Исходный уровень знаний:
· Понятие об общих и специфических путях катаболизма.
· Аминокислота, как структурная единица белка.
· Пути потребления аминокислот в клетке.
· Классификация ферментов: второй класс - трансферазы.
Студент должен знать: · Промежуточный обмен аминокислот (эндогенных и экзогенных). · Трансаминирование - общий путь катаболизма аминокислот. · Значение определения трансаминазной активности для диагностики заболеваний: АсАТ и АлАТ в диагностике патологии сердца и печени. · Декарбоксилирование аминокислот. Образование биогенных аминов, биологическая роль в организме (гистамин, ДОФамин, ГАМК, серотонин) Студент должен уметь: · Провести реакцию трансаминирования и интерпритировать полученные результаты | Основная литература: · Т.Т. Березов, Б.Ф. Коровкин «Биологическая химия», издание третье, Москва, 2007, стр.431, 435-445 · Е.С. Северин «Биохимия», Москва 2003, стр.469-472, 512-520 · Е.С. Северин «Биохимия с упражнениями и задачами», Москва, 2008, стр.232-233, 253-255 · Ф.С. Дзугкоева, Л.А.Калоева, Э.А. Каряева, А.Е. Гурина, С.А.Баллаева «Обмен веществ». Учебное пособие по курсу биологической химии. Владикавказ, 2003, стр 129-132, 140-145. · Ф.С. Дзугкоева, Э.А. Каряева, А.Е. Гурина, Н.М. Амбарцумянц, С.Г.Дзугкоев «Биохимия основных процессов обмена веществ и гормональная регуляция» тестовые задания по курсу биологической химии, Владикавказ 2007, стр. 64-65. · Ф.С. Дзугкоева, Э.А. Каряева, А.Е. Гурина, Н.М. Амбарцумянц, С.Г.Дзугкоев «Биохимия основных процессов обмена веществ и гормональная регуляция» Учебное пособие по курсу биологической химии, Владикавказ 2007, стр 126-128, 135-140 · Ф.С. Дзугкоева, Э.А. Каряева, А.Е. Гурина, Н.М. Амбарцумянц, И.В. Можаева, С.Г. Дзугкоев, Е.А.Такоева «Руководство к практическим занятиям по биологической химии», часть 3, Владикавказ, 2008, стр.23-32. Дополнительная литература: · У. Мак-Мюррей «Обмен веществ у человека», Москва, из-во «Мир», 1980, стр.276-277 · Ленинджер Л. «Биохимия». 1986. · Д.М. Зубаирова, Е.А. Пазук «Биохимия» тестовые вопросы, Москва, 2008. стр.228-230 · Е.С. Северин, Т.Л. Алейникова, Е.В. Осипов «Биохимия», Москва 2000, стр 139-140, 146-147 · Уайт А. и др. Основы биохимии. Москва 1981. · Элиот В., Элиот Д., Биохимия и молекулярная биология, Москва 2000, стр. 23-36 |
Задания для работы.
|
|
1. Изобразите в виде схемы основные пути потребления аминокислот в клетке.
2. Допишите определение
1. Трансаминирование - это__________________________________
2. Декарбоксилирование - это________________________________
3. Вставьте пропущенные слова
Реакции трансаминирования катализируют ферменты_________________, которые состоят из _______________, определяющего специфичность фермента и ____________________(метаболически активная форма _____________).
|
|
4. Напишите первую и вторую полуреакции фосфопиридоксалевого катализа. Укажите ферменты.
5. Решите задачу.
У ребенка вялость, слабость, малая подвижность. Определение активности трансаминаз в сыворотке показало, что активность АСАТ увеличена по сравнению с нормой в 1, 6, а АлАТ – в 3,5 раза. Ординатор А. выписал матери ребенка направление на госпитализацию, предполагая скрытую форму гепатита (слизистые, кожа нормальной окраски). Ординатор К. решил, что это слишком решительные меры, что увеличение активности ферментов в крови объясняется прорезыванием зубов у ребенка, т.к.десны у него были припухлые, болезненные. Учитывая, что в тканях десен активность трансаминаз невысока, предположите, кто из них прав и почему?
6. Что такое биогенные амины, и как они образуются в организме человека.
7. Заполните таблицу
Аминокислоты | Триптофан | Тирозин | Глутаминовая кислота | Гистидин |
Продукты декарбоксили рования | ||||
Биологически активные вещества | ||||
Формулы | ||||
Физиологическая роль. |
8. Решите задачу.
Животному ввели смесь аминокислот, атомы углерода которых были мечены (С14). Через некоторое время в крови обнаружили гистамин с меченными углеродными атомами. Метаболизм какой аминокислоты привел к образованию этого соединения? Напишите реакцию, укажите фермент. Перечислите функции гистамина в организме человека.