Для текущей группировки первичной информации применяется система счетов. Различают активные, пассивные и активно-пассивные счета.
Активные счета служат для группировки информации о состоянии и наличии имущества.
Пассивные счета служат для отражения источников образования имущества.
Схема счета - это двусторонняя таблица. Левая сторона называется дебетом, правая - кредитом.
Записи хозяйственных операций на счетах делают на основании первичных документов. Увеличение и уменьшение объекта учета показывают в разных сторонах счета. Итог сумм операций, отраженных по дебету или кредиту счета называется оборотом по дебету или кредиту.
Сальдо - это наличие имущества или источников образования. У активных счетов сальдо будет дебетовым. У пассивных - кредитовым.
()ткрыть счет - это значит: указать название счета, его шифр; написать в него начальное сальдо, указав дату.
Кроме счетов для учета имущества организации (активных счетов) и источников его формирования (пассивных счетов), в бухгалтерском учете существуют счета, на которых отражается одновременно и имущество организации, и источники его формирования. Такие счета носят название активно-пассивных счетов, которые имеют признаки как активных, так и пассивных счетов.
Необходимость в таких счетах возникает тогда, когда во взаимоотношениях данной организации с другими организациями и лицами может меняться их экономический характер. Например, дебиторы в прошлом периоде становятся кредиторами в текущем периоде, и наоборот.
На активно-пассивном счете одновременно учитываются два объекта. При этом сальдо на начало и конец месяца может быть и дебетовым, и кредитовым или одновременно дебетовым и кредитовым (развернутое сальдо).
При составлении баланса дебетовые остатки по активно-пассивным счетам отражаются в активе, а кредитовые остатки – в пассиве баланса.
Практические занятия
Запись хозяйственных операций в регистрационный журнал.
Составление бухгалтерских проводок.
Запись операций на бухгалтерских счетах (разноска).
Подсчет оборотов и остатков по счетам.
В межсессионный период студенту необходимо определить корреспонденцию счетов по составленным копиям первичных документов в теме 1.6 «Первичное наблюдение – основа информационной системы бухгалтерского учета» и оформить в регистрационном журнале по следующей форме
Регистрационный журнал
Номер опера ции | Дата | Название документа | Содержание операции | Сумма, руб. | Корреспонди- рующие счета | |
Дт | Кт | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Методические указания
Отражение хозяйственных операций на счетах производится способом двойной записи. При этом сумма хозяйственной операции записывается в одном счете по дебету, а в другом - по кредиту.
В результате двойной записи операции между счетами возникает взаимосвязь, которая называется корреспонденцией счетов.
Составление корреспонденции счетов по каждой хозяйственной операции выполняется в четыре этапа.
Первый этап. Определить, какие объекты учета затрагивает хозяйственная операция и на каких счетах учитывают эти объекты.
Второй этап. Установить, в какой стороне баланса отражаются объекты учета (то есть актив или пассив).
Третий этап. Определить, как данная хозяйственная операция повлияла на валюту баланса: увеличила, уменьшила или оставила без изменений.
Четвертый этап. Исходя из схем записей на активном и пассивном счетах, установить, какой из двух счетов бухгалтерского учета по данной хозяйственной операции дебетуется, а какой кредитуется.
Пример. Хозяйственная операция: - получено в кассу предприятия с расчетного счета в банке 4000 рублей.
1.Объекты Бухгалтерские 2.Сторона 3.Увеличение(+), 4.Дебетуемый
учета счета, шифр баланса уменьшение(-) и кредитуемый
счета
1.Деньги в
кассе 50 Актив + Дебет
2.Деньги на 51 Актив - Кредит
расчетном
счете
Бухгалтерская запись:
Дебет Кредит Сумма, руб.
счета счета
50 51
«Касса» «Расчетный счет» 4000-00
Практические занятия
Составить по данным счетов оборотную ведомость по счетам синтетического учета. Итог оборотов сверить с итогом регистрационного журнала.
Составить оборотную ведомость по счетам аналитического учета. Сверить записи аналитического и синтетического учета.
По данным выверенной оборотной ведомости по синтетическим счетам составить бухгалтерский баланс на конец отчетного периода.
Методические указания
Всесторонние данные об объектах бухгалтерского учета получают при помощи аналитического и синтетического учета и субсчетов.
Счета аналитического учета дают подробные, детализированные данные об объектах учета. Счета синтетического учета дают обобщенные показатели об объектах учета. Счета синтетические объединяют экономически однородную группу аналитических счетов. Синтетические счета могут иметь субсчета. Субсчета указывают направления группировки аналитических данных.
Система счетов тесно связана с балансом: в начале периода счета заполняются на основе данных баланса, а в конце периода баланс составляется по данным, вытекающим из счетов.
Для обобщения данных текущего учета, проверки его правильности составляют оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета, сальдовые и шахматные ведомости.
С целью правильного использования счетов и отбора их из общей массы тех, которые необходимы для ведения бухгалтерского учета в той или иной отрасли народного хозяйства строят классификации счетов.
Классификация счетов по назначению и структуре дает возможность установить, для получения каких экономических показателей применяются те или иные счета.
Классификация счетов по экономическому содержанию используется для построения плана счетов, определяющего систему построения бухгалтерского учета на практике.