I. Усвоить знания, необходимые для принципиального понимания механизмов процессов:
1. Пищеварения в различных отделах пищеварительного тракта (полости рта, желудке, двенадцатиперстной и других отделах тонкой и толстой кишки) и его регуляции.
2. Роли моторной функции различных отделов ЖКТ и ее регуляции.
3. Всасывания веществ в пищеварительном тракте и его регуляции.
4. Формирования голода и насыщения.
5. Поддержания постоянства питательных веществ во внутренней среде организма.
II. Получить представление о клинико-физиологических
Методах исследования функции пищеварения.
ЗАНЯТИЕ № 2 (2) « » __________ 2019
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Общие вопросы пищеварения. Пищеварение в полости рта и в желудке.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ
1. Понятия пищеварения и пищеварительного конвейера; представление о значении пищеварения, его типах и этапах.
2. Представление об общих принципах регуляции функций пищеварительного тракта (градиента нервных, гуморальных и местных регулирующих влияний; фазности регулирующих влияний; многофакторности в формировании результата регуляции; направленности регулирующих влияний; максимальной утилизации пищи; саморегуляции; адаптивности), интегрирующих его отделы в пищеварительный конвейер.
|
|
3. Специфические (пищеварительные) и неспецифические функции полости рта.
4. Механическая обработка пищи в полости рта. Понятие процесса жевания. Метод мастикациографии. Фазы мастикациограммы и принципы анализа. Рефлекторная регуляция жевания.
5. Химическая обработка пищи в полости рта. Понятие слюны, ротовой и гингивальной жидкостей; их физиологическое значение.
6. Состав и функции слюны.
7. Механизм образования слюны. Влияние симпатических и парасимпатических нервов на процессы образования и отделения слюны.
8. Морфологическая основа слюноотделительного рефлекса. Приспособительный характер слюноотделения в ответ на поступление в полость рта пищевых и отвергаемых веществ. Представление об условно-рефлекторном слюноотделении.
9. Процесс глотания, его фазы и механизм саморегуляции.
10. Пищевод, его морфо-функциональная характеристика.
11. Специфические и неспецифические функции желудка.
12. Секреторная деятельность желудка. Количество, свойства и состав желудочного сока. Функции соляной кислоты. Различие секретов пилорических и фундальных желёз желудка (при подготовке этого вопроса используйте рис.2 в «Приложениях» к данной методической разработке).
13. Фазы желудочной секреции: сложнорефлекторная (мозговая), нейрогуморальная (ее желудочный и кишечный компоненты) (при подготовке этого вопроса используйте рис.1 «Приложения»).
|
|
14. Влияние нервных (симпатических и парасимпатических) и гуморальных (гастроинтестинальные гормоны, соляная кислота и др.) факторов на секреторную функцию желудка.
15. Количественные, качественные, временные особенности желудочной секреции и их регуляторные механизмы при переваривании белков, жиров и углеводов.
16. Представление об особенностях экспериментальных операций на желудке (изолированные желудочки по Гейденгайну и Павлову, фистула по Басову, эзофаготомия в сочетании с фистулой Басова), их использование для изучения нервных и гуморальных влияний на секрецию желудочных желёз.
17. Моторная деятельность желудка: виды сокращений, механизм их возникновения и роль в процессах обработки пищи. Механизм перехода химуса из желудка в двенадцатиперстную кишку.
18. Нервные и гуморальные факторы, влияющие на моторную и эвакуаторную функции желудка.
Литература для подготовки к занятиям приведена
в конце рабочей тетради.
СХЕМЫ ПРОТОКОЛОВ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
РАБОТА № 1. Мастикациография (демонстрация).
(«Практикум …», работа № 4.4, с. 126)
Мастикациография – метод регистрации жевательных движений нижней челюсти. Он позволяет изучать фазы процесса жевания и их особенности, характеризующие состояние жевательного аппарата обследуемого.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Ознакомиться с одним из методов исследования функциональногосостояния жевательного аппарата. Изучить фазы мастикациограммы.
СХЕМА РАБОТЫ
На схеме обозначить:
1. Голова обследуемого,
2. Пневматическая манжетка,
3. Соединительная трубка,
4. Капсула Марея,
5. Писчик,
6. Кимограф.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Схема мастикациограммы, полученной при жевании хлеба:
На схеме обозначить фазы процесса жевания: I – покоя, II – приема пищи, III – ориентировочного жевания, IV – истинного жевания, V – формирования пищевого комка и глотания.
ВЫВОД: (Отметить особенности движений в различные фазы жевания при пережевывании хлеба).
РАБОТА № 2. Морфологическая основа слюноотделительного
Рефлекса.
Безусловный слюноотделительный рефлекс возникает в ответ на раздражение рецепторов полости рта.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. При помощи таблиц изучить центральные и периферические структуры, образующие морфологическую основу слюноотделительного рефлекса.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Схема морфологической основы (рефлