ЦЕЛЬ изучения раздела предмета

I. Усвоить знания, необходимые для принципиального понимания механизмов процессов:

1. Пищеварения в различных отделах пищеварительного тракта (полости рта, желудке, двенадцатиперстной и других отделах тонкой и толстой кишки) и его регуляции.

2. Роли моторной функции различных отделов ЖКТ и ее регуляции.

3. Всасывания веществ в пищеварительном тракте и его регуляции.

4. Формирования голода и насыщения.

5. Поддержания постоянства питательных веществ во внутренней среде организма.

II. Получить представление о клинико-физиологических

Методах исследования функции пищеварения.

 

ЗАНЯТИЕ № 2 (2) «   » __________ 2019

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Общие вопросы пищеварения. Пищеварение в полости рта и в желудке.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

1. Понятия пищеварения и пищеварительного конвейера; представление о значении пищеварения, его типах и этапах.

2.  Представление об общих принципах регуляции функций пищеварительного тракта (градиента нервных, гуморальных и местных регулирующих влияний; фазности регулирующих влияний; многофакторности в формировании результа­та регуляции; направленности регулирующих влияний; максимальной утилиза­ции пищи; саморегуляции; адаптивности), интегрирующих его отделы в пище­варительный конвейер.

3. Специфические (пищеварительные) и неспецифические функции полости рта.

4. Механическая обработка пищи в полости рта. Понятие процесса жевания. Метод мастикациографии. Фазы мастикациограммы и принципы анализа. Рефлекторная регуляция жевания.

5. Химическая обработка  пищи в полости рта. Понятие слюны, ротовой и гингивальной жидкостей; их физиологическое значение.

6. Состав и функции слюны.

7. Механизм образования слюны. Влияние симпатических и парасимпатических нервов на процессы обра­зования и отделения слюны.

8. Морфологическая основа слюноотделительного рефлекса.  Приспособительный характер слюноотделения в ответ на поступление в полость рта пищевых и отвергаемых веществ. Представление об условно-рефлекторном слюноот­делении.

9. Процесс глотания, его фазы и механизм саморегуляции.

10. Пищевод, его морфо-функциональная характеристика.

11. Специфические и неспецифические функции желудка.

12. Секреторная деятельность желудка. Количество, свойства и состав желудочного сока. Функции соляной кислоты. Различие секретов пилорических и фундальных желёз желудка (при подготовке этого вопроса используйте рис.2 в «Приложениях» к данной методической разработке).

13. Фазы желудочной секреции: сложнорефлекторная (мозговая), нейрогуморальная (ее желудочный и кишечный компоненты) (при подготовке этого вопроса используйте рис.1 «Приложения»).

14. Влияние нервных (симпатических и парасимпатических) и гуморальных (гастроинтестинальные гормоны, соляная кислота и др.) факторов на секреторную функцию желудка.

15. Количественные, качественные, временные особенности желудочной секреции и их регуляторные механизмы при переваривании белков, жиров и углеводов.

16. Представление об особенностях экспериментальных операций на желудке (изолированные желудочки по Гейденгайну и Павлову, фистула по Басову, эзофаготомия в сочетании с фистулой Басова), их использование для изучения нервных и гуморальных влияний на секрецию желудочных желёз.

17. Моторная деятельность желудка: виды сокращений, механизм их возникновения и роль в процессах обработки пищи. Механизм перехода химуса из желудка в двенадцатиперстную кишку.

18. Нервные и гуморальные факторы, влияющие на моторную и эвакуаторную функции желудка.

Литература для подготовки к занятиям приведена

 в конце рабочей тетради.

СХЕМЫ ПРОТОКОЛОВ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

РАБОТА № 1.  Мастикациография (демонстрация).

(«Практикум …», работа № 4.4, с. 126)

Мастикациография – метод регистрации жевательных движений нижней че­люсти. Он позволяет изучать фазы процесса жевания и их особенности, характеризующие состояние жевательного аппарата обследуемого.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ.  Ознакомиться с одним из методов исследования функциональногосостояния жевательного аппарата. Изучить фазы мастикациограммы. 

СХЕМА РАБОТЫ

 

На схеме обозначить:

1. Голова обследуемого,

2. Пневматическая манжетка,

3. Соединительная трубка,

4. Капсула Марея,

5. Писчик,

6. Кимограф.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Схема мастикациограммы, полученной при жевании хлеба:

 

 

 

На схеме обозначить фазы процесса жевания: I – покоя, II – приема пищи, III – ориентировочного жевания, IV – истинного жевания, V – формирования пи­щевого комка и глотания.

ВЫВОД: (Отметить особенности движений в различные фазы жевания при пережевывании хлеба).

 

 

РАБОТА № 2. Морфологическая основа слюноотделительного

Рефлекса.

Безусловный слюноотделительный рефлекс возникает в ответ на раздражение рецепторов полости рта.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ.  При помощи таблиц изучить центральные и периферические структуры, образующие морфологическую основу слюноотделительного рефлекса.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Схема морфологической основы (рефлекторной дуги)

слюноотделительного рефлекса.

 

На схеме обозначить:

1 – язык. Афферентные нервы, иннервирующие язык: 2 – язычный (V), 3 – барабанная струна (VII), 4 – языко-глоточный (IX), 5 – верхнегортанный (X). Ядра продолговатого мозга: 6 – ядро одиночно­го пучка (афферентное); 7 – верхнее и 8 – нижнее слюноотделительные ядра (эфферентные). Эфферентные парасимпатические нервы, иннервирующие железы: 9 – барабан­ная струна, 10 – ушно-височный. Периферические парасимпатические ганглии: 11 – ушной, 12 – поднижнечелюстной. Эфферентные симпатические структуры: 13 – сегмент грудного отдела спинного мозга; 14 – симпатический центр; 15 – симпатический верхний шейный ганглий; 16 – симпатические нервы. Слюнные железы: 17 – околоушная, 18 – поднижнечелюстная, 19 – подъязычная.

ВЫВОД: (Описать последовательность возбуждения различных типов рецепто­ров слизистой ротовой полости при приеме пищи и особенности секреции слюнных желез при разд­ражении симпатических и парасимпатических нервов).

РАБОТА №3. Амилолитическая активность слюны.

(Выполняется на виртуальной модели.)

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Изучить амилолитическую активность слюны животных в зависимости от различных показателей рН.

ХОД РАБОТЫ. Амилаза слюны расщепляет крахмал до декстринов и дисахаров (мальтоза). Для оценки степени переваривания крахмала используют индикатор иодид калия (KI), который в присутствии крахмала дает сине-черное окрашивание. Для выявления продуктов расщепления крахмала используют реактив Бенедикта. Он имеет ярко-синий цвет, который меняется от зеленого к красновато-коричневому в зависимости от количества образовавшейся мальтозы.

Запустить программу «Виртуальные задачи (англ) новые», выбрать раздел «Chemical and Physical Processes of Digestion» (химические и физические процессы пищеварения), выбрать эксперимент «Amylase» (Амилаза). Установить в прибор 7 пробирок. В соответствии с таблицей внести в них амилазу, крахмал (Starch) или мальтозу, дистиллированную воду, кислотно-щелочной буфер (Buffer). Первую пробирку прокипятить, нажав клавишу Boil. После этого все 7 пробирок поместить в термостат на 1 час для инкубации при t=37°C. После инкубации содержимое каждой пробирки разделить пополам. Получают два ряда по 7 пробирок. В пробирки одного ряда добавить реактив Бенедикта, другого – KI. В пробирках, где есть крахмал, KI дает сине-черный цвет (положительный тест на наличие крахмала). Если крахмала нет, то смесь будет похожа на растворенный KI (отрицательный тест на наличие крахмала). Если крахмал присутствует в небольшом количестве, то цвет смеси будет приближаться к бледно-серому. Все пробирки с реактивом Бенедикта прокипятить, после чего проанализировать их содержимое. Наличие зеленого цвета, переходящего к красноватому, указывает на присутствие небольшого количества мальтозы (положительный сахарный тест). Увеличение количества мальтозы вызывает оранжевое окрашивание раствора. Красновато-коричневый цвет указывает на еще большее содержание мальтозы. Сохранение исходного цвета реактива (ярко-синий) указывает на отсутствие мальтозы (отрицательный сахарный тест).

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Амилолитическое действие слюны на крахмал животных

№ пробирки 1 2 3 4 5 6 7
Содер- жание Амилаза Крахмал Буфер рН=7.0 Ами-лаза Крах-мал Буфер рН=7.0 Ами-лаза Дистиллир.вода Буфер рН=7.0 Дистиллир.вода Крахмал Буфер рН=7.0 Дистиллир. вода Мальтоза Буфер рН=7.0 Ами-лаза Крах-мал Буфер рН=2.0 Ами-лаза Крах-мал Буфер рН=9.0
Условия инкубации в термостате Предва-рит. кипячение, 1 час при 370С 1 час при 370С 1 час при 370С 1 час при 370С 1 час при 370С 1 час при 370С 1 час при 370С
Реактив Бене-дикта. Окраска              
KI Окраска              

ВЫВОД: (Объяснить изменение амилолитической активности слюны в зависимости от pH и воздействия высокой температуры. Отметить, при каких значениях рН наблюдается лучшее переваривание крахмала амилазой).

РАБОТА № 4. Исследование переваривающей способности пепсина желудочного сока. (Выполняется на виртуальной модели).

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Изучить переваривающую способность пепсина в зависимости от рН желудочного сока.

ХОД РАБОТЫ. Пепсин желудочного сока гидролизует белки до мелких фрагментов (пептиды, дипептиды). В эксперименте используется синтетический белок (BAPNA), который является прозрачным и бесцветным. При действии на него пепсина он изменяет цвет на желтый разной интенсивности в зависимости от степени переваривания белка.

Запустить программу «Виртуальные задачи (англ) новые», выбрать раздел «Chemical and Physical Processes of Digestion» (химические и физические процессы пищеварения), выбрать эксперимент «Pepsin» (Пепсин). Установить в прибор 6 пробирок. В соответствии с таблицей внести в них пепсин, белок, кислотно-щелочной буфер, дистиллированную воду. Первую пробирку прокипятить, нажав клавишу Boil. После этого все 6 пробирок поместить в термостат на 1 час при t=37°C. После инкубации оценить оптические свойства содержимого пробирок в спектрофотометре.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Переваривание белка пепсином

Номер пробирки 1 2 3 4 5 6
Содержа-ние пробирок Пепсин Белок Буфер рН=2.0 Пепсин Белок Буфер рН=2.0 Пепсин Дистиллир. вода Буфер рН=2.0 Дистиллир. вода Белок Буфер рН=2.0 Пепсин Белок Буфер рН=7.0 Пепсин Белок Буфер рН=9.0
Условия инкубации в термостате Предва-рительное кипячение, 1 час, t=370С 1 час при 370С 1 час при 370С 1 час при 370С 1 час при 370С 1 час при 370С
Цветность пробирок. Данные спектро-фотомерии            

 

ВЫВОД: (Объяснить, почему раствор в одних пробирках остается прозрачным, а в других изменил цвет. Отметить, при каких значениях рН происходит наибольшее переваривание белка).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: