Место России в мировой экономике

Весь наш исторический опыт свидетельствует: такая страна, как Россия, может жить развиваться в существующих границах, только если она является сильной державой. Во все периоды ослабления страны –политического или экономического- перед Россией всегда вставала угроза распада. Да, определенные достижения последних лет позволили говорить о стабилизации. У некоторых даже возникло ощущение, что все наши проблемы решены. Что будущее России вполне предсказуемо и успешно. И вопрос лишь о том, должна ли наша экономика расти на 4 или на 6% в год и сколько нам тратить. Но это не так. Мы стоим перед лицом серьезных угроз. Наш экономический фундамент хотя и стал прочнее, но все еще неустойчив и очень слаб. Политическая система развита недостаточно. Государственный аппарат малоэффективен. Большинство отраслей экономики неконкурентоспособны.

При этом численность населения продолжает падать. Бедность отступает крайне мелено. Международная обстановка остается сложной. Конкуренция в мировой экономике не снижается. Вокруг нас - страны с высоко развитой экономикой. Надо прямо сказать: они оттеснят там, где могут, Россию с перспективных мировых рынков. Что же касается положения России в мире (а не в Европе), то за два десятилетия (90-е гг. ХХ в. и первое десятилетие ХХ1 в.) мир уже изменился и изменится так, что даже при самом благоприятном развитии событий Россия и в 2030 г. будет не в состоянии оказаться в первом десятке передовых стран мира. Поэтому остается пока лишь мечтать достичь к концу второго десятилетия нынешнего столетия, через десять лет – войти в первую десятку стран мира. В соответствии с Основными направлениями социально-экономической политики. Правительства РФ на долгосрочную перспективу, докризисный максимум уровня ВВП России 1990 г. предполагалось превзойти именно в конце первого десятилетия ХХ1 в. Вековая драма российской модернизации, наполненная «кровью» индустриализации и коллективизма, «прыжком» в космос и целинной эпопеей, брежневским вариантом «общества массового потребления», конвульсивным ускорением в период перестройки и, наконец, варварским скачком в рыночно-капиталистическую цивилизацию, не привела к преодолению российской отсталости. Россия опять балансирует на грани развитой и отсталой страны, права критерии отсталости теперь другие. Попробуем задуматься не над традиционным русским вопросом: кто виноват, а над тем, как российская экономика сможет развиваться дальше и что необходимо для изменения ее положения в мире. Особенно важно преодолеть отставание в темпах роста от ближайших стран-соседей, так как отставание от них грозит России дальнейшей потерей своего влияния на постсоветском пространстве и в Восточной Европе. С другой стороны, с его огромным демографическим и быстрорастущим экономическим потенциалом, скорее всего, в наступающем столетии превратился в нашего основного геополитического и экономического соперника.

Возникает угроза, что не только в дальнем, но и в ближнем зарубежье Россия будет окружена государствами, которые развиваются значительно динамичнее, чем она и многие из которых превосходят ее по уровню жизни. Чтобы этого не произошло необходимо ускорения темпов роста о 5-6% в год признается почти всеми. Этот темп диктуется необходимостью как увеличения ресурсов для модернизации экономики и общественного сектора, так и повышения уровня жизни россиян и недопущения дальнейшего отставания от развитых и многих новых развивающихся государств. На фоне желаемых высоких темпов роста тенденция к замедлению развития не может не вызвать тревогу у элиты общества, если она действительно озабочена не только своими корыстными, но и общенациональными интересами. По сравнению с большинством стран мира Россия облает достаточными возможностями развития «новой экономики». Тем не мене, пока сохраняется существенный разрыв с промышленно- развитыми странами. Это можно проследить на основе ряда индикаторов, характеризующих уровень внедрения информационных технологий и значимости научных исследований и разработок.

 Еще одним индикатором развития «новой экономики» является повышение доступности новейших информационных технологий для населения. Прирост их продукции составлял 20 до 30% в год. Значительно вырос уровень телефонизации страны. Число пользователей мобильных телефонов и интернета ежегодно удваивалось и достигло почти 59%.

с 2000 года до кризиса 2014 года вырос потенциал страны и жизнь десятков миллионов людей. Благодаря именно экономическому росту за эти годы почти в 4 миллионы человек покинули ряды безработных. Между тем, достигнутые нами результаты еще очень скромны.

Во-первых, четверть российских граждан по-прежнему имеют доходы ниже прожиточного минимума.

 Во-вторых, экономический рост в стране остается крайне неустойчивым. Так если в 2000 году промышленное производство росло весь год, то в 2002-м - суммарно только в течение шести месяцев.

И как результат- в последние месяцы стала расти безработица, а в 2019 году безработица увеличилась на 15%. Мировая экономика вырастет в 2018-2019 годах в среднем на 3,5-4,0% в год. Рост экономики развивающихся стран составит около 5%. Лидеры роста, это, как всегда, Китай, страны Юго-Восточной Азии, Индия и многие другие. В конце 2014 года Россия столкнулась с ситуацией, которая называется «идеальный кризис». Мы сразу испытали и падение мировых цен на нефть, и санкции с контр-санкциями, и столкнулись с нерешенными структурными проблемами — в 2012-2014 годах даже при нефти выше 100 долларов за баррель темпы роста снижались, а в инвестиционной сфере вообще была пауза. Поэтому я оцениваю 2015-2016 годы как годы адаптации к новым условиям, новой нормальности. Сейчас у нас новый ценовой коридор — 40-60 долларов за баррель. Худшим был второй квартал 2015 года, это было дно. После чего спад стал замедляться и постепенно происходило улучшение. Мы выходим на траекторию роста. Рост, конечно, с маленькой буквы. То есть это не китайский рост, не индийский. Мы говорим о росте в 1-2 процента. Ситуация в экономике действительно улучшается. Но мы должны помнить, что это пока всего лишь коррекционный рост. Мы упали, и мы должны вырасти процента на 3,5-4 только для того, чтобы достичь уровня 2014 года. И наконец, третье. Снижаются сами темпы экономического роста. В прошлом году – после 10- процентного роста в 2020-м – экономика выросла всего лишь на четыре с небольшими процентами. Между тем снижение темпов роста ведут за собой уменьшение темпов социального развития, не позволяет решать и многие другие проблемы, стоящие перед страной.

Причинами снижения темпов роста могут быть различные факторы. к ним в первую очередь можно отнести:

1. зависимость российской экономики от сырья и энергоносителей, составляющих 80% нашего экспорта. Только нефть, нефтепродукты и газ дают 50% экспорта.

2. для дальнейшего роста нужны новые инвестиции, объем старого оборудования чрезмерно изношен.

3. неблагоприятная демографическая обстановка также не способствует экономиче6скому росту.

Эти и многие другие причины тормозят нашу экономику. А что же происходит в России? По данным Минэкономразвития в 2018 году рост составил 2,0% ВВП. А в 2019 году это же ведомство прогнозирует, что при наиболее благоприятном варианте экономика нашей страны вырастет на 2%. Многие независимые эксперты считают и эту цифру в 2% не достижимой ориентируясь на скромные 0,5-1,6%. Почему мы отстаем? От многих чиновников и экспертов мы слышим пресловутое слово «САНКЦИИ». Тут мне хочется цитировать Булгаковского профессора Преображенского: «Разруха в головах, а не в клозетах». ВВП, это общая стоимость всего, что создали россияне за год. По логике чиновников санкции США мешают россиянам эффективно и плодотворно работать. Я думаю, если бы они немного напряглись, то придумали оправдание своей некомпетентности и лени более правдоподобное. Я полагаю, проблема роста нашей экономики не в санкциях, а в отсутствии плана развития у правительства, отсутствие элементарного понимания у министров «что делать». Апогеем, подтверждающим этот факт, стало выступление министра Орешкина 6 марта 2019 года в Госдуме, которое было прервано спикером и министра отправили «готовиться».

