Не реже одного раза в год предприятия обязаны проводить инвентаризацию имущества и финансовых обязательств.
Инвентаризация обеспечивает реальность показателей учета. Сущность инвентаризации заключается в проверке имущества, имеющегося на предприятии, в натуре и в приведении затем данных учета в соответствии с действительностью.
Инвентаризации в зависимости от полноты охвата бывают полные и частичные.
В зависимости от назначения и характера различают плановые и внеплановые инвентаризации.
Проводят также перманентные инвентаризации, в ходе которых проверяют отдельные виды средств, когда их остаток является минимальным.
Периодичность и сроки проведения инвентаризации устанавливаются в соответствии с Положением о ведении бухгалтерского учете и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и зафиксированы в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Инвентаризацию проводит комиссия, назначаемая руководителем предприятия, а в коллективных хозяйствах, акционерных обществах - решением правления, совета директоров. Методическими указаниями по инвентаризации предусматривается порядок, техника проведения инвентаризации всех видов средств предприятия и оформление ее результатов.
|
|
Выявленные при инвентаризации расхождения между данными учета и данными, установленными при проверке средств в натуре, подлежат регулированию. Регулирование инвентаризационных разниц отражается в учете следующим образом.
Недостачи списываются: в пределах норм естественной убыли - на издержки; сверх норм - за счет виновных лиц.
Излишки приходуются по счетам соответствующих ценностей и на увеличение финансовых результатов.
Задолженность с просроченной исковой давностью списывается: кредиторская - в доход предприятия; дебиторская - на убытки предприятия.
1.7 Стоимостное измерение и текущий бухгалтерский учет
План изучения темы
Номер вопроса | Содержание вопроса |
32 | Оценка и ее место в формировании информационной системы бухгалтерского учета |
33 | Калькуляция, ее виды, состав и содержание калькуляционных статей |
34 | Учет процесса заготовления |
35 | Особенности учета процесса производства |
36 | Учет процесса продаж и порядок формирования финансовых результатов |
Практические занятия
Расчет фактической стоимости заготовленных материальных ценностей, оформление их бухгалтерскими записями.
В межсессионный период студенту необходимо самостоятельно отработать вопросы: оценки и учета материальных ценностей по планово-учетным (учетным) ценам; учет и распределение транспортно-заготовительных расходов (отклонений); определения фактической себестоимости заготовленных и израсходованных материальных ценностей. С этой целью необходимо составить таблицу:
|
|
Показатели движения нефтепродуктов (счет 10.4)
(или других материальных ценностей по выбору студента)
в целом по хозяйству (или предприятию) за месяц 20___г.
№ п/п | Показатели | Стоимость по учетным ценам | Отклонения от стоимости по учетным ценам | Всего фактичес- кая себе- стоимость | Шифр коррес- понди- рующего счета |
1 | Сальдо на начало месяца | ||||
2 | Поступило (Дт 10.4) а) от поставщиков 1…………………… 2…………………… и т.д. (количество строк равно числу поставщиков) | ||||
3 | Транспортно-заготовительные расходы (Дт 10.4) 1.Услуги автотранспорта 2…………………………. и т.д. (в зависимости от количества видов расходов) | ||||
4 | Израсходовано (Кт 10.4) 1.На заправку грузовых автомобилей 2.На заправку легковых автомобилей и т.д. по направлениям использования нефте- продуктов или других материальных ценностей) Итого по Кт 10.4 | ||||
5 | Сальдо на конец месяца |
Примечание. Данные для заполнения таблицы возьмите из журнала-ордера № 10-АПК и «Ведомости аналитического учета материальных ценностей, товаров и тары», форма № 46-АПК. Счет и субсчет могут быть выбраны студентом самостоятельно.
Методические указания
Процесс заготовления - первый хозяйственный процесс в кругообороте средств (имущества) предприятия.
Важнейшими задачами учета процесса заготовления являются определение объема заготовления и исчисления себестоимости предметов труда. Эти показатели устанавливаются при помощи соответствующих синтетических счетов: 10 «Материалы», 16 «Отклонения в стоимости материалов». Поступающие материальные ценности учитываются в двух оценках: по учетной цене и фактической себестоимости. Фактическая себестоимость заготовленных материальных ценностей складывается из учетной (покупной) стоимости и транспортно-заготовительных расходов (отклонений).
Для определения фактической себестоимости каждого вида материалов рассчитывают процент транспортно-заготовительных расходов (отклонений) по отношению к учетной оценке. Исчислив процент, определяют сумму транспортно-заготовительных расходов, падающую на учетную стоимость конкретного вида материалов.
Транспортно-заготовительные расходы - это затраты, вызываемые операциями заготовления (расходы на оплату транспорта, на оплату погрузочно-разгрузочных работ, оплату за охрану груза в пути и другие).
В итоге в бухгалтерском балансе материальные ценности (запасы) отражаются по фактической себестоимости в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
Практические занятия
Оформление бухгалтерскими записями процесса производства. Исчисление фактической себестоимости готовой продукции. Корректирование себестоимости.
В межсессионный период студенту необходимо изучить основные экономические показатели, характеризующие производственную деятельность хозяйств (предприятий) и заполнить таблицы № 1, 2. Данные для заполнения таблиц следует взять из бизнес-плана и годового отчета.
1. Показатели объема производства и себестоимости основных видов продукции
Наименование продукции
| Объем производства, ц. | Себестоимость 1ц продукции, руб. | Стоимость продукции, руб.
| |||||
план | факт. | план | факт. | план | факт. | |||
1.Зерно 2.Картофель 3.Молоко 4.Прирост живой массы животных на выращивании и откорме (привес) Итого: |
2. Аналитические счета к счету 20 «Основное производство» за 20__г.
Показатели
| Субсчет 1 «Растениеводство» | Субсчет 2 «Животноводство» | ||
зерновые культуры | картофель | основное молочное стадо КРС | Молодняк КРС и животные на откорме | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Затраты по статьям (Дт 20), руб. 1.Затраты на оплату труда сумма ч.-час 2.Отчисления в фонды социального страхования 3.Семена и посадочный материал 4.Удобрения 5.Средства защиты растений и животных 6.Корма 7.Сырье и материалы 8.Работы и услуги 9.Затраты на содержание основных средств (амортизация, ремонт) 10.Затраты по организации производства и управлению 11.Потери от падежа животных (в учете) 12.Прочие затраты Итого затрат: | ||||
2.Выход продукции (Кт 20) 1.Зерно: количество, ц. стоимость, руб. 2.Солома: количество, ц. стоимость, руб. 3.Картофель: количество, ц. стоимость, руб. 4.Прирост живой массы: количество, ц. стоимость, руб. 5.Молоко: количество, ц. стоимость, руб. 6.Приплод: количество, ц. стоимость, руб. Навоз: количество, ц. стоимость, руб. Итого: стоимость |
Примечание. 1. Данные для таблицы взять за предыдущий год из годового отчета или производственных отчетов по растениеводству и животноводству за декабрь. Допускается брать информацию по другим производствам.
2.Студенты, работающие на несельскохозяйственных предприятиях, составляют аналогичные таблицы по основным видам производства тех предприятий, на которых работают.