Семинар «Методологические основания

«жесткого ядра» мейнстрима»

1. Научная (маржиналистская) революция 1870-1890-е гг.: экономическая наука как наука о поведении экономических агентов.

2. Методологические установки австрийской школы и А. Маршалла.

3. Методологическое эссе Л. Роббинса (1932): определение экономической науки.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Какие методологические принципы экономической науки предложил Дж.С.Милль?

2. Ознакомьтесь с существом метода восхождения от абстрактного к конкретному К.Маркса.

3. Определите основные достижения А. Маршалла в экономической науке.

4. Изучите суть методологических обобщений Дж.М. Кейнса.

5. Почему М. Фридмен считал позитивную и нормативную экономическую теорию противоречивыми?

6. Продумайте примеры взаимовлияния различных научных дисциплин на экономическую теорию и другие экономические дисциплины.

7.  Сделать краткий конспект одной из статей: Белых А., Мау В.  Маркс XXI // Вопросы экономики.2018.№8.С.57-87; Курц Х.Д. Маркс и «закон стоимости»: критические оценки по случаю 200-летия со дня рождения //Вопросы экономики. 2018.№11.С.27-49.

Рекомендации по выполнению заданий

И подготовке к семинарам

Самостоятельную подготовку по данной теме необходимо начинать с изучения логики развития теоретических основ экономической науки.

Прежде всего ознакомьтесь с материалами по развитию теорий позитивизма, с трудами ученых этого направления. Изучите междисциплинарные связи в экономической науке, в частности, использование математического аппарата в экономической теории.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Изложите основные концепты теории позитивизма (по Д.С. Миллю).

2. Что такое научная абстракция?

3. Изложите положения диалектического и материалистического метода К. Маркса.

4. Что представляет собой градуалистический метод А. Маршалла?

5. Какова практическая значимость теории Дж.М.Кейнса?

6. В чем состоит позитивизм М. Фридмена?

7. Какова роль математики в экономике?

Тема 2.2. Альтернативы: историческая школа,

Институционализм

Историческая школа: изучение конкретного опыта хозяйствования в его историко-культурном разнообразии, выявление исторических аналогий и эмпирических зависимостей. Спор о методах. К. Маркс: сочетания теоретического задела классической школы с принципом историзма.

Институциональная онтология: ситуационно-компаративистское и эволюционное направление.

Семинар  « Историческая наука как альтернативный

Естествознанию методологический ориентир» (эвристическая беседа)

1. “Спор о методе” между Г. Шмоллером и К. Менгером: исторический контекст, основное содержание, значение для экономической науки.

2. Влияние методологических установок исторической школы и марксизма на русскую экономическую мысль.

 

Семинар  «Методологические установки Дж.К. Гэлбрейта»

1.Анализ работ Дж.К. Гэлбрейта, написанных в 1960-1980-е гг.

2. Анализ работы «Экономика невинного обмана».

Задания для самостоятельной работы

1. Изучить рекомендованную учебную литературу по указанной проблематике.

2. Напишите формулу функции полезности.

3. Почему в современной экономической теории важен учет явления неопределенности?

4. Подготовьте схему классификации рисков применительно к российской экономике.

5. Какую роль в выработке экономической стратегии имеет теория циклов?

Рекомендации по выполнению заданий

И подготовке к семинарам

При подготовке к семинарам, рассматривая особенности современной экономической науки, обратите внимание на проблемы: новый экономический рационализм, функция полезности, неопределенность и риск, время, циклы, равновесие и неустойчивость. Особенно актуальными представляются проблемы интерпретации измерений и проверки научных теорий, в т. ч. в связи с развитием информационных технологий.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Концепция рациональности в современной экономической науке.

2. Изложите суть концепции выбора максимальной ожидаемой полезности.

3. Проблема неопределенности и риска в экономической теории и практике.

4. В чем состоит специфика времени в экономике?

5. Равновесие и неустойчивость на микро- и макроуровне.

6. Роль эконометрического и статистического анализа временных рядов в экономике.

Тема 2.3. Этическая проблематика и экономическая наука

Религиозные и морально-философские истоки экономической мысли: Платон, Аристотель, экономические нормы Нового Завета, «справедливая цена» у Ф. Аквинского. Утилитаризм.

Книга Д.Н. Кейнса «Предмет и метод политической экономии» (1890). Оптимум Парето с точки зрения этики. Проблемы этической нагруженности современной экономической науки. Русская экономическая мысль в контексте этических ценностей.

Семинар « Два философа: С. Булгаков и П. Флоренский» (эвристическая беседа)

1. «Философия хозяйства» С.Н. Булгакова.

2. П.А. Флоренский: участие в разработке плана ГОЭЛРО.

Задания для самостоятельной работы

1. Посетите мемориальную квартиру Г.М. Кржижановского. Познакомьтесь с созданием плана ГОЭЛРО.

2. Изучите теорию справедливости американского философа Джона Ролза.

3. А. Сен: этические осмысления экономических последствий.

Рекомендации по выполнению заданий

И подготовке к семинару

Тема посвящена этическому осмыслению экономических проблем. Следует начать с истоков экономической мысли. Вспомните теории Платона, Аристотеля, схоластов. Очень важно проследить проблему отношения к ростовщичеству на протяжении древнего времени, средневековья. Изучите взгляды утилитаристов, особенно И. Бентама.

Семинар посвящен обсуждению работы известного русского экономиста, философа С.Н. Булгакова «Философия хозяйства». Познакомьтесь с вехами биографии ученого, основными положениями его «христианской политэкономии».

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое хрематистика у Аристотеля?

2. Как относились к ростовщичеству схоласты? Когда были сняты запреты на ростовщичество?

3. Почему В. Одоевский спорил с И. Бентамом?

4. Кого называли «русский Леонардо» и почему?

5. Как понимал экономический и социальный прогресс С.Н. Булгаков?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: