Актуальность
Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву,
на которой будут расти и процветать таланты.
Генрих Нейгауз
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка. Практика работы дошкольных учреждений показывает, что воспитатели в непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками стараются, прежде всего, добиться хороших показателей усвоения каждым ребенком общеобразовательной программы. Поэтому чаще делают упор на индивидуальную работу с отстающим детьми, а дети с хорошим интеллектуальным потенциалом не получают должного развития. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.
|
|
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.с
Срок реализации плана программы: сентябрь 2017 — май 2018 год.
Цель: Создание оптимальных условий для выявления, гармонического развития детей с высоким уровнем способностей в условиях детского сада и их самореализации при тесном взаимодействии с семьей.
Задачи:
1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
2. Выявить детей с признаками талантливости и одаренности в условиях ДОУ.
3. Создать банк одаренных детей.
4. Разработать план мероприятий для развития одаренности детей.
5. Повысить компетентность воспитателей, родителей по вопросам сопровождения и развития одаренных (талантливых) детей.
Нормативно – правовая база программы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.с
- Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
|
|
- Основные положения «Декларации прав ребенка», принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и талантливыми детьми:
- принцип учета возрастных возможностей воспитанников;
- принцип развивающего обучения;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип возрастания роли дополнительного образования.
Методы и приемы работы в ходе реализации программы:
1.Наблюдение
2.Беседы. (Помогают составить представления о том, как ребенок включается в ту или иную деятельность, чем он интересуется больше всего, какие у него предпочтения).
3.Специальные методы (деятельность психолога: тестовые задания, анкетирование родителей).
4.Рисование, лепка.
5.Экспериментирование.
6.Упражнения для мелкой моторики.
Планируемые результаты:
- создание банка данных «Одаренные и талантливые дети»;
- высокая динамика развития продуктивного творческого мышления талантливых и одаренных детей;
- повышение уровня индивидуальных достижений воспитанников в различных направлениях деятельности;
- высокая динамика процентов участников и призеров конкурсов различного уровня;
- обогащение предметно – развивающей среды;
- повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.
Основные направления реализации программы
Направления работы |
Работа с одаренными и талантливыми детьми |
Работа с родителями |
Работа с одаренными и талантливыми детьми:
1. Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках образовательного процесса:
- индивидуальные занятия;
- работа по индивидуальным планам.
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.с Работа с педагогами |
2. Организация работы с одаренными и талантливыми детьми во внеурочное время:
- групповые занятия;
- проектная деятельность;
- организация выставок;
- организация праздников и развлечений;
3. Индивидуальные занятия в кабинете педагога-психолога 1 раз в неделю.
Групповые занятия во второй половине дня 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 15- 20 минут.
Работа с родителями:
· Анкетирование родителей с целью получения дополнительной информации об одарённых детях.
· Подготовка консультативных материалов для родителей об одаренных детях и их воспитании:
«Одаренность в дошкольном возрасте»
«Как воспитать одаренного ребенка?»
«Как родителям вести себя с одаренным ребенком»
«Как не надо родителям вести себя с одаренным ребенком»
· Составить картотеку игр и занятий в помощь родителям
- Совместные детско – родительские проекты;
· Совместные праздники, соревнования, конкурсы;
· Провести для родителей мастер-класс по изготовлению дидактических игр
Основные этапы реализации программы:
I этап – диагностико – организационный
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с талантливыми и одаренными детьми в ДОУ.
Задачи: - изучение нормативной базы;
- анализ материально – технических, педагогических условий реализации программы;
- разработка программы работы с талантливыми и одаренными детьми.
II этап – реализационный
Цель: апробация системы работы с талантливыми и одаренными детьми.
Задачи: - диагностика способностей воспитанников;
- разработка методических разработок по работе с талантливыми и одаренными детьми, материалов для проведения различных мероприятий, праздников с детьми и родителями;
|
|
- повышение педагогической компетентности родителей в области работы с талантливыми и одаренными и детьми.