Вспомогательные электрические машины

К вспомогательным электрическим машинамтепловозов относятся:

- электродвигатель вентилятора холодильника вспомогательного контура МВХ;

- электродвигатель маслопрокачивающего насоса МН;

- электродвигатель объединенного регулятора дизеля СМД (сервомотор);

- электродвигатель калорифера МК;

- электродвигатели вентиляторов обдува кабины машиниста MBO 1,
МВ0 2
, MBO 3, МВ0 4.

1. Назначение и устройство электродвигателей мотор - вентилятора холодильника (МВХ).

Электродвигатель МВХ (Рис. 117) - предназначен для привода вентилятора холодильника вспомогательного контура. МВХ установлен в шахте холодильника тепловоза в вертикальном положении.

Рис. 117. Электродвигатель МВХ:

1 – съемная лента; 2 – замок; 3, 7 – задняя и передняя нажимные шайбы; 4 – станина; 5 – вал якоря; 6 – коробка зажимов; 8, 21 – шариковые подшипники; 9, 11 – передняя и задняя крышки; 10, 17 – подшипниковые щиты; 12 – вентиляторное колесо; 13 – обмотка якоря;
14 – главный полюс; 15 – сердечник якоря; 16 – добавочный полюс; 18 – коллектор;
19 – щеткодержатель; 20 – траверса; 22 – гайка; 23 – болт: 24 – ступица; 25 – втулка.

К стальной цилиндрической станине 4 прикреплены четыре главных и четыре добавочных полюса. По торцам станины сделаны кольцевые проточки для центровки с подшипниковыми щитами. К обработанному приливу в средней части станины прикреплена двумя болтами (М6) коробка зажимов 6. В станине предусмотрено также резьбовое отверстие под рым-болт.

Главные полюсы 14 состоят из наборного сердечника (150 листов электротехнической стали толщиной 1 мм, стянутых тремя заклепками) и катушки, намотанной из 28 витков медного изолированного провода размещенной между двумя гетинаксовыми прокладками.

Добавочный полю с 16 имеет цельный сердечник, на который надета катушка, намотанная из 38 витков медного изолированного провода. Катушка размещена между двумя изоляционными прокладками и упирается в полюсный наконечник, приваренный снизу к сердечнику. Каждый полюс прикреплен к станине двумя болтами (М10).

Сердечник. На валу 5 якоря электродвигателя набран на шпонке сердечник 15, состоящий из 292 листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм, стянутых двумя отлитыми из чугуна нажимными шайбами. Задняя нажимная шайба 3 упирается в борт вала, а передняя шайба 7 после напрессовки дополнительно фиксируется стопорным кольцом, вставляемым в канавку, проточенную на валу.

В пазах сердечника якоря уложена волновая обмотка 13, состоящая из 31 катушки (каждая катушка представляет собой три одновитковые секции).

Шаг обмотки по пазам 1 - 9, шаг обмотки по коллектору 1 - 47.

Катушки укреплены в пазах сердечника якоря текстолитовыми клиньями. Лобовые части катушек крепят проволочными бандажами. Концы секций якорной обмотки припаяны к петушкам 93 коллекторных пластин.

Подшипниковый узел. Вал якоря вращается в двух шариковых подшипниках 8 и 21, установленных в расточках подшипниковых щитов. Подшипник 21 со стороны коллектора является опорно-упорным. Дополнительная фиксация этого подшипника осуществляется двумя гайками 22, навернутыми на конец вала. Камера смазки каждого подшипника образована передней 9 и задней 11 чугунными крышками, стянутыми шестью болтами (М6). В передней крышке опорного подшипника 8 сделано отверстие для прохода вала якоря, поэтому в качестве дополнительного уплотнения камеры смазки на вал напрессована до упора в подшипник стальная втулка 25. При сборке во внутренние полости подшипников 8 и 21 закладывают 80 - 100 г смазки ЖРО, а при текущих ремонтах ТР-1 и ТР-2 добавляют по 10 - 15 г. На тепловозах ЧМЭЗ с №3256 вместо электродвигателя МВХ типа SМ5001 ставят электродвигатель типа МБ132М с подшипниками закрытого типа.

Подшипниковые щиты - отлиты из чугуна и прикреплены к станине восемью болтами (М8). В расточку нижнего подшипникового щита 17 запрессована траверса 20, дополнительно укрепленная тремя болтами (М6).

На траверсе собраны четыре комплекта щеткодержателей 19. Комплект состоит из двух щеткодержателей (в каждом по одной щетке), прикрепленных болтами к цилиндрическому пластмассовому держателю, конец которого вставляется в зажим траверсы и фиксируется болтом.

Вентиляторное колесо 12, отлитое из алюминиевого сплава, напрессовано на вал якоря 5 со шпонкой до упора в борт и дополнительно закреплено стопорным кольцом. Для входа и выхода воздуха, охлаждающего электродвигатель, в стальных съемных лентах 1, закрывающих смотровые окна подшипниковых щитов, сделаны прорези (воздух засасывается со стороны коллектора и выбрасывается с противоположной стороны). Каждая лента укреплена пружинным замком 2.

На выступающий конец вала якоря, имеющий шпонку, напрессована и дополнительно укреплена болтом 23 (М12) ступица 24 сварного рабочего колеса осевого вентилятора холодильника. Двенадцатилопастное колесо диаметром 630 мм вращается внутри сварной обечайки, к которой электродвигатель МВХ подвешен при помощи шести болтов (М16), ввернутых в резьбовые отверстия верхнего подшипникового щита 10. После крепления электродвигателя обечайку устанавливают на каркасе шахты холодильника.

Внутри коробки зажимов 6 укреплена двумя винтами (М6) текстолитовая панель с четырьми болтами (зажимами), к которым присоединены выводы трех последовательно соединенных обмоток и два провода из внешней цепи. (На схеме внутренних соединений электродвигателя (см. вкладку рис.118) зажимы обозначены 1Q1, 2Q2, S1 и S2).

При работе электродвигателя ток от «плюса» вспомогательного генератора (или аккумуляторной батареи) по проводу 2502 поступает к зажиму 1Q1, проходит по двум параллельно соединенным катушкам добавочных полюсов разноименной полярности, затем по перемычке попадает к плюсовым щеткам, протекает по двум параллельным ветвям обмотки якоря к минусовым щеткам, от которых через перемычку и две параллельно соединенные катушки добавочных полюсов приходит на зажим 2Q2, соединенный перемычкой на панели с зажимом S2. Далее ток проходит по четырем соединенным последовательно-параллельно катушкам главных полюсов к зажиму S1, от которого по проводу 106 возвращается на «минус» ВГ (БА).





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: