Изучение состояния мелкой моторики как фактора готовности руки к осязательному обследованию предметов
№ задания | Цель задания | Исходный диагностический инструментарий | Диагностический материал | Содержание задания | Содержание проб | |||
Первая серия заданий Цель: изучение особенностей мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста как фактора готовности руки к осязательному восприятию в процессе пальчиковых игр и действий с мелкими предметами. | ||||||||
1 | Изучение особенностей кинестетической основы организации движений пальцев (статическая координация или праксис «позы»). | Н.М. Трубникова, З.А. Репина: выявление уровня развития мелкой моторики | Воспроизведение пальцевых поз. Предполагает выполнение пяти проб в трех вариантах (выполнение пробы правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно). | 1. «Пальчики подружились» - распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в этом положении под счет от 1 до 7; это же задание выполнить левой рукой, двумя руками одновременно; 2. «Пальчики поссорились» - распрямить ладонь правой руки, развести все пальцы в стороны и удержать в этом положении под счет от 1 до 7; это же задание выполнить левой рукой, двумя руками одновременно; 3. «Солдатик» - сжать правую руку в кулак, выдвинуть указательный палец («солдатик») и удержать в этом положении под счет от 1 до 7; это же задание выполнить левой рукой, двумя руками одновременно; 4. «Зайчик» - сжать правую руку в кулак, выдвинуть средний и указательный пальцы («ушки зайчика»), подвигать ими и удержать в этом положении под счет от 1 до 7; это же задание выполнить левой рукой, двумя руками одновременно; 5. «Кольцо» - соединить большой и указательный пальцы правой руки, чтобы получилось кольцо, и удержать в этом положении под счет от 1 до 7; это же задание выполнить левой рукой, двумя руками одновременно. | ||||
Критерии оценки выполнения задания: точность и одновременность (при двуручном исполнении) выполнения проб, состояние мышечного тонуса рук (напряженность, скованность движений, невозможность удержания созданной позы), координация, характер формирования позы.
| ||||||||
2 | Изучение особенностей кинетической основы организации движений. | Н.М. Трубникова, З.А. Репина: выявление уровня развития мелкой моторики | Последовательное воспроизведение нескольких пальцевых поз. Предполагает выполнение трех проб в трех вариантах (выполнение пробы правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно). | 1. «Зарядка для пальчиков» - сжать-разжать кулак: правой рукой, левой, обеими (по 7 раз); 2. «Солдатик спрятался - появился» - сжать пальцы в кулак – выдвинуть указательный палец (солдатик появился – спрятался): правой рукой, левой, обеими (по 7 раз); 3. «Зайчик спрятался – появился» - сжать пальцы в кулак – выдвинуть указательный и средний пальцы (зайчик появился – спрятался): правой рукой, левой, обеими (по 7 раз). | ||||
Критерии оценки выполнения задания: точность и одновременность (при двуручном исполнении) выполнения проб наличие переключаемости, содружественности движений, наличие или отсутствие синкинезий, дифференциация движений, двигательная ловкость.
| ||||||||
Оценивание результатов в первом и втором заданиях: 1 балл – точное и полное выполнение пробы, наличие согласованности движений, одновременное выполнение двуручных проб; 2 балла – скованность движений, слабость мышечного тонуса, затруднения в переносе жеста с одной руки на другую, диффузный характер движений; 3 балла – диффузный характер движений, наличие синкинезий, невозможность удержания позы, невыполнение задания. | ||||||||
Обобщенные результаты выполнения первого и второго заданий ранжируются в три уровня: высокий – суммарный балл по результатам выполнения всех проб составил 24-36 баллов; средний – 37-50 баллов; низкий – 51 и более баллов.
| ||||||||
3 | Изучение особенностей действий с мелкими предметами (ручной умелости, быстроты манипуляций с предметами). | Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук: выявление уровня развития мелкой моторики ]
Е.А. Стребелева: выявление уровня ручной умелости] | Мелкие предметы: 2 шарика (диаметр 3 см), изюм (15 шт.), 8 кубиков. | Выполнение действий с мелкими предметами. Предполагает выполнение трех проб (первая проба – в трех вариантах) | 1. «Катание шарика ладонью». Детям предлагается распрямленной ладонью со сближенными пальцами покатать шарик круговыми движениями в течение 7 сек. Выполнение пробы предполагает 3 варианта: правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно. 2. «Собери изюм в мисочку». 3. «Собери кубики в коробку». Во второй и третьей пробе детям необходимо поочередно собрать рассыпавшийся изюм в мисочку и кубики в коробку. Данные пробы позволяют выявить сформированность захватов и противопоставлений пальцев рук: при собирании кубиков – захват всеми пальцами с четким противопоставлением большого пальца остальным; при собирании изюма - захват двумя пальцами (большим и указательным), захват тремя пальцами. | |||
Критерии оценки: в первой пробе – согласованность движений, двигательная маневренность, наличие формообразующих движений рук при катании шарика, объем выполнения пробы; во второй и третьей пробах – особенности захвата предметов, состояние зрительно-моторной координации, двигательная маневренность.
| ||||||||
Ранжирование данных в три уровня: высокий – точное выполнение проб, согласованность движений, двигательная маневренность; средний – незначительное нарушение согласованности движений, зрительно-моторной координации, скованность движений, недостаточная сформированность формообразующих движений рук; низкий – частичное выполнение задания, выраженное нарушение согласованности движений, зрительно-моторной координации, скованность движений.
| ||||||||
Таблица 2
Изучение особенностей восприятия качеств поверхностей предметов
№ задания | Цель задания | Исходный диагностический инструментарий | Диагностический материал | Содержание задания | Содержание проб | |||
Вторая серия заданий Цель: изучение особенностей выделения признаков и свойств предметов при использовании зрения. Выявление возможности самостоятельного использования осязания как средства замещения неполноценного зрения. | ||||||||
1 | Изучение особенностей действий идентификации при распознавании качества различных поверхностей. | Требования программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида
| 2 набора прямоугольников 10 х 9 см с различной структурой поверхности (велюр, среднезернистый песок, мелкозернистая резина, поролон), темно красного цвета. | Соотнесение двух образцов по качеству поверхности. Предполагает выполнение четырех проб. | 1. «Найди такой же коврик». Детям поочередно демонстрируются образцы четырех «ковриков», имеющих определенную структуру поверхности. Ребенку необходимо из расположенных перед ним четырех «ковриков» с разной структурой поверхности выбрать такой же (подходящий к образцу). Каждый испытуемый знакомится с четырьмя образцами и давет четыре ответа. | |||
Критерии оценки: способ (выбор образца зрительным способом, с помощью осязания), характер (поза ребенка, выполняет ли действия прикладывания, замечает ли ошибки) выполнения задания, отказ от выполнения задания.
| ||||||||
2 | Выявление особенностей действий по соотнесению качества поверхности с предъявляемым эталоном в процессе группировки. | Требования программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида | Два плоскостных домика 15 х 20 см, покрытых крупным и мелким песком одного цвета; 6 квадратов («окошек») 10 х 9 см, покрытых крупным и мелким песком, одинаковых попарно. | Соотнесение двух образцов по качеству поверхности в процессе группировки. Предполагает выполнение одной пробы. | 1. Перед ребенком выкладываются два домика. Экспериментатор обращает внимание ребенка на различие в качестве их поверхностей. Детям предлагается подобрать по два окошка к каждому домику. | |||
Критерии оценки: правильность выполнения, способ (выбор образца зрительным способом, с помощью осязания), характер (действия примеривания, хаотичный характер действий, замечает ли ошибки) выполнения задания, количество ошибок.
| ||||||||
Ранжирование данных в три уровня: высокий – правильное выполнение задания; средний – выполнение задания с одной ошибкой; низкий – с двумя и более ошибками.
| ||||||||
Таблица 3