«жесткого ядра» мейнстрима»
1. Научная (маржиналистская) революция 1870-1890-е гг.: экономическая наука как наука о поведении экономических агентов.
2. Методологические установки австрийской школы и А. Маршалла.
3. Методологическое эссе Л. Роббинса (1932): определение экономической науки.
Задания для самостоятельной работы
1. Какие методологические принципы экономической науки предложил Дж.С.Милль?
2. Ознакомьтесь с существом метода восхождения от абстрактного к конкретному К.Маркса.
3. Определите основные достижения А. Маршалла в экономической науке.
4. Изучите суть методологических обобщений Дж.М. Кейнса.
5. Почему М. Фридмен считал позитивную и нормативную экономическую теорию противоречивыми?
6. Продумайте примеры взаимовлияния различных научных дисциплин на экономическую теорию и другие экономические дисциплины.
7. Сделать краткий конспект одной из статей: Белых А., Мау В. Маркс XXI // Вопросы экономики.2018.№8.С.57-87; Курц Х.Д. Маркс и «закон стоимости»: критические оценки по случаю 200-летия со дня рождения //Вопросы экономики. 2018.№11.С.27-49.
|
|
Рекомендации по выполнению заданий
И подготовке к семинарам
Самостоятельную подготовку по данной теме необходимо начинать с изучения логики развития теоретических основ экономической науки.
Прежде всего ознакомьтесь с материалами по развитию теорий позитивизма, с трудами ученых этого направления. Изучите междисциплинарные связи в экономической науке, в частности, использование математического аппарата в экономической теории.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Изложите основные концепты теории позитивизма (по Д.С. Миллю).
2. Что такое научная абстракция?
3. Изложите положения диалектического и материалистического метода К. Маркса.
4. Что представляет собой градуалистический метод А. Маршалла?
5. Какова практическая значимость теории Дж.М.Кейнса?
6. В чем состоит позитивизм М. Фридмена?
7. Какова роль математики в экономике?
Тема 2.2. Альтернативы: историческая школа,
Институционализм
Историческая школа: изучение конкретного опыта хозяйствования в его историко-культурном разнообразии, выявление исторических аналогий и эмпирических зависимостей. Спор о методах. К. Маркс: сочетания теоретического задела классической школы с принципом историзма.
Институциональная онтология: ситуационно-компаративистское и эволюционное направление.
Семинар « Историческая наука как альтернативный
Естествознанию методологический ориентир» (эвристическая беседа)
1. “Спор о методе” между Г. Шмоллером и К. Менгером: исторический контекст, основное содержание, значение для экономической науки.
|
|
2. Влияние методологических установок исторической школы и марксизма на русскую экономическую мысль.
Семинар «Методологические установки Дж.К. Гэлбрейта»
1.Анализ работ Дж.К. Гэлбрейта, написанных в 1960-1980-е гг.
2. Анализ работы «Экономика невинного обмана».
Задания для самостоятельной работы
1. Изучить рекомендованную учебную литературу по указанной проблематике.
2. Напишите формулу функции полезности.
3. Почему в современной экономической теории важен учет явления неопределенности?
4. Подготовьте схему классификации рисков применительно к российской экономике.
5. Какую роль в выработке экономической стратегии имеет теория циклов?
Рекомендации по выполнению заданий
И подготовке к семинарам
При подготовке к семинарам, рассматривая особенности современной экономической науки, обратите внимание на проблемы: новый экономический рационализм, функция полезности, неопределенность и риск, время, циклы, равновесие и неустойчивость. Особенно актуальными представляются проблемы интерпретации измерений и проверки научных теорий, в т. ч. в связи с развитием информационных технологий.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Концепция рациональности в современной экономической науке.
2. Изложите суть концепции выбора максимальной ожидаемой полезности.
3. Проблема неопределенности и риска в экономической теории и практике.
4. В чем состоит специфика времени в экономике?
5. Равновесие и неустойчивость на микро- и макроуровне.
6. Роль эконометрического и статистического анализа временных рядов в экономике.
Тема 2.3. Этическая проблематика и экономическая наука
Религиозные и морально-философские истоки экономической мысли: Платон, Аристотель, экономические нормы Нового Завета, «справедливая цена» у Ф. Аквинского. Утилитаризм.
Книга Д.Н. Кейнса «Предмет и метод политической экономии» (1890). Оптимум Парето с точки зрения этики. Проблемы этической нагруженности современной экономической науки. Русская экономическая мысль в контексте этических ценностей.
Семинар « Два философа: С. Булгаков и П. Флоренский» (эвристическая беседа)
1. «Философия хозяйства» С.Н. Булгакова.
2. П.А. Флоренский: участие в разработке плана ГОЭЛРО.
Задания для самостоятельной работы
1. Посетите мемориальную квартиру Г.М. Кржижановского. Познакомьтесь с созданием плана ГОЭЛРО.
2. Изучите теорию справедливости американского философа Джона Ролза.
3. А. Сен: этические осмысления экономических последствий.
Рекомендации по выполнению заданий
И подготовке к семинару
Тема посвящена этическому осмыслению экономических проблем. Следует начать с истоков экономической мысли. Вспомните теории Платона, Аристотеля, схоластов. Очень важно проследить проблему отношения к ростовщичеству на протяжении древнего времени, средневековья. Изучите взгляды утилитаристов, особенно И. Бентама.
Семинар посвящен обсуждению работы известного русского экономиста, философа С.Н. Булгакова «Философия хозяйства». Познакомьтесь с вехами биографии ученого, основными положениями его «христианской политэкономии».
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что такое хрематистика у Аристотеля?
2. Как относились к ростовщичеству схоласты? Когда были сняты запреты на ростовщичество?
3. Почему В. Одоевский спорил с И. Бентамом?
4. Кого называли «русский Леонардо» и почему?
5. Как понимал экономический и социальный прогресс С.Н. Булгаков?