Отличия психолога-профессионала от «психолога-любителя». Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту

ПРИМЕРНЫЕ Вопросы к зачету

По ДИСЦИПЛИНЕ «теория и практика психологической помощи»

Основные подходы к определению «психологическая помощь». Классификация психологической помощи.

В самом общем виде психологическая помощь трактуется как профессиональная помощь психолога, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей, и оказании помощи в разрешении психологических проблем, как отдельному человеку, так и группе.

А.Ф. Бондаренко определяет психологическую помощь, как область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении разнообразных проблем, порождаемых душевной жизнью человека в социуме.

В Законе РБ «Об оказании психологической помощи» от 1 июля 2010 г. № 153-З дается следующее легальное определение психологической помощи: «психологическая помощь – комплекс мероприятий, направленных на содействие гражданам в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении последствий кризисных ситуаций, в том числе путем активизации собственных возможностей граждан для самостоятельного предупреждения, разрешения возникающих психологических проблем, преодоления последствий кризисных ситуаций и создания необходимых для этого условий, на информирование граждан о причинах психологических проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию».

Содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки человеку или сообществу в трудных ситуациях, возникающих в ходе их личностного или социального бытия.

Н.И. Олифирович выделяет следующие стратегии психологической помощи: предоставление информации; прямое действие; обучение; системные изменения.

Психологическая помощь классифицируется по различным показателям.

1. По времени действия: неотложная; продолжительная;

2. По направленности: прямая; откликающаяся; упреждающая.

3. По пространственной организации: контактная; дистантная;

4. По выполнению функций психологом: диагностическая; диспетчерская; информационная; коррекционная; консультативная; терапевтическая.

5. По количеству участников: индивидуальная; групповая;

6. По вмешательству психолога: директивная; не директивная.

 

Понятие академической, прикладной и практической психологии. Бытовая и профессиональная психологическая практика.

Бытовая и профессиональная психологическая практика.

Академическая психология - фундаментальная наука, которая занимается в первую очередь исследованием, изучением тех или иных закономерностей (закономерностей развития и функционирования психики, закономерностей взаимодействия людей и пр.), создает методологическую базу для других областей психологии (экспериментальной, прикладной, практической) и смежных наук: педагогики, валеологии, этологии, акмеологии и других. В меньшей степени, но академическая наука занимается и прикладными исследованиями, транслирующими научные достижения в практику.

Практическая психология - психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги. С этой точки зрения, практическая психология - это образование, просвещение, сфера услуг плюс бизнес.

Прикладная психология – общий термин, используемый для обозначения всех тех отраслей психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика), военное дело (военная психология) и т. п. и/или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом. Термин «практическая психология» не является синонимом термина «прикладная психология».

Психологическая помощь может быть бытовой и профессиональной.

Роль бытовых психологов нередко вполне успешно выполняют родственники, друзья или прежде незнакомые люди, например пассажиры в купе поезда дальнего следования. Главными навыками «бытовых психологов» являются умения слушать и разделять чувства другого человека и уже поэтому им удается расположить собеседника к доверительному общению, к рассказу о его психологических проблемах. Суть такой помощи зачастую сводится к тому, что человек ощущает временное облегчение от проговаривания собственной проблемы, от разделения негативных чувств с другими людьми, от возможности поделиться своими психологическими трудностями с окружающими.

Профессиональная психологическая помощь оказывается только специально подготовленными профессиональными психологами или профессиональными психотерапевтами, психиатрами, если они прошли специальную психологическую подготовку. Обязательно нужны знания психологии личности, общения, малых групп, в том числе и семьи, а также закономерностей и способов взаимного влияния людей друг на друга. Профессиональный психолог обязан непременно следовать принципам оказания психологической помощи, которые обеспечивают защиту прав обратившихся к нему за психологической помощью людей и, следовательно, высокую эффективность деятельности специалиста. Смысл профессиональной психологической помощи не ограничивается временным облегчением состояния клиента, а подразумевает помощь человеку в его собственной оценке сложных жизненных обстоятельств и в самостоятельном выборе им стратегии решения своих психологических трудностей, в расширении его психологических возможностей за счет повышения самоуважения и самопринятия, повышения уважения и принятия им других людей.

 

Отличия психолога-профессионала от «психолога-любителя». Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту.

Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту.

Условно можно выделить следующие принципиальные отличия психолога-профессионала от «психолога-любителя»:

1. Наличие теоретической базы у специалиста, где главное -- систематизированные, обобщенные представления о психике и психологии. У «любителя» могут быть достаточно обширные психологические знания.

2. Опора специалиста на метод научного познания, позволяющий ему не только ориентироваться в многообразных научных проблемах, но и уметь находить их для себя там, где обыватель их просто не способен увидеть.

3. Использование специалистом специальных разработанных в психологии средств - методик, то есть научно обоснованных и подтвердивших себя на практике конкретных способов деятельности, направленных на достижение определенной цели - научной, диагностической, формирующей. Если любитель в основном опирается на свои имеющиеся таланты (обаяние, опыт и т. п.), то специалист в случае необходимости как бы компенсирует возможное отсутствие у себя некоторых талантов удачно выбранной методикой.

4. Особая ответственность психолога-профессионала. Если «любитель», помогая своим знакомым, обычно берет всю ответственность «на себя», то задача профессионала более сложная - постепенно формировать чувство ответственности у консультируемых клиентов.

5. Психолог-профессионал поддерживает связь со своими коллегами, а также - с бывшими сокурсниками, преподавателями, со смежными специалистами и т.п. Естественно, всего этого лишен психолог - «любитель».

6. Наличие у психолога-профессионала документа о психологическом образовании. Несмотря на то, что это отличие, казалось бы, формально, но для большинства клиентов очень небезразлично, кто их консультирует, «настоящий» психолог или «не настоящий».

7. Особый профессиональный такт и следование профессионально-этическим нормам у психолога-профессионала.

8. Способность к профессиональному развитию и саморазвитию психолога-профессионала. Конечно, и «любитель» может ходить по книжным магазинам, покупать и читать книги о психологии и т. п., но, как уже отмечалось, его саморазвитие часто носит бессистемный характер, хотя усердия и желания может быть достаточно много. А вот психолог-профессионал должен уметь не просто мобилизовываться для самостоятельного освоения какого-то знания или новой методики, но делать это осмысленно и, главное, систематизированно.

9. Развитая профессиональная психогигиена труда у психолога-специалиста. Перед «любителем» обычно не стоит проблема сохранения своего здоровья при оказании другим людям психологической помощи, ведь это не является основным делом «любителя», и он просто не успевает истощиться эмоционально и психически.

10. Важная характеристика психолога-профессионала - осторожное и критичное отношение к существующим и нарождающимся в немалых количествах новым методам, претендующим зачастую на то, чтобы считаться психологическими, но при этом базирующихся на системах представлений, таковыми исторически не являющихся и чаще всего в той или иной мере популистских в своих приложениях.

Основные принципы работы практического психолога с клиентом: 1. Не навреди! Или принцип ненанесения ущерба испытуемому. 2. Не оценивай! 3. Принцип беспристрастности психолога. 4. Принцип осведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности. 5. Принимай человека таким, каков он есть. 6. Принцип конфиденциальности, то есть сохранения профессиональной тайны. 7. Уважай своих коллег по работе, их право на профессиональное творчество и самостоятельный выбор методов работы. 8. Принцип профессиональной компетентности: не передавай сложные психологические методики неподготовленным специалистам и сам не используй методики, которыми в должной степени не владеешь. 9. Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, не позволяй ему рассказывать о себе самые сокровенные свои тайны. 10. Не отнимай у клиента права самому отвечать за свои права и поступки. 11. Не выставляй свои знания напоказ, стремись помогать клиенту сначала самостоятельно формулировать те или иные положения и выводы. 12. Принцип добровольности участия в психологических процедурах и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: