Конкурентные преимущества, которые обеспечивают положительный спред между ROIC и WACC, можно разбить на три категории:
1) Превосходство в создании потребительной стоимости благодаря такому сочетанию цены и качества продукта, которое не в состоянии воспроизвести, причем неважно, имеет ли качество продукта физическое измерение (как повышенная мощность компьютера) или носит нематериальный характер (популярная торговая марка авторское право, уникальный патент).
2) Более низкие издержки в сравнении с конкурентами.
3) Более производительное в сравнении с конкурентами использование капитала.
Всякое конкурентное преимущество в конце концов следует выразить одной (или несколькими) из перечисленных характеристик. Это помогает наметить контуры финансового прогноза.
Выявление стратегических перспектив возможно на основе использования распространенных подходов, таких как:
1. Анализ отраслевой структуры (модель Портера)
2. Сегментационный анализ потребительского рынка
3. Анализ конкурентной бизнес системы
4. Отраслевая модель Койна-Субраманиама.
Подробное описание этих алгоритмов вы можете найти в учебной литературе по стратегическому анализу.
Выявление стратегических перспектив означает наглядное и реалистическое описание будущей деятельности компании на общеэкономическом фоне. Вам необходимо проанализировать факторы формирующие спрос на продукцию или услуги, производимые организацией. В частности, демографические изменения в стране, регионе, динамику цен на продукцию и услуги, конкурентную структуру отрасли, тенденции изменений во внешнеторговых операциях (величины импорта, экспорта), государственную политику в отрасли (уровень государственной поддержки, налоговое окружение и др.).
Помните, что стоимость компании, в конечном счете, определяется тем, способна ли организация (и как долго) зарабатывать прибыль, с избытком покрывающая альтернативные издержки финансирования. Для этого организация должна обладать конкурентным преимуществом и уметь им воспользоваться. За неимением таких преимуществ все организации отрасли под давлением конкуренции в состоянии зарабатывать лишь столько, сколько хватает для возмещения затрат на капитал (или даже меньше).
Методические указания к написанию третьей главы (расчетно-конструктивной)