Руководителя Минэкономразвития поставили в тупик элементарные на первый взгляд вопросы, что его ведомство делает для развития национальной экономики и как собирается обеспечить ускорение темпов роста ВВП. Это тоже самое, если бы человек прикидывающийся опытным водителем, не смог бы ответить, как автомобиль заводить и на что нажимать, чтобы он ехал быстрее. Пока развитием нашей экономики занимаются такие специалисты жить мы возможно будем весело, интересно, но богато жить мы точно не будем. Но тем не менее по сравнению со многими новыми индустриальными странами Россия обладает рядом уникальных технологий, фундаментальной наукой и все еще высоким уровнем образования. Если по первым двум позициям Россия существенно отстает от развитых стран, то по уровню образования, научного потенциала и даже технологического развития мы можем сравниться со странами лидерами.

 

Заключение

Таким образом, рассмотрев все, важные аспекты страны начиная от президента и заканчивая экономикой России можно прийти к выводу, что: необходимо четко определить приоритеты, сконцентрировать усилия и оставшееся ресурсы на ключевых стратегических задачах, решение которых обеспечит наиболее оптимальный путь, прорыв в экономическом развитии государства. Важно четко различать стратегические цели и интересы России и тактические методы решения накопившихся проблем. Итоговой вывод – нужна консолидация общества на решение проблем восстановления и развития государства на базе конкретной целевой программы возрождения России как сильного демократического государства, занимающего достойное место в мировом сообществе. На основе изученной литературы и источников можно сделать следующие выводы. Гипотеза, высказанная во введении подтверждена. Владимир Владимирович Путин войдёт в историю как достаточно крупный политический лидер, как прагматик, чётко защищающий государственные интересы, решающий проблемы безопасности страны. Как человек начавший наводить порядок в стране, сохранивший её целостность, оказавшийся способным начать трудную и долгую борьбу с коррупцией, бедностью, борьбу с теми, кто пытается разрушить существующую власть и пойти по пути саморегулируемой экономики. Как человек, который во многом способствовал усилению международного влияния страны. Владимир Владимирович Путин создал имидж делового человека, способного решать проблемы. С ним ведут успешный диалог практически все ведущие политики и к мнению нашего президента нельзя не прислушаться. В ходе исследовательской работы мы пришли к следующим выводам: Нынешняя, далекая от нормальной ситуация в российско-украинских отношениях не является неизменной, и в будущем возможна частичная нормализация этих отношений, в условиях, когда Украина будет тесно контактировать с Западом и с Востоком. В то же время следует учитывать, что политический, социальный и экономический кризис на территории Украины, начавшийся в конце 2013 года, который сопровождался резким обострением российско-украинских отношений, неизбежно будет продолжительным и тяжелым.

Литература

Брич А. Путь России к процветанию в постиндустриальном мире //Вопросы Экономики.-2003.-№5.-С.19.

Бельчук А Статус России как страны с рыночной экономикой //Внешнеэкономический бюллетень.-2003.-№5.-С.32.

Глазьев С. О выборе стратегии будущего развития//свободная мысль.-2001.-№2.-С.4-24.

Клепач А. Экономический рост в России: амбиции и реальные перспективы//Вопросы экономики.-2001.-№8.-С.4-21.

Крюгер Э. Экономический рост и реформы в России//Вопросы экономики.-2002.-№6.-С.4-10.

Кураков Г., Засов О. Факторы экономического роста: оценки и прогнозы// Экономист. – 2003. - №1. – с.3

Любимцева С. Структура модернизации экономики// Экономист. – 2003. - №2. – с.12

Матёров И.С. Экономический рост в России: возможности ближайших лет// Вестник МГУ (серия 6 экономика). – 2002. - №1. – с. 21 – 36

Мищек С.А. Сохранится ли в России экономический рост?// Финансы и кредит. – 2003. - №5. – с. 2

Путин В. Таков способ воспроизводства России как сильной страны// международная жизнь. – 2003. - №6. – с. 4 - 27

 Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2002. - №6. – с. 27

О возможности и неизбежности экономического подъёма России// Вопросы экономики. – 2001. - №4. – с. 139

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: