Основные предпосылки и источники становления и развития зарубежной и отечественной психологической помощи

В появлении же профессий, непосредственно относящихся именно к психологической помощи, на основании данных, имеющихся в современной литературе, можно выделить шесть основных предпосылок и источников:

1. Развитие экспериментальной психологии, начавшееся с создания в 1879 г. первой психологической лаборатории В. Вундта в Лейпциге.

2. Формирование нового, гуманного и научного подхода к людям, страдающим психическими заболеваниями.

3. Развитие психологического тестирования и движения за умственную гигиену (это направление связано с деятельностью Ф. Гальтона и Ф. Бине, создавшего первые тесты IQ, Л. Термена, Э. Торндайка и К. Бирса, организовавшего в начале столетия в США Общество умственной гигиены).

4. Возникновение в Бостоне в первом десятилетии ХХ века (благодаря Ф. Парсону) консультирования, связанного с выбором профессии и предназначавшегося для помощи человеку в выборе подходящей работы во имя “полезной и счастливой жизни” (Belkin G., p. 17).

5. Возникновение и утверждение в 1940-х годах в США “недирективной психотерапии” К. Роджерса, который ввел в психотерапию философию экзистенциализма, отказался от термина “пациент” в пользу термина “клиент” и, по существу, закрепил в общественном сознании представление о психологической помощи, каковым оно и является в настоящее время, вобрав в себя как собственно консультирование, так и психотерапию.

6. Наконец, восходящий к американским традициям протестантизма, возникший в годы, предшествовавшие Второй мировой войне, институт религиозного попечительства (counselors) и социальных работников. Являясь выпускниками совмещенных факультетов философии и теологии, а также факультетов социологии, эти специалисты были призваны оказывать непосредственно наставническую и практическую помощь лицам, попавшим в трудную эмоциональную или житейскую ситуацию.

Развитие отечественной профессиональной психологии, в силу различных причин, в том числе идеологических и социально-политических, в послереволюционные годы, шло особыми путями. Тем не менее, выделим те события, которые стали принципиальными для становления отечественной профессиональной психологической помощи: Открытие В.М. Бехтеревым в 1885 г. первой отечественной экспериментальной лаборатории при кафедре нервных болезней Казанского университет; Развитие педологии (буквальный перевод слова «педология» – «наука о ребенке»). Педология была призвана дать картину развития ребенка и единстве его психических и физических свойств; Становление отечественной психологии труда и психотехники; Становление основных научных школ отечественной психологии в 20–30-е гг. XX в.; Организация в 1942 г. С.Л. Рубинштейном кафедры психологии, и на ее основе затем в 1943 г. – отделения психологии на философском факультете Московского государственного университета им. М. Ломоносова; Создание в 1957 г. Общества психологов СССР; Интенсивное развитие и организационное оформление отечественной практической психологии (1980–90-е гг.), в частности, психологических служб, консультирования и немедицинской психотерапии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: