Дефектацияблокацилиндровдвигателяи гильз

Цельработы:

1.Изучитьтехническиеусловиянадефектациюбликови гильзцилиндров.

2. Ознакомиться с устройством измерительных приборов, оснастки и методамиизмерений.

3.Приобрестинавыкиподефектовкеблоковцилиндровигильз.

Задание:

1.Подготовитьисходныеданныедлядефектовкидеталей.

2.Определитьтехническоесостояниедеталей.

3.Произвести сортировкудеталей порезультатамконтроля.

4.Назначитьспособремонтадетали.

5.Оформитьотчеторезультатахработы.

Оснащениерабочегоместа: лупачетырехкратногоувеличения;резьбовая

калибр-пробкаМII-6Н;калибр-пробкаНЕ25,04 мм;индикаторныйнутромер НИ18-50(ГОСТ868-82);штангенциркульШЦ-п-250-0,05 (ГОСТ166-89); микрометрМК100(ГОСТ4381-87); индикаторныйнутромерНИ100-160 (ГОСТ862-87);линейка200мм; блок цилиндровигильзы.

Общиесведения

В двигателяхВАЗцилиндрамислужат отверстия вблоке. В двигателях УМЗ-421иегомодификациях, ЗМЗ-406, ЗМЗ-409 установленычугунные влитые в материал блока цилиндров гильзы сухого типа, т. е. несъемные. У двигателейЗИЛ,КамАЗ,ЯМЗидр. цилиндрамиявляютсясменныегильзы. Для повышения износостойкости цилиндровв верхнейчастив них запрессованыкороткиегильзы-вставкииз легированногочугуна (нирезиста). Блокицилиндровизготавливаютсяиз чугунаСЧ18, СЧ15, СЧ24, алюминиевыхсплавовАЛ-4и АЛ-9.

Блоки цилиндров могут иметь (см. рис. 12) механические повреждения (трещины,обломы,пробоины, обломыболтовишпилек,срыврезьбыидр.), коробление,износ посадочных отверстийподподшипникии втулки,износ рабочих поверхностейс подвижными посадками, повреждение резьбы. Блок цилиндроввзначительнойстепениопределяет надежность работы двигателя, так как поверхности блока связаны между собой высокими требованиями по точности взаимногорасположения.

Точностьобработки блоков характеризуютследующие данные:

-точностьотверстийподвкладышикоренныхподшипников коленчатого валаи подшейкираспределительного вала по 7-муквалитету;

-конусностьи овальность этих отверстий по всей длине блока допускаетсявпределах50-70% полядопуска на отверстие;


-отклонениеот перпендикулярностиосейцилиндровкосиколенчатого вала не более 0,03-0,07мм на всю длинублока;

-отклонение от параллельности осей отверстий под коленчатый и распределительный валыне более 0,08-0,15мм на всю длинублока;

-неплоскостностьверхнейинижнейплоскостейнеболее0,02 -0,08 мм надлине100мм,переднегоизаднеготорцевнеболее0,08-0,12ммнавсю

длину блока.

7

Рис.12.Основныедефектыблока цилиндров напримере двигателя ЗИЛ-130

1-пробоины настенкахрубашки охлаждения иликартера; 2-износторцовпервого коренного подшипника;3-трещиныиотколы;4-износнижнего посадочногоотверстия подгильзу;5-износ верхнего посадочного отверстия подгильзу;6-износ отверстий под толкатели;7-износотверстийвовтулкахподопорные шейкираспределительноговала;

8-износгнездвкладышейкоренныхподшипникови ихнесоосность;9-износотверстий подвтулки распределительноговала

Появление указанных ранее дефектов, а также деформация и износ рабочих поверхностейвызываютследующие отказы, повреждения и нарушения:


-течь водычерезнаружные стенкиблокаипопаданиеводывподдон картера;

-течь масла через крайние коренные подшипникии через соединение поддони картера блока;

-схватывание рабочихповерхностейпоршняи гильзы;

-повышенныйизнос деталейцилиндропоршневойгруппы;

-кавитационное разрушение гильз;

-залеганиеколец;

-падениемощности двигателя и неравномерность его работы, повышенныйизносисхватывание рабочихповерхностей коренных подшипников, выкрашиваниеантифрикционного слоя вкладышей, поломка

коленчатоговала;

-повышенныйшуми вибрациидвигателя;

-увеличение расхода топливаи масла;

-падение давления маславдвигателеи др.

Гильзы цилиндров двигателей ЯМЗ и КамАЗ-740 изготавливают из

специальногочугуна(НRС42-50и НRС45-50соответственно).

Основные дефектыгильз:

-износзеркалацилиндра,которыйвыражаетсявувеличениидиаметра

(Dизн. до0,15мм)исопровождаетсяискажениемгеометрическойформы,в результате износ цилиндра по длине приобретает форму неправильного

конуса (Dкон.до0,2мм),апо диаметру −овала(Dнецил.до 0,12мм);

-износ, изменение формы и взаимного расположения верхнего и

нижнего установочных поясковотносительноосицилиндра;

-сколыи трещинылюбогоразмераи расположения;

-отложениянакипи на поверхности, омываемой охлаждающей жидкостью,и на поверхности посадочныхпоясков;

-коробление,отколы,глубокиезадирыили потерянатяганирезистовой вставкигильзы.

Износы, механические и коррозионные повреждения устраняют

обработкойдеталиподремонтныйразмер(РР)или постановкой дополнительныхремонтныхдеталей(ДРД), заваркой,атакжесинтетическими материалами. Деформации различногохарактера устраняютслесарно-механическойобработкой. Ремонтныеразмерыцилиндровустанавливаются заводом-изготовителемиподнихвыпускаютсяпоршни икольцаремонтных размеров, которые приведены в табл. 2. Гильзы цилиндров двигателей КамАЗ-740 восстанавливаюттолькоподноминальный размер, таккак поршни ремонтного размера не выпускаются. Восстанавливать гильзыможно пластинированием,т. е.установкойвставок,изготовленныхиз стальнойленты У8А, У10А или65Г;наплавкойвнутреннейповерхностипорошковой проволокойПП-АН-124-0; индукционнойцентробежнойнаплавкой порошковойшихтой; термопластическимобжатиемсиспользованиемнагрева ТВЧи др.


Таблица2

  Маркадвигателя Номинальныйдиаметр,мм Ремонтныеразмеры,мм
I II III
ВАЗ-2108 76,0+0,01 76,2+0,01 76,4+0,01 76,6+0,01
ЗМЗ-24, ЗМЗ-53   +0,06 92,0   +0,06 92,5   +0,06 93,0   93,5+0,06
ЗИЛ-130 100,0+0,06 100,5+0,06 101,0+0,06 101,5+0,06
ЯМЗ-238 130,0+0,06 130,5+0,06 - -
КамАЗ-740 120,0+0,03 - - -

Техническиеусловиянарасточкуцилиндровдвигателей. Поверхность зеркала цилиндра должна быть гладкой; допускаютсязаметные на глазмелкие рискиотрезца.ШероховатостьповерхностиRa=1,25-1,0 мкм.Овальностьи конусность расточенного цилиндра не должна превышать 0,02-0,03 мкм. После расточкицилиндрыхонингуются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: