Исходный уровень знаний:
· Источники глюкозы в крови.
· Понятие о глюкозе крови и других редуцирующих веществах.
· Пути использования глюкозы и глюкозо-6-фосфата в клетке
· Гормональная регуляция активности ферментов.
Студент должен знать · Глюкоза крови, как важнейший метаболит углеводного обмена · Роль печени в регуляции уровня глюкозы в крови: синтез и мобилизация гликогена в печени. · Понятие о глюконеогенезе (цикл Кори), необратимые реакции. · Гормональную регуляцию уровня глюкозы в крови (инсулин и контринсулярные гормоны) · Нарушение углеводного обмена: голодание и сахарный диабет · Сахарные кривые, их диагностическое значение. Студент должен уметь: · Написать процессы синтеза и мобилизации гликогена в печени; охарактеризовать ферменты и отметить роль гормонов в регуляции данных процессов · Написать необратимые реакции глюконеогенеза, объяснить роль данного процесса. · Объяснить основные симптомы сахарного диабета, причины и механизм возникновения. · Изобразить виды сахарных кривых и интерпретировать результаты. Придя на занятие: · Определить уровень глюкозы в крови. Интерпретировать полученные данные и сделать соответствующие выводы. | Основная литература: · Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. «Биологическая химия», Москва «Медицина», 1998, стр.357-363. · Биохимия: Учебник / под ред. Е.С.Северина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003, стр. 355-370. · Северин Е.С., Алейников Т.Л., Осипов Е.В.Биохимия.- М.: Медицина, 2000, стр. 93-97, 100-103, 106-109. · Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами/ Под. ред. Чл.-корр.РАН, проф. Е.С.Северина, проф. А.Я.Николаева. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001, стр.142-153, 154-160 · Дзугкоева Ф.С, Каряева Э.А., Гурина А.Е., Ампарцумян Н.М., Дзугкоев С.Г. «Биохимия основных процессов обмена веществ и гормональная регуляция», Учебное пособие с грифом УМО МЗ РФ, Владикавказ, 2007, стр. 73-82. · Дзугкоева Ф.С, Каряева Э.А., Гурина А.Е., Ампарцумян Н.М., Дзугкоев С.Г. «Биохимия основных процессов обмена веществ и гормональная регуляция» Тестовые задания, Владикавказ, 2007, стр. 40-46. · Дзугкоева Ф.С.,Каряева Э.А., Гурина А.Е., Можаева И.В., Такоева Е.А. и др. «Руководство к практическим занятиям по биологической химии», часть 1, Владикавказ 2008, стр. 145-151. Дополнительная литература: · Мак-Мюррей. Обмен веществ у человека, М.: «Мир», 1980, стр.172-175, 185-194 · Ленинджер А. Основы биохимии. М. «Мир», 1985, Т.II, стр.601-616; Т.III, стр. 752, 772-775. · Биохимические основы патологических процессов под редакцией Северина, Москва, 2000. · Б.Гринстейн, А.Гринстейн «Наглядная биохимия», М.ГЭОТАР-МЕД, 2000, стр.86-87, 90-91 · Кухта В.К., Морозкина Т.С., Олецкий Э.И., Таганович А.Д. «Биологическая химия». – Минск, 2008, стр. 161-166, 172-176, 189-192. · Марри Р., Греннер Д., Мейес П., Родуэлл «Биохимия человека», М. «Мир», 1993, Т.I, стр. 189-199, 212-224. |
Задания для работы:
|
|
|
|
1. Изобразите основные источники глюкозы в крови человека в виде схемы.
2. Что мы понимаем под сахаром крови или глюкозой крови? Каковы его величины в норме?
3. Дополните определение:
Инсулин – гормон, который вырабатывается ________________________________, и оказывает _____________________________________ действие
Адреналин – гормон, который вырабатывается ___________________________________ и оказывает _____________________________________действие
Глюкагон – гормон, который вырабатывается _____________________________________ и оказывает _____________________________________действие
4. Что такое мобилизация гликогена? Напишите реакции этого процесса. Его регуляция.
5.Что такое глюконеогенез, назовите ферменты и субстраты глюконеогенеза, его регуляция
6. Для чего и как определяют толерантность к глюкозе
7. Перечислите основные нарушения обмена веществ при сахарном диабете.
Решите задачи.
1) Больной А., 16 лет. Обратился к врачу эндокринологу с жалобами на жажду, сухость во рту, повышенное мочеотделение, похудание (за 3 недели похудел на 6 кг), окружающие отмечают неприятный запах изо рта (запах ацетона). При обследовании выявлено – уровень глюкозы крови – 10,2 ммоль/л. За сутки объем выделяемой мочи – 2800 мл, глюкоза мочи – 2 ммоль/л, кетоновые тела + 3. Какой предположительно можно поставить диагноз, какие методы обследования необходимо назначить данному больному.
2) Назовите причины и последствия ацидоза и обезвоживания при сахарном диабете.
9. Заполните таблицу «Гликогенозы»
Название заболевания | Фермент, активность которого страдает |