественно, что фермеры страны с развивающейся экономикой начнут приобретать все более современные типы тракторов, соответствующие новым задачам и реалиям. Все большему количеству фермеров модернизированная техника будет становиться по карману. И пройдет еще несколько лет прежде, чем все, у кого есть земля, полностью обновят свой тракторный парк. Но это же самый настоящий «второэтапный» рынок!

Данный пример показывает, что в странах, где большинство населения только выходит из бедности, практически любые не очень дешевые и не жизненно необходимые потребительские товары составят рынки второго уровня. Интересно, что природа риска на таких «второэтапных» рынках принципиально другая, нежели на «второэтапных» рынках на Западе. Ведь западный «второэтапный» рынок обычно предлагает продукты, являющиеся «второэтапными» техническими системами, и не совсем понятно, кто сделает следующее изобретение и как оно повлияет на взаимное положение игроков на рынке. Когда же «трактор» начинает активно продаваться в Бразилии, то никаких неожиданных изобретений тут обычно не ожидают. Продукт является уже «вылизанной» «третьеэтапной» технической системой. Денег на разработку и связанный с ней риск тратить почти не нужно.

С другой стороны, страны, в которых «третьеэтапный» продукт оказывается на «второэтапном» рынке, обычно наименее стабильны политически и законодательно. Особенно остро это продемонстрировал российский кризис 1998 г. Ведь вслед за Россией рухнули биржи буквально во всем мире развивающихся экономик вплоть до Чили. Как это объяснить? Когда Россия объявила, что платить не будет, возник вопрос: «А можно ли быть уверенными, что и другие незападные страны не повторят тот же фокус?» Западные инвесторы стали массово изымать свои инвестиции из стран третьего мира, вызывая там кризис.

Существуют типы технологий, которые возникают в странах типа России или Индии, но развивать и внедрять их лучше, перенося на Запад. К таким технологиям относятся изобретения, ориентированные на высокотехнологичный рынок. Посмотрим на две компании, производящие программное обеспечение: одна — индийская, вторая — польская. Индийская компания разработала некий удобный программный продукт для электронных банковских операций. Продать его напрямую американским банкам она не могла, но нашла партнера-посредника. Стала продавать свой продукт все большему количеству американских банков, одновременно получая поток заказов по его адаптации и подсоединению к имеющимся в банках системам. Компания понемногу растет. Их польские коллеги примерно в то же время создали аналогичный программный продукт. Ожидали объединения с Европой, улучшений в своей стране и открытия огромного рынка. Но при всем экономическом обновлении Польши рынок банковских on-line-услуг оказался далек от второго уровня. В результате серьезных продаж на внутреннем рынке не было, коллектив перебивался случайными заказами, залежавшийся продукт устарел окончательно.

Подводя итоги, приходим к выводу, что продукты и сервисы наиболее выгодно переносить в те страны, где рынок для них находится в начале второй стадии. А Запад это или Восток, не так важно.

 




double arrow
Сейчас читают про: