Изучение особенностей осязательного обследования и восприятия формы, величины, конфигурации предметов

№ задания Цель задания Исходный диагностический инструментарий

Диагностический материал

Содержание задания Содержание проб

Третья серия заданий

Цель: изучение особенностей осязательного обследования при анализе и идентификации формы, величины, конфигурации предметов в условиях зрительно-осязательного и осязательно-зрительного восприятия.

    1     Изучение возможности детей воспринимать и идентифицировать форму образцов одинаковой величины и цвета.

Л.А. Ремезова: изучение особенностей осязательного обследования при анализе и идентификации формы, величины предметов в условиях зрительно-осязательного и осязательно-зрительного восприятия

 

 

Требования программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида

Ширма-коробка с плоской площадкой на ее верхней части, которая располагалась перед испытуемым на столе. С правой и левой сторон ширмы – отверстия для рук. Задняя стенка ширмы отсутствует.   Плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

На площадку выкладываются объекты для зрительного ознакомления. Во внутрь ширмы - тест-объекты для осязательного ознакомления. Ввиду отсутствия задней стенки экспериментатор имеет возможность наблюдать за действиями ребенка при осязательном восприятии объектов.

Предполагается два варианта заданий во всех пяти заданиях.

1 вариант.

Идентификация формы объекта (величины, предмета) осязательным способом при предъявлении образца для зрительного восприятия. Ребенку показываются и называются все объекты, которые затем помещались за ширму. После этого экспериментатор располагает один из объектов на верхней площадке ширмы. Ставится задача внимательно его осмотреть и найти такой же с помощью осязания среди объектов, размещенных за ширмой (с целью выключения зрения из акта восприятия).

2 вариант.

Идентификация формы объекта (величины, предмета) зрительным способом при предъявлении образца для тактильного восприятия.

Ребенку предлагается ощупать объект, размещенный за ширмой, а затем зрительно найти такой же среди объектов, расположенных перед ним.

 

 

    Идентификация формы плоскостных геометрических фигур. Каждый ребенок в каждом варианте знакомится с четырьмя фигурами и дает четыре ответа (всего восемь)
2 Изучение возможности детей воспринимать и идентифицировать форму объемных тел одинаковой величины, цвета, фактуры.

Требования программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида

Объемные геометрические тела: куб, треугольная призма, цилиндр, параллелепипед (кирпичик), изготовленные из дерева. Идентификация формы объемных геометрических тел. Каждый ребенок в каждом варианте знакомится с пятью фигурами и дает пять ответов (всего десять)  
3 Изучение возможности находить образцы, идентичные по величине.

Требования программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида

Плоскостные геометрические фигуры: треугольники и квадраты трех величин (всего шесть фигур). Идентификация величины плоскостных геометрических фигур. Каждый ребенок в каждом варианте знакомится с шестью фигурами и дает шесть ответов (всего двенадцать)
4 Изучение возможности находить объемные тела, по величине соответствующие образцу.

Требования программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида

Деревянные кубы и треугольные призмы трех величин (всего шесть фигур). Идентификация величины объемных геометрических тел. После зрительного или осязательного ознакомления с тест-фигурой детям предлагается осязательным или зрительным способом найти фигуру такой же величины среди трех других (например, найти маленький кубик среди других кубиков: маленького, среднего и большого). Каждый ребенок в каждом варианте знакомится с шестью фигурами и дает шесть ответов (всего двенадцать)
5 Изучение возможности выделения системы признаков в процессе обследования и сличения предметов, хорошо знакомых детям.

Требования программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида

Набор из пяти мелких деревянных игрушек: чашка, чайник, пирамидка, матрешка, гриб. Идентификация предметов. Предметы предъявляются детям в одной и той же последовательности, в одном пространственном положении. Каждый ребенок в каждом варианте знакомится с пятью предметами и дает пять ответов (всего десять)

Критерии оценки: умение правильно идентифицировать образец, характер ощупывающих движений.

 

Ранжирование данных в три уровня: высокий – правильное выполнение всех проб, входящих в задание; средний – выполнение задания с одной ошибкой, отсутствие стремления к осязательному обследованию образца; низкий – выполнение задания с двумя и более ошибками, отсутствие стремления к осязательному обследованию образца.

 

             

 

Таблица 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: