Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.
Рентабельность – это показатель, характеризующий экономическую эффективность.
Это относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами и ресурсами, использованными для достижения этого эффекта.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
1. Рентабельность продаж (Рпр), %, показывает прибыльность продаж
|
|
Показывает эффективность производственной деятельности предприятия, а также эффективность политики ценообразования.
2. Чистая рентабельность реализованной продукции (Рчист), %, показывает, сколько чистой прибыли приходится на 1 рубль реализуемой продукции
Показывает полное влияние структуры капитала и финансирования компании на ее рентабельность
Факторы, влияющие на прибыль
1. Внешние:
- состояние рынка;
- цены и тарифы на топливо, энергию;
- регулируемые государством отпускные цены на некоторые товары и продукцию;
- нормы амортизации;
- система налогообложения;
- объем и качество природных ресурсов, предоставляемых обществом.
2. Внутренние:
- объем и качество продаваемых товаров, услуг;
- политика ценообразования на предприятии;
-уровень себестоимости и других затрат;
- качество менеджмента разных уровней;
- уровень организации труда и производства;
- уровень образования и квалификации кадров;
- материальное положение и экономическая заинтересованность работников.