Блоки цилиндров разделяют на мокрые и сухие. В мокрых блоках между втулкой и стенками блока течет охлаждающая вода. Охлаждение втулок в сухих блоках осуществляется водой между втулкой и рубашкой, напрессованной на втулку.
В мокрых блоках - наблюдаются кавитационные разрушения стенок блоков и уплотнительных колец втулок.
В сухих и мокрых блоках цилиндров - в процессе эксплуатации появляются трещины, свищи, вытяжка шпилек и болтов крепления подвесок коренных подшипников коленчатого вала.
Трещины в блоке - могут появляться вследствие гидроударов при пуске дизеля и от сильной затяжки цилиндровых крышек, превышающей нормы, установленные заводом.
При обнаружении в блоке трещин, свищей и других дефектов их устраняют в зависимости от величины и расположения различными способами: постановкой ввертышей, накладок, заделкой эпоксидной мастикой.
6. Возможные неисправности и характерные износы цилиндровых втулок.
Во время работы двигателя стенки втулок находятся под воздействием давления газов, а также боковых сил трения, возникающих при движении поршня. Кроме того, втулки нагреваются горячими газами также от трения поршня и поршневых колец о стенки. Высокая температура втулок недопустима, так как при этом ухудшается наполнение цилиндра свежим зарядом и снижается мощность двигателя, кроме того при высоком нагреве стенок втулки нарушаются условия смазки, что может быть причиной «прихватывания» поршня в цилиндре. Перечисленные условия требуют при установке цилиндровой втулки в блоке цилиндров обеспечения возможно большей жесткости и хорошего охлаждения.
Основными неисправностями цилиндровых втулок являются:
Ø износ рабочих поверхностей;
Ø нарушение плотности посадочных мест;
Ø задиры зеркала цилиндра;
Ø заклинивание поршня в цилиндре;
Ø пробой газов в воду через трещины;
Ø течь воды из системы охлаждения через поврежденные уплотнения.
В процессе ремонта особое внимание обращают на состояние рабочих поверхностей зеркала втулки. При обнаружении рисок и натиров на зеркале втулки ее зачищают на месте наждачным полотном с мелким зерном поперек оси втулки, а затем полируют войлочным кругом, предварительно вынув поршни. Зачищенное место обезжиривают бензином или ацетоном, затем протравливают 25%-ым раствором азотной кислоты, промывают водой и нейтрализуют 10-15%-ым раствором каустической соды, после чего смазывают маслом.
Работники, выполняющие эти работы, должны быть защищены от поражения химикатами.