Изучение особенностей восприятия качеств поверхностей предметов

Изучение состояния мелкой моторики как фактора готовности руки к осязательному обследованию предметов

№ задания Цель задания Исходный диагностический инструментарий

Диагностический материал

Содержание задания Содержание проб

Первая серия заданий

Цель: изучение особенностей мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста как фактора готовности руки к осязательному восприятию в процессе пальчиковых игр и действий с мелкими предметами.

1 Изучение особенностей кинестетической основы организации движений пальцев (статическая координация или праксис «позы»).

Н.М. Трубникова, З.А. Репина: выявление уровня развития мелкой моторики

  Воспроизведение пальцевых поз. Предполагает выполнение пяти проб в трех вариантах (выполнение пробы правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно). 1. «Пальчики подружились» - распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в этом положении под счет от 1 до 7; это же задание выполнить левой рукой, двумя руками одновременно; 2. «Пальчики поссорились» - распрямить ладонь правой руки, развести все пальцы в стороны и удержать в этом положении под счет от 1 до 7; это же задание выполнить левой рукой, двумя руками одновременно; 3. «Солдатик» - сжать правую руку в кулак, выдвинуть указательный палец («солдатик») и удержать в этом положении под счет от 1 до 7; это же задание выполнить левой рукой, двумя руками одновременно; 4. «Зайчик» - сжать правую руку в кулак, выдвинуть средний и указательный пальцы («ушки зайчика»), подвигать ими и удержать в этом положении под счет от 1 до 7; это же задание выполнить левой рукой, двумя руками одновременно; 5. «Кольцо» - соединить большой и указательный пальцы правой руки, чтобы получилось кольцо, и удержать в этом положении под счет от 1 до 7; это же задание выполнить левой рукой, двумя руками одновременно.

 

Критерии оценки выполнения задания: точность и одновременность (при двуручном исполнении) выполнения проб, состояние мышечного тонуса рук (напряженность, скованность движений, невозможность удержания созданной позы), координация, характер формирования позы.

 

2 Изучение особенностей кинетической основы организации движений.

Н.М. Трубникова, З.А. Репина: выявление уровня развития мелкой моторики

  Последовательное воспроизведение нескольких пальцевых поз. Предполагает выполнение трех проб в трех вариантах (выполнение пробы правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно). 1. «Зарядка для пальчиков» - сжать-разжать кулак: правой рукой, левой, обеими (по 7 раз); 2. «Солдатик спрятался - появился» - сжать пальцы в кулак – выдвинуть указательный палец (солдатик появился – спрятался): правой рукой, левой, обеими (по 7 раз); 3. «Зайчик спрятался – появился» - сжать пальцы в кулак – выдвинуть указательный и средний пальцы (зайчик появился – спрятался): правой рукой, левой, обеими (по 7 раз).  

Критерии оценки выполнения задания: точность и одновременность (при двуручном исполнении) выполнения проб наличие переключаемости, содружественности движений, наличие или отсутствие синкинезий, дифференциация движений, двигательная ловкость.

 

Оценивание результатов в первом и втором заданиях: 1 балл – точное и полное выполнение пробы, наличие согласованности движений, одновременное выполнение двуручных проб; 2 балла – скованность движений, слабость мышечного тонуса, затруднения в переносе жеста с одной руки на другую, диффузный характер движений; 3 балла – диффузный характер движений, наличие синкинезий, невозможность удержания позы, невыполнение задания.

 

Обобщенные результаты выполнения первого и второго заданий ранжируются в три уровня: высокий – суммарный балл по результатам выполнения всех проб составил 24-36 баллов; средний – 37-50 баллов; низкий – 51 и более баллов.

 

3 Изучение особенностей действий с мелкими предметами (ручной умелости, быстроты манипуляций с предметами).

Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук: выявление уровня развития мелкой моторики ]

 

 

Е.А. Стребелева: выявление уровня ручной умелости]

Мелкие предметы: 2 шарика (диаметр 3 см),     изюм (15 шт.),     8 кубиков. Выполнение действий с мелкими предметами. Предполагает выполнение трех проб (первая проба – в трех вариантах) 1. «Катание шарика ладонью». Детям предлагается распрямленной ладонью со сближенными пальцами покатать шарик круговыми движениями в течение 7 сек. Выполнение пробы предполагает 3 варианта: правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно. 2. «Собери изюм в мисочку».     3. «Собери кубики в коробку». Во второй и третьей пробе детям необходимо поочередно собрать рассыпавшийся изюм в мисочку и кубики в коробку. Данные пробы позволяют выявить сформированность захватов и противопоставлений пальцев рук: при собирании кубиков – захват всеми пальцами с четким противопоставлением большого пальца остальным; при собирании изюма - захват двумя пальцами (большим и указательным), захват тремя пальцами.

Критерии оценки: в первой пробе – согласованность движений, двигательная маневренность, наличие формообразующих движений рук при катании шарика, объем выполнения пробы; во второй и третьей пробах – особенности захвата предметов, состояние зрительно-моторной координации, двигательная маневренность.

 

Ранжирование данных в три уровня: высокий – точное выполнение проб, согласованность движений, двигательная маневренность; средний – незначительное нарушение согласованности движений, зрительно-моторной координации, скованность движений, недостаточная сформированность формообразующих движений рук; низкий – частичное выполнение задания, выраженное нарушение согласованности движений, зрительно-моторной координации, скованность движений.

 

             

 

Таблица 2

Изучение особенностей восприятия качеств поверхностей предметов

 

№ задания Цель задания Исходный диагностический инструментарий

Диагностический материал

Содержание задания Содержание проб

Вторая серия заданий

Цель: изучение особенностей выделения признаков и свойств предметов при использовании зрения. Выявление возможности самостоятельного использования осязания как средства замещения неполноценного зрения.

1 Изучение особенностей действий идентификации при распознавании качества различных поверхностей.

Требования программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида

2 набора прямоугольников 10 х 9 см с различной структурой поверхности (велюр, среднезернистый песок, мелкозернистая резина, поролон), темно красного цвета. Соотнесение двух образцов по качеству поверхности. Предполагает выполнение четырех проб. 1. «Найди такой же коврик». Детям поочередно демонстрируются образцы четырех «ковриков», имеющих определенную структуру поверхности. Ребенку необходимо из расположенных перед ним четырех «ковриков» с разной структурой поверхности выбрать такой же (подходящий к образцу). Каждый испытуемый знакомится с четырьмя образцами и давет четыре ответа.

Критерии оценки: способ (выбор образца зрительным способом, с помощью осязания), характер (поза ребенка, выполняет ли действия прикладывания, замечает ли ошибки) выполнения задания, отказ от выполнения задания.

 

2 Выявление особенностей действий по соотнесению качества поверхности с предъявляемым эталоном в процессе группировки.

Требования программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида

Два плоскостных домика 15 х 20 см, покрытых крупным и мелким песком одного цвета; 6 квадратов («окошек») 10 х 9 см, покрытых крупным и мелким песком, одинаковых попарно. Соотнесение двух образцов по качеству поверхности в процессе группировки. Предполагает выполнение одной пробы. 1. Перед ребенком выкладываются два домика. Экспериментатор обращает внимание ребенка на различие в качестве их поверхностей. Детям предлагается подобрать по два окошка к каждому домику.

Критерии оценки: правильность выполнения, способ (выбор образца зрительным способом, с помощью осязания), характер (действия примеривания, хаотичный характер действий, замечает ли ошибки) выполнения задания, количество ошибок.

 

Ранжирование данных в три уровня: высокий – правильное выполнение задания; средний – выполнение задания с одной ошибкой; низкий – с двумя и более ошибками.

 

             

 

Таблица 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: