Основные идеи эго-психологии и селф-психологии

Эго-психология Анны Фрейд, является одним из направлений психоанализа, возникшее как реакция на ортодоксальный фрейдизм. В отличие от последнего, рассматривающего инстинкты, влечения как доминирующую часть личности, в эго-психологии считается, что Эго играет более важную и независимую роль, чем полагал З. Фрейд. Помимо борьбы с влечениями Эго регулирует взаимоотношения личности со средой, выступая как относительно автономное образование, имеющее собственные структурные характеристики и собственную систему защитных механизмов. При этом функции Эго прямо не зависят от влечений. Ключевое для психоанализа понятие «конфликт» в эго-психологии заменяется понятием «диалог» индивида со средой, который предполагает первоначальную автономию эго. Среда или социум рассматриваются в эго-психологии упрощенно, только как ближайшее окружение индивида, а сам процесс развития Эго сводится к адаптации.

Сэлф-психология появилась во второй половине ХХ в. как терапия, которая могла помочь людям, которые жаловались на внутреннюю пустоту, отсутствие жизненных ценностей, смысла жизни и т.п. Внешне такие люди могли казаться уверенными в себе, но внутренне находились в постоянном поиске подтверждений того факта, что их принимают, любят, ценят, т.е. испытывают внутренний конфликт. Хайнц Когут, основоположник сэлф-психологии, сформулировал новую теорию развития возможных нарушений и лечения Сэлф. Разработки Х. Когута способствовали общей переориентации на рассмотрение пациентов в терминах сэлф-структур, представлений о собственном «Я» (сэлф-репрезентаций), образов самого себя и того, как самоуважение становится зависимым от внутренних процессов. В итоге, психологи стали замечать, что даже у тех клиентов, которых нельзя было рассматривать как явно нарциссических, можно было наблюдать действие механизмов, направленных на поддержание самоуважения. Защита была переосмыслена не только как средство против тревоги, вызванной Ид, Эго и Суперэго, но также как способ поддержания позитивного чувства собственного «Я»

Психоаналитическое понимание сущности и целей психологической помощи. Показания и ограничения к использованию психодинамического подхода как практики психологической помощи.

Цели психологической помощи. В классическом психоанализе выделяются две главных цели психотерапии и консультирования: 1. Осознавание неосознаваемого (мотивов, фиксаций, защитных механизмов, способов поведения)) и принятие адекватной и реалистической интерпретации. 2. Усиление Эго для построения более реалистичного поведения.

Роль психолога-консультанта. В классическом психоанализе роль и позиция психотерапевта (консультанта) достаточно жестко фиксирована. Основные требования к нему: невмешательство, отстраненность, нейтралитет и личностная закрытость; умение и способность выдерживать “перенос” и работать с “контрпереносом”; тонкая наблюдательность и способность к адекватным интерпретациям. Одним из важнейших требований к психоаналитику выступает требование осознания собственных проблем,реакций и их возможного влияния на клиента. Недаром прохождение курса длительного и подробного психоанализа есть непременное условие профессиональной подготовки психоаналитика.

Требования и ожидания от клиента. Во-первых, от клиента ожидается принятие самой концепции психоанализа. Во-вторых, предполагается полная открытость и готовность к длительному (от нескольких месяцев до нескольких лет) периоду совместной работы. В-третьих, в условия контракта вносится пункт, согласно которому клиент берет на себя обязательство воздерживаться от резких перемен личной жизни на протяжении курса психоанализа.

Психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода – она отводит ведущую роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют за главенство в поведении человека. Психоанализ центрирует свое внимание на страдание человека. В психоанализе психическое здоровье- это умение любить и трудиться. Это умение справляться с жизненными трудностями, уметь контактировать с другими людьми. Показателем наличия трудностей у человека является дискомфорт, изоляция, неспособность контролировать свое поведение. Основные представители: Фрейд, Юнг, Адлер. Личность является динамической конфигурацией процессов, находящихся в постоянном конфликте, выражена суть психодинамического направления.

Сильные стороны: Проработка структурных, базисных структур, возможности изменение характера, устойчивость изменение личности.

Ограничения: Большая продолжительность анализа, не каждый человек может быть пациентом, медленный эффект достижения результатов анализа, а также послеэффект.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: