Методические указания

Для текущей группировки первичной информации применя­ется система счетов. Различают активные, пассивные и активно-пассивные счета.

Активные счета служат для группировки информации о со­стоянии и наличии имущества.

Пассивные счета служат для отражения источников образова­ния имущества.

Схема счета - это двусторонняя таблица. Левая сторона назы­вается дебетом, правая - кредитом.

Записи хозяйственных операций на счетах делают на основа­нии первичных документов. Увеличение и уменьшение объекта учета показывают в разных сторонах счета. Итог сумм операций, отраженных по дебету или кредиту счета называется оборотом по дебету или кредиту.

Сальдо - это наличие имущества или источников образова­ния. У активных счетов сальдо будет дебетовым. У пассивных - кредитовым.

()ткрыть счет - это значит: указать название счета, его шифр; написать в него начальное сальдо, указав дату.

Кроме счетов для учета имущества организации (активных счетов) и источников его формирования (пассивных счетов), в бухгалтерском учете существуют счета, на которых отражается одновременно и имущество организации, и источники его формирования. Такие счета носят название активно-пассивных счетов, которые имеют признаки как активных, так и пассивных счетов.

Необходимость в таких счетах возникает тогда, когда во взаимоотношениях данной организации с другими организациями и лицами может меняться их экономический характер. Например, дебиторы в прошлом периоде становятся кредиторами в текущем периоде, и наоборот.

На активно-пассивном счете одновременно учитываются два объекта. При этом сальдо на начало и конец месяца может быть и дебетовым, и кредитовым или одновременно дебетовым и кредитовым (развернутое сальдо).

При составлении баланса дебетовые остатки по активно-пассивным счетам отражаются в активе, а кредитовые остатки – в пассиве баланса.

 

 

                                                Практические занятия

Запись хозяйственных операций в регистрационный журнал.

Составление бухгалтерских проводок.

Запись операций на бухгалтерских счетах (разноска).

Подсчет оборотов и остатков по счетам.

 

В межсессионный период студенту необходимо определить корреспонденцию счетов по составленным копиям первичных документов в теме 1.6 «Первичное наблюдение – основа информационной системы бухгалтерского учета» и оформить в регистрационном журнале по следующей форме

 

                                     Регистрационный журнал

Номер

опера

ции

Дата

Название

документа

Содержание операции

Сумма,

руб.

Корреспонди-

рующие счета

 Дт Кт
1 2       3                 4 5 6 7

 

               

Методические указания

Отражение хозяйственных операций на счетах производится способом двойной записи. При этом сумма хозяйственной опера­ции записывается в одном счете по дебету, а в другом - по кредиту.

В результате двойной записи операции между счетами возни­кает взаимосвязь, которая называется корреспонденцией счетов.

Составление корреспонденции счетов по каждой хозяйствен­ной операции выполняется в четыре этапа.

Первый этап. Определить, какие объекты учета затрагивает хо­зяйственная операция и на каких счетах учитывают эти объекты.

Второй этап. Установить, в какой стороне баланса отражаются объекты учета (то есть актив или пассив).

Третий этап. Определить, как данная хозяйственная операция повлияла на валюту баланса: увеличила, уменьшила или оставила без изменений.

Четвертый этап. Исходя из схем записей на активном и пассив­ном счетах, установить, какой из двух счетов бухгалтерского учета по данной хозяйственной операции дебетуется, а какой кредитуется.

 

Пример. Хозяйственная операция: - получено в кассу пред­приятия с расчетного счета в банке 4000 рублей.

 

1.Объекты     Бухгалтерские     2.Сторона      3.Увеличение(+),      4.Дебетуемый

учета          счета, шифр             баланса         уменьшение(-)       и кредитуемый       

                                                                                                                      счета

1.Деньги в 

 кассе               50                 Актив                 +                     Дебет  

   

2.Деньги на          51            Актив                  -                       Кредит

 расчетном

счете

 

                                       Бухгалтерская запись:

Дебет           Кредит           Сумма, руб.

счета             счета

50                  51

«Касса»  «Расчетный счет»               4000-00

 

 

Практические занятия

Составить по данным счетов оборотную ведомость по счетам синтетического учета. Итог оборотов сверить с итогом регистра­ционного журнала.

Составить оборотную ведомость по счетам аналитического учета. Сверить записи аналитического и синтетического учета.

По данным выверенной оборотной ведомости по синтетиче­ским счетам составить бухгалтерский баланс на конец отчетного периода.

 

Методические указания

 

Всесторонние данные об объектах бухгалтерского учета получают при помощи аналитического и синтетического учета и субсчетов.

Счета аналитического учета дают подробные, детализирован­ные данные об объектах учета. Счета синтетического учета дают обобщенные показатели об объектах учета. Счета синтетические объединяют экономически однородную группу аналитических счетов. Синтетические счета могут иметь субсчета. Субсчета ука­зывают направления группировки аналитических данных.

Система счетов тесно связана с балансом: в начале периода счета заполняются на основе данных баланса, а в конце периода баланс составляется по данным, вытекающим из счетов.

Для обобщения данных текущего учета, проверки его пра­вильности составляют оборотные ведомости по счетам синтетиче­ского и аналитического учета, сальдовые и шахматные ведомости.

С целью правильного использования счетов и отбора их из общей массы тех, которые необходимы для ведения бухгалтерско­го учета в той или иной отрасли народного хозяйства строят клас­сификации счетов.

Классификация счетов по назначению и структуре дает воз­можность установить, для получения каких экономических пока­зателей применяются те или иные счета.

Классификация счетов по экономическому содержанию ис­пользуется для построения плана счетов, определяющего систему построения бухгалтерского учета на практике.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: