| Месяц | Мероприятия | Ответственный |
| Сентябрь | Анкетирование родителей с целью выявления талантливости и одарённости детей. Конкурс рисунков на тему «Дорога и дети» Проведение мастер-класса для родителей «Дидактические игры своими руками» | Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
| Октябрь | Консультация для родителей: «Что нужно знать родителям о творческих и одарённых детях» Театрализованное представление «Играем в театр» Тематический праздник «Вот и осень к нам пришла» Рисование с элементами аппликации «Осенний лес» с использованием природного материала | Воспитатели Муз. руководитель Воспитатели Муз. руководитель Воспитатели Воспитатели |
| Ноябрь | Детско-родительский проект «Мы здоровью скажем «Да!» Праздник «День Матери» | Воспитатели Муз. руководитель Воспитатели |
| Декабрь | Рекомендации для родителей «Лучшие развивающие игры для творческих и одарённых детей» Конкурс рисунков на тему «Первые шаги зимы» Выставка и презентация семейных поделок на тему «Дом Деда Мороза» | Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
| Январь | Театрализованное представление «Ах, что за прелесть эти сказки!» Памятка для родителей «Как создать уголок творчества дома» | Муз. руководитель Воспитатели Воспитатели |
| Февраль | Родительское собрание: «Творческое и физическое развитие вашего ребёнка» Выставка поделок из бросового материала «Столовая для птиц» «Папа, мама, я – спортивная семья» - спортивный праздник | Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
| Март | Круглый стол для педагогов «Организация досуга для творческих и одаренных детей» Праздник «Для любимых мам» Выставка «Букет для мамы» Буклет для родителей «Как работать с талантливыми и одарёнными детьми» | Творческая группа Муз. Руководитель Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
| Апрель | Конкурс рисунков на тему «Весна пришла» Папка –передвижка «Одарённый ребёнок и как его воспитывать» | Воспитатели Воспитатели |
| Май | Представление опыта работы с талантливыми и одарёнными детьми Акция «Открытка ветерану» «Мой весёлый, звонкий мяч» - | Воспитатели Воспитатели |
Занятия:
1) «Восстанови пропущенное слово».
Ребенку зачитываются 5 — 7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова —теленок; близким по звучанию, например стол —стон); ребенок должен найти ошибку.
2) «Запомни фигуры».
Приготовьте набор карточек с различными изображениями.
Объясните, что для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов.
Попросите ребенка внимательно посмотреть на образец и запомнить его. Затем предложите ему нарисовать по памяти эти фигурки в том же порядке. Предполагаемое время показа для первой последовательности — 2 с, для второй — 3 — 4 с, для пятой — 6-7 с.
Например, чтобы запомнить ряд геометрических фигур, их надо разделить на группы. На бланке могут быть изображены треугольники, круги, квадраты, перечеркнутые по-разному. Таким образом, эти фигуры можно разделить на группы в зависимости от их формы и/или типа перечеркивания. Теперь их легко запомнить и воспроизвести.
3) «Вспомни пару».
Приготовьте бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения.
Объясните ребенку, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуру и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк — для воспроизведения, на котором он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.
4) «Запомни нужные слова».
Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т. п.
5) «Пиктограмма».
Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.
6) «Закончи словосочетания».
Предложите ребенку подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания:
хитрая, рыжая...; настольная...; репчатый...; спелое сладкое...; душистое туалетное...; куриное...; зеленый...; желторотый...; колючий... и т.п.
7) «Сравнение понятий».
Предложить ребенку подобрать подходящие определения с противоположным значением.
Морковь сладкая, а редька...
Молоко жидкое, а сметана...
Трава низкая, а дерево...
Зима холодная, а лето...
Сажа черная, а мел...
Сахар сладкий, а перец...
8). «Новые словечки».
Ребенку предлагается описать незнакомый (знакомый) предмет (мяч, яблоко, кошку, паровоз, лимон, снег и т.д.) по следующей схеме:
Какого он цвета (каких цветов еще бывает)?
На что он похож? От чего сильно отличается?
Из какого материала он сделан (из какого еще может быть)?
Какого размера, формы? Каков он на ощупь? Чем пахнет? Каков на вкус?
Где встречается?
Для чего нужен человеку? Что с ним можно делать?
К какой группе предметов относится (мебель, посуда, животные, фрукты и т.д.)?
Сначала обыгрывание новых слов может осуществляться в виде диалога, где психолог задает вопрос, а ребенок отвечает. Затем можно поменяться ролями. «Ребенок при этом следит за правильностью ответов.
9) «Закончи предложение».
Ребенку предлагается вместо точек вставить нужные слова.
Животное, которое мяукает, называется...
Птица, которая каркает, называется...
Дерево, на котором растут яблоки, называется...
Дерево, которое украшают к Новому году, называется...
Затем можно попросить ребенка самостоятельно составить подобные определения хорошо известных ему феноменов.
10) «Назови причину».
Объясните ребенку, что у всего, что происходит, у любого явления, есть причина, т.е. есть ответ на вопрос: «Почему так бывает?». Приведите пример: лед — он появляется, когда очень холодно и замерзает вода. Попросите ребенка назвать причину таких явлений, как наводнение, двойка, мама взяла зонт, листва облетает и т.д.
Важным оказывается показать ребенку разнообразие последствий, вытекающих из одного и того же события реальной жизни. И наоборот — однозначное следствие из разных причин.
11) «Составление рассказа по серии картинок».
Перед ребенком выкладывается серия картинок (по сказке или житейской истории), аналогичных сюжетам Н.Радлова или Х. Бидструпа, представленных в «Альбоме». Вначале они предъявляются в правильной смысловой последовательности; ребенок должен составить рассказ. При необходимости можно задать наводящие вопросы.
Следующим важным этапом является намеренное «нарушение порядка» при раскладывании серии картинок. Цель — наглядная демонстрация того, что изменение порядка картинок (событий) полностью меняет (вплоть до полной нелепицы) сюжет.
Наконец, ребенок должен самостоятельно из перемешанных карточек выстроить событийный ряд и составить рассказ.
12) «Прослушай, прочти и перескажи».
Прослушивание (прочтение) коротких рассказов (басен) с последующим пересказом и беседой о смысле произведения, его морали.
13) «Расставь события по порядку».
Я ложусь спать; я обедаю; я смотрю телевизор; я чищу зубы; я играю в футбол и т.д. Листья опадают; распускаются цветы; идет снег; созревает клубника; улетают перелетные птицы и т.д.
Через год; позавчера; сегодня; завтра; месяц назад и т.д.
14) «Прочти спрятанное предложение».
На образце, помещенном ниже, представлено задание, в котором слова, составляющие искомое предложение, спрятаны среди других букв.
Лгорнккерогсолнцедщутосветитядугбэяркошуцрорастаялжщкитснегуорвндженачинаютщлухгораспускатьсядлщванипочкиьлмнюяхфпоютьснгвкжыптицыььщсврн.
Понятно, что задача будет усложняться по мере увеличения текста.
15) «Закончи предложение».
Ребенку предлагается: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово».
У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень).
У сапога всегда есть... (шнурки, подошва, молния, пряжка).
У платья всегда есть... (подол, карманы, рукава, пуговицы).
У картины всегда есть... (художник, рама, подпись).
16) «От частного к общему».
Объясните ребенку, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, словом фрукты можно назвать яблоки, апельсины, груши и т.п.
Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих объектов, и они являются частными, конкретными понятиями. Любое из этих слов, например яблоки, обозначает только яблоки, хотя это могут быть большие, маленькие, зеленые, красные, сладкие, кислые яблоки. А теперь попросите ребенка подобрать общее понятие к частным.
Ниже даны два ряда слов. К словам из первого ряда ребенок подбирает подходящее понятие из второго ряда:
а) огурец, осень, пчела, север, дождь, павлин, озеро;
б) овощ, время года, насекомое, сторона горизонта, осадки, ягода, водоем, птица.
17) «Подбери общее понятие».
Предложите ребенку назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд:
яблоко, груша —...; стул, шкаф —...; огурец, капуста —...; ботинок, сапог —...; кукла, мячик —...; чашка, тарелка —...; кошка, слон —...; нога, рука —...; цветок, дерево —...; окунь, щука —...; роза, одуванчик —...; март, сентябрь —...; дуб, береза —...; фонарь, лампа —...: дождь, снег —...
То же упражнение необходимо выполнить с наречиями, прилагательными, глаголами.
18) «Разложи по группам».
Ребенку предлагается некоторое количество изображений, которые он должен разложить на обобщенные группы, например: грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Он должен дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие.
19) «Лишнее слово».
Ребенку предлагается выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово лишнее? Почему?».
А. Тарелка, чашка, стол, чайник.
Темно, пасмурно, светло, зябко.
Береза, осина, сосна, дуб.
Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком.
Диван, стол, кресло, дерево.
Много, чисто, мало, наполовину.
Ручка, мел, пенал, кукла.
Вчера, сегодня, утром, послезавтра
Землетрясение, тайфун, гора, смерч.
Запятая, точка, тире, союз.
Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно.
Б. Зимний, летний, осенний, июньский, весенний.
Лежать, стоять, плакать, сидеть.
Старый, высокий, молодой, пожилой, юный.
Красный, синий, красивый, желтый, серый.
Молчать, шептать, смеяться, орать.
Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный.
21) «Распутай узел».
Ребенку мысленно нужно «развязать» узлы и рассказать, как он это делает.
22) Игра «Овощи» Сравнить и объяснить сходства и отличия разных овощей
Разрезные картинки «Овощи»
Рисуем этикетки, консервируем овощи (развитие кратковременной памяти)
Штриховка, раскрашивание овощей (развитие мелкой моторики)
«Найди два одинаковых овоща» (развитие внимания)
23) Игра «Узнай на ощупь» (развитие восприятия, тактильной памяти)
«Обведи и вырежи» (развитие мелкой моторики)
«Что ты любишь» (развитие внимания и интереса к самому себе и своему имени)
24) Игры «Что может быть потом», «Дорисуй вторую половину», «Шнуровка», «Запомни, сосчитай, нарисуй»
«Пуговицы» (развитие зрительной памяти)
Заштрихуй правую, левую туфельку (рукавичку)
«Зоопарк», «Зоопарк настроений» (развитие эмоций)
«Найди отличия» (развитие внимания)
«Это правда или нет?» (развитие логики)
25) Беседа «Где рождается снег» (развитие логического мышления)
Нарисуй и вырежи снежинку (развитие мелкой моторики)
Составление сюжетных рассказов по картинке «Ёлка», «В лесу»
«Что будет потом» (наелся снега - заболел, получил подарок и т.д.)
Беседы: «Для чего нужны родители», «Мама, папа и я – дружная семья»
Рисование: «Моя семья», «Моя красивая мама», «Самый замечательный человек» и т.д.
Упражнение «Оживим картинку» «Украсим ёлку к празднику», «Подарок для семьи», «Кто пришёл на ёлку», «Кто кем приходится», «А у вас?»
26) Беседа «Расскажи о своем доме», игра-воспоминание «Звуки, запахи моего дома»
«Что изменилось в комнате?»;
«Назови ласково»,
«Чего не бывает»,
«Безопасный дом»,
«Что потерялось в доме?» (развитие внимания),
«Волшебный стул»,
«Дорисуй детали»
«Что можно, а чего нельзя» – основы безопасности
«Какие продукты нам друзья, а какие – враги»
Психофизический тренинг «Мысленная прогулка по своему организму с целью его укрепления»
27) Рисование: «Моя мама», «Моя семья»
Проигрывание ситуаций с последующим анализом: «Мама заболела», «Я сказал маме неправду» и т.д.
Психорисование «Весенние цветы»
Этюды: «Так будет справедливо», «Мама обиделась»
28) Упражнение «Волшебный тазик» (развитие обонятельных и вкусовых ощущений)
Упражнение «Цветочный магазин»
Рассказывание стихотворений с помощью жестов
«Закончи предложение» (развитие мышления, внимания, памяти)
29) «Заселение дома» (диагностика по Г.Ф. Кумариной)
Цель: выявить способность детей к рассмотрению ситуации с разных сторон, умение переключаться с одного на другое.
30) «Раскрашивание фигур» (диагностика по Г.Ф.Кумариной)
Цель: определить, как дети классифицируют наглядный материал.
31)Подготовка к письму. «Рисование узора»
Цель: развитие координации движений рук, с целью подготовки к письму.
На листе в клетку ребятам дается начатый узор, точки, которые он должен соединить и продолжить узор.
32)Графический диктант.
Цель: умение слушать и точно выполнять указания взрослого.
Поставить карандаш на точку, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо и т.д.
33)Внимание, память. Игра «Запомни картинки и нарисуй».
Цель: развитие внимания, памяти.
Детям дается задание запомнить узоры которые нарисованы на доске.
Через 3 мин. рисунок убирается, дети по памяти рисуют в своих тетрадях.
33)Графический диктант
Цель: учить внимательно слушать и выполнять указания взрослого.
Отгадайте загадку:
Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам – рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино.
(телевизор)
нарисуем телевизор – проведем линию так: 10 клеточек вправо, 8 клеточек вниз, 10 клеточек влево, 8 клеточек вверх. От начала отступи клеточку вправо, клеточку вниз и поставь точку. Нарисуй экран телевизора, начиная отсчет клеточек от этой точки: 8 клеточек вправо, 6 клеток вниз, 8 клеток влево, 6 клеток вверх. Внизу напиши название телевизора и нарисуй кнопки. На экране нарисуй героя из своего любимого мультфильма.
34)Моторика.
Беседа с детьми. Назови, какую ты знаешь одежду – верхнюю одежду (шуба, полушубок, пальто, плащ, куртка…), легкую одежду (кофта, юбка, сарафан, платье, пиджак, брюки…), бельё (футболка, майка, трусы, плавки…).
Нарисуем рубашку.
Рубашку рисуем так. От точки веди линию так, отсчитывая клеточки: три клеточки вправо, одна клеточка вниз, три клеточки вправо, одна клеточка вверх, три клеточки вправо, две клеточки вниз, две клеточки влево, четыре клеточки вниз, четыре клеточки влево, четыре клеточки вверх, две клеточки влево, две клеточки вверх.
Укрась рубашку кружочками-горошинами. Раскрась рубашку цветными карандашами, горошины оставь белыми.
35)Моторика.
Отгадай загадку:
Закружится на тонкой ножке,
Зажужжит, как будто бы жучок,
Захочет – вскачь пройдет немножко,
Захочет – ляжет на бочок.
(Волчок. Юла.)
Нарисуем маленький волчок, ведем линию, отсчитывая клеточки, так: 1 клеточка вправо, 2 клеточки вниз, 4 клеточки вправо, 1 клеточка вниз, 1 клеточка влево, 1 клеточка вниз, 1 клеточка влево, 1 клеточка вниз,1 клеточка влево, 1 клеточка вниз, 1 клеточка влево, 2 клеточки вниз, 1 клеточка влево, 2 клеточки вверх, 1 клеточка влево, 1 клеточка вверх, 1 клеточка влево, 1 клеточка вверх, 1 клеточка влево, 1 клеточка вверх, 1 клеточка влево, 1 клеточка вверх, 4 клеточки вправо, 2 клеточки вверх.
Нарисуй рядом большой волчок – увеличь маленький волчок в два раза так: вместо палочки длиной в одну клеточку рисуй палочку длиной в две клеточки, вместо палочки длиной в две клеточки рисуй палочку длиной в четыре клеточки, вместо палочки длиной в четыре клеточки рисуй палочку длиной в восемь клеточек.
36) Работа со сказкой.
«Сказка о котенке Маше». (О.Хухлаева).
Жил-был на белом свете котенок Маша. Вы скажите, что так не бывает, что котят называют Васьками или Мурками, но нашего котенка звали именно Маша. И был он самым обычным котенком: любил играть, бегать, смотреть мультики и не любил ложиться спать, убирать игрушки и доедать суп до конца. И как все малыши, он постепенно рос, умнел и вырос таким умным, что захотелось ему многое узнать. Узнать, почему дует ветер, узнать, как работает телефон, узнать, отчего звезды не гаснут, и узнать, куда солнышко спать ложится. И тогда решил Маша уйти из своего уютного дома, чтобы бродить по белу свету и искать Знание.
Долго ли, коротко ли бродил котенок по полям, по лесам, но дошел он до избушки на курьих ножках. И встретила его там бабуля – то ли Яга, то ли не Яга. Да это и не важно. Важно то, что есть она его не стала, а указала ему путь – дорогу к Знанию, да еще о трудностях этого пути предупредила. И вот что она ему рассказала: «Начало у этой дорожки гладкое, ровное и праздничное. Цветы, подарки вдоль нее уложены. Вступаешь на нее и радуешься, что весь путь к Знанию можно легко, весело и быстро пробежать. Но не знаешь, что скоро начнутся скалистые и льдистые горы, на которые карабкаться изо всех сил придется. Гор тех много, но есть среди них три самые главные, самые крутые.
Первая гора называется Трудно. И действительно, очень трудно по ней подниматься и все хочется бросить. Так же трудно, как трудно буквы писать или же читать учиться. И кажется, что ничего не получается. Но ты помни мою подсказку: «Если трудно – будь смелей и старайся сильней», - шепотом ее проговаривай, и тогда одолеешь ты эту гору и научишься справляться с трудностями. Подойдешь тогда к другой горе.
Она называется «Скучно». И вроде бы легко по ней подниматься, но так же скучно, как, например, буквы по строчке аккуратно писать. И так хочется все бросить, вскочить с места, побежать, поиграть с кем–нибудь. Но ты не бросай, а выучи мою вторую подсказку: «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей». И тогда научишься справляться со скукой и подойдешь к третьей, самой крутой горе.
Очень тяжело по ней подниматься и больно падать. Называется она «Неудача». Вроде бы и все получается, но ошибки в пути постоянно закрадываются, и неверные тропы сами собой выбираются. И все вокруг, даже ветры, ругают тебя за ошибки. А солнце так сердится, что грозит зайти за тучу. А деревья вокруг тропы будто двойки выстраиваются и шепчут: «Поделом тебе за твои ошибки». Но ты заучи мою третью подсказку: «Коль ошибка приключится, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, не расстраиваться». И тогда преодолеешь ты и эту гору и станешь Ученым котом, котом-пятерочником».
Поблагодарил котенок добрую бабушку и уверенно зашагал по дороге к Знанию и Мудрости. Знал он теперь, что путь ему предстоит долгий и не всегда легкий. Но он обязательно пройдет его до конца и поможет другим котятам, слонятам, мышатам и всем ребятам, которых встретит на пути. И будет ему жить тогда радостно и интересно, потому что очень интересно много знать и радостно помогать людям.
После чтения психолог спрашивает детей, догадались ли они о чем эта сказка (о школе).
Детям предлагается представить, что сегодня каждый из них превратился в котенка Машу, которому нужно выполнить три задания: трудное, скучное, не получающееся. И тот, кто сейчас выполнит это задания, преодолеет три горы сегодня, тот обязательно сможет преодолеть их в будущем.
37)Внимание, речь: Игра «Тут что-то не так».
Цель: развитие речи, внимания.
Ведущий достает куклу Тимошу. Тимоша обращается к детям: «Здравствуйте ребята! Что я вам расскажу! Иду я вчера по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку!» – и рога уже наставила. Я испугался и убежал».
«Иду я по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу – гриб! На веточке растет, среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его».
«Пришел я на речку. Смотрю, сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду и уплыла».
Дети должны сказать, что было неправильно в рассказах Тимоши.
38)Моторика.
Нарисуем цаплю в тетради: 3 клетки вправо, 2 клетки вниз,1 клетка влево, 9 клеток вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 6 клеток влево, 9 клеток вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 5 клеток влево, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 9 клеток вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 9 клеток вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вверх. Дорисуйте цапле глазик, большой клюв и хохолок.
38)Моторика.
Рисуем сказочный замок для феи. Ведем линию, отсчитывая клеточки, так: 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 5 клеток вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 3 клетки вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 5 клеток вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 5 клеток вверх, 1 клетка влево, 4 клетки вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх. 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 4 клетки вниз, 1 клетка влево, 5 клеток вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 3 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз,14 клеток влево, 2 клетки вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 5 клеток влево.
Дорисуй окна, купола, флаги, башенки.






