Понятие финансового рычага

Завершение темы  6. «Денежные доходы и прибыль предприятия» - конспект лекции для 3  курса

Рентабельность как показатель эффективности предпринимательской деятельности и самоокупаемости.

В общем виде рентабельность – выраженное в процентах отношение прибыли к затратам или объемам деятельности. Многообразие показателей рентабельности позволяет анализировать различные аспекты окупаемости и уровень эффективности использовании различных видов активов и затрат. Прибыль может быть взята в форме балансовой и чистой.

Название показателя методика расчета назначение, экономический смысл
Рентабельность затрат (издержек) отношение прибыли к текущим затратам (себестоимости продукции) отражает степень окупаемости текущих затрат
Рентабельность товарооборота отношение прибыли к выручке от реализации отражает долю прибыли в выручке от реализованной продукции
Рентабельность конкретного вида продукции отношение прибыли в цене конкретной продукции к себестоимости продукции отражает сравнительную выгодность производства различных видов продукции
Рентабельность основных средств отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных средств отражает эффективность использования основных средств
Рентабельность оборотных средств отношение прибыли к среднегодовой стоимости оборотных средств отражает эффективность использования оборотных средств
Рентабельность активов отношение прибыли к среднегодовой стоимости внеоборотных и оборотных средств отражает эффективность использования всех финансовых средств, собственных и привлеченных
Рентабельность собственного капитала отношение прибыли к стоимости собственного капитала отражает эффективность использования и самоокупаемость собственного капитала

 

Методы планирования прибыли.

Метод прямого счета предполагает расчет разности между стоимостью планируемой товарной продукцией (ТПпл) и полной себестоимостью товарной продукции (Сп):

П = ТПпл – Сп

Этот метод может включать поассортиментные расчеты ТПпл, как сумму цен товаров планируемых к выпуску и реализации. Учитываются так же внереалиазационные доходы и расходы, кроме пении штрафов.

Аналитический метод предполагает учет влияния различных факторов при планировании прибыли. При этом исходные базовые расчеты могут быть осуществлены на основе двух различающихся методик:

- на основе затрат на рубль товарной продукции.

- планирование прибыли на основе базовой рентабельности.

Факторы,  учитываемые при расчетах прибыли факторным методом:

-влияние выпуска продукции и и ее отдельных видов.

-изменения себестоимости продукции,

-структура товарной продукции

- прогнозируемое изменение цен

Комплексный метод сочетания приемов прямого счета и  аналитического.

Нормативный метод основан на использовании применяемых устойчивых нормативов рентабельности продукции или рентабельности товарооборота. Нормативы учитывают сложившиеся уровня рентабельности в данном виде деятельности.

 

Факторы увеличения прибыли

Классифицируются по ряду критериев: внешние (независимые от предприятия), внутренние (зависящие от предприятия), относящиеся к базовым функционалам прибыли (затратам, объемам реализации, уровню цен), природа факторов (технические, организационные, экономические, психологические и др.)

Для примера приведем факторы в матричной таблице, которую к практическим занятиям необходимо продолжить заполнять.

факторы относящиеся к объемам производства и реализации относящиеся к уровню затрат относящиеся к уровню цен
вешние -рыночный спрос -доходы потенциальных потребителей -измение вкусов и предпочтений ………… -цены на ресурсы - состояние ресурсных рынков ….. - рыночные цены на продукцию фирмы -государственное регулирование цен ……
внутренние -производственные мощности предприятия - эффективность работы маркетинговой службы …… - - использование ресурсосберегательных технологий - уровень использования оборудования, - производительность труда ……. - ценовая политика фирмы ……..

Распределение и использование прибыли предприятий.

Направления использования прибыли:

1. Выплата налогов.

Основные виды налогов,  выплачиваемые предприятиями в РФ 

из прибыли: налог на прибыль, налог на имущество организаций, налог на землю, транспортный налог.

2.  Порядок и направления использования чистой прибыли фиксируются в уставе предприятия. Чистая прибыль используется на потребление и накопление:

- на развитие производства (пополнение основного и оборотного капитала),

-социальные нужды трудового коллектива (эксплуатация социально-бытовых объектов, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных, спортивных и культурно-массовых мероприятий), 

- материальное поощрение работников (выплата единовременных поощрений, премий, материальной помощи, единовременных пособий и др. элементов корпоративного социального пакета)  

- благотворительные взносы

- финансирование профориентационных мероприятий подготовки кадров в вузах, сузах и т.д.

-уплата штрафов, пени

- образование обязательных и иницативных резервов

-доходы собственников, учредителей, акционеров (по обычным и привилегированным акциям). Дивидентная политика фирмы решает проблему обеспечения сбалансированности расходов прибыли на развитие бизнеса и дивидендов, достаточных для роста привлекательности ценных бумаг на фондовом рынке.

 

Точка безубыточности

Точка безубыточности – это объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль.

Иными словами, под точкой безубыточности понимается такой момент, когда предприятие полностью покроет убытки и деятельность компании начнет приносить реальную прибыль.

Точка безубыточности - объем продаж, при котором прибыль компании равна нулю. Прибыль – это разница между доходами и расходами.

Точку безубыточности измеряют в натуральном или денежном выражении. Данный показатель точки безубыточности позволяет определить, сколько продукции надо реализовать, какой объем работ выполнить, или услуг оказать, чтобы прибыль компании была бы равной нолю.

Таким образом, в точке безубыточности доходы покрывают расходы. При превышении точки безубыточности предприятие получает прибыль, если точка безубыточности не достигнута, то предприятие несет убытки.

Для каких целей используется точка безубыточности

Расчет точки безубыточности позволяет:

· определить оптимальную стоимость реализации производимой продукции, выполнения работ или оказания услуг;

· рассчитать, в какие сроки окупится новый проект. То есть определить момент, когда полученные доходы станут больше издержек предприятия;

· следить за изменениями показателя точки безубыточности, для того, чтобы установить существующие проблемы в процессе производства и реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;

· проводить анализ финансового состояния предприятия;

· узнать, как повлияет изменение цены на реализуемую продукцию, выполняемые работы, оказываемые услуги или понесенных расходов на получаемую в итоге выручку.

Точка безубыточности и практика ее использования

Анализ точки безубыточности используется в различных целях.

Рассмотрим некоторые направления и цели использования данного показателя.

Приведем в таблице цели возможного использования показателя точки безубыточности на практике:

Пользователи Цель использования

Внутренние пользователи

Директор по развитию/продажам Расчет оптимальной цены за единицу товара, расчет уровня издержек, когда предприятие может быть еще конкурентоспособным. Расчет и составление плана продаж
Собственники/Акционеры Определение объема производства, при котором предприятие станет рентабельным
Финансовый аналитик Анализ финансового состояния предприятия и уровня его платежеспособности. Чем дальше предприятия от точки безубыточности, тем выше ее порог финансовой надежности
Директор производства Определение минимально необходимого объема производства продукции на предприятии

Внешние пользователи

Кредиторы Оценка уровня финансовой надежности и платежеспособности предприятия
Инвесторы Оценка эффективности развития предприятия
Государство Оценка устойчивого развития предприятия

Использование модели точки безубыточности используется в управленческих решениях и позволяет дать общую характеристику финансового состояния предприятия, оценить уровень критического производства и продаж для разработки комплекса мер по увеличению финансовой прочности.

Этапы для определения точки безубыточности

На практике выделяют три этапа для определения точки безубыточности предприятия.

1. Сбор необходимой информации для проведения необходимых расчетов. Оценка уровня объема производства, реализации продукции, прибыли и убытков.

2. Вычисление размера переменных и постоянных издержек, определение точки безубыточности и зоны безопасности.

3. Оценка необходимого уровня продаж/производства для обеспечения финансовой устойчивости предприятия.

Задачей предприятия является определение нижней границы своей финансовой устойчивости и создание возможностей для увеличения зоны безопасности.

Расчет точки безубыточности и переменные, постоянные издержки

Чтобы найти точку безубыточности, необходимо установить, какие из затрат предприятия относятся к постоянным затратам, а какие расходы относятся к переменным затратам.

Так как данные затраты влияют на определение точки безубыточности и являются обязательными составляющими для расчета точки безубыточности.

К постоянным затратам относятся: амортизационные отчисления, заработная плата административно-управленческого персонала с отчислениями с заработной платы во внебюджетные фонды, арендная плата офисных помещений и другие расходы.

К переменным затратам относятся: материалы, комплектующие, полуфабрикаты, используемые в производстве, топливо и энергия для технологических нужд, заработная плата основных рабочих с отчислениями с заработной платы во внебюджетные фонды и другие расходы.

Постоянные затраты не зависят от объема производства и продаж и не меняются с течением времени.

При этом, на изменение постоянных затрат могут повлиять следующие факторы: рост/падение производительности предприятия, открытие/закрытие производственных цехов, увеличение/снижение арендной платы, инфляция и другие факторы.

Переменные затраты зависят от объема производства и изменяются вместе с изменением объема. Соответственно, чем больше объем производства и продаж, тем больше переменные затраты. Переменные затраты на единицу продукции не изменяются с изменением объем производства. Переменные затраты на единицу продукции являются условно-постоянными.

Формула для расчета точки безубыточности

Для расчета точки безубыточности понадобится такие показатели:

Обозначение показателя Его значение
CVP / BEP (cost-volume-profit / break-even point) Точка безубыточности
TFC (total fixed cost) Постоянные расходы
TVC (total variable cost) Переменные расходы
AVC (average variable cost) Переменные расходы на одну единицу продукции
TR (total revnue) Выручка (доходы)
P (price) Цена реализации
Q Объем производства в натуральном измерении
MR* (marginal revenue) Маргинальный доход


*Маргинальный доход можно рассчитать как разницу между выручкой (TR) и общими переменными расходами (TVC) или между ценой (P) и переменными расходами на единицу товара (AVC).

1.Расчет точки безубыточности (ТБУ) в натуральном эквиваленте:

BEPнат = TFC / (P-AVC)

Зная количество товаров, можно рассчитать точку безубыточности в денежном эквиваленте:

BEPден = BEP нат * P

Для наглядности рассмотрим числовой пример:

Постоянные расходы предприятия (TFC): 50 000 рублей;

Переменные расходы на производство единицы продукции (AVC): 100 рублей;

Цена реализации (P): 200 рублей.

Подставляем исходные значения в формулу:

BEP нат = 50 000 / (200-100) = 500 штук.

Имея полученный результат, можно рассчитать, при каком валовом доходе предприятие выйдет в ноль:

BEPден = 500 шт.* 200 руб. = 100 000 рублей.

 

2.Расчет точки безубыточности (ТБУ) в денежном выражении:

BEPден = (TR* TFC) / (TR-TVC)

Также можно вычислить точку безубыточности через маргинальный доход.

MR = TR-TVC, или MR на 1 ед. = P- AVC

Далее нам нужно узнать коэффициент маргинального дохода KMR:

KMR = MR / TR, или KMR на 1 ед. = MR на 1 ед. / P

Исходя из полученных значений получаем:

BEPден = TFC / KMR

Для наглядности рассмотрим числовой пример:

Постоянные расходы предприятия (TFC): 50 000 рублей;

Переменные расходы (TVC): 60 000 рублей;

Выручка (TR): 100 000 рублей.

Подставляем значения в формулу:

BEPден = (100 000*50 000) / (100 000-60 000) = 125 000 рублей.

MR = 100 000-60 000 = 40 000 рублей

KMR = 40 000 / 100 000 = 0,4

BEPден = 50 000 / 0,4 = 125 000 рублей

Таким образом, видно, что значения BEP, рассчитанные по двум формулам, равны.

Если предприятие будет реализовывать свои товары на 125 000 рублей, то оно не будет терпеть убытки. Что касается коэффициента маргинального дохода, то он показывает, что каждый рубль выручки, полученной сверху, принесет в этом случае 40 копеек прибыли.

Выводы

Модель точки безубыточности позволяет определить минимально допустимую границу продаж и производства продукции для предприятия. Данная модель хорошо может быть использована для крупных предприятий, имеющих устойчивый рынок сбыта.

Расчет точки безубыточности позволяет определить зону безопасности - удаленность предприятия от критического уровня, при котором прибыль равняется нулю.

Графическая интерпретация точки безубыточности:

Точка безубыточности – пересечение кривых выручки и валовых затрат.

 

Понятие финансового рычага

Финансовый рычаг (леверидж) характеризует использование организацией заемных средств, которое влияет на величину рентабельности собственного капитала, поскольку увеличивает прибыль. Однако, привлечение заемных средств требует расходов на оплату процента (обслуживание долга).

В американской концепции проявление рычага заключается в том, что изменение операционной прибыли (до уплаты процентов и налогов – П оп) приводит к более быстрому росту чистой прибыли –Пч. Поэтому силу воздействия финансового рычага (СФР) предлагается измерять по соотношению темпов их изменений, выраженных коэффициентами (Т):

СФР = ТПч: ТПоп

Возрастание финансового рычага сопровождается повышением степени финасового риска и неустойчивости финансовой системы предприятия.

В Европейской концепции финансового рычага характеризуется эффект финансового рычага (ЭФР), который показывает, на сколько процентов увеличивается рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств. Понятие плечо финансового рычага характеризует соотношение Заемного капитала (ЗК) к собственному (СК). Положительный эффект финансового рычага возникает, когда рентабельность совокупного капитала (Ра) превышает средневзвешенную стоимость заемных средств (Цзс). В связи с динамичностью данных показателей необходим их регулярный мониторинг с целью управления  прибыльностью предприятия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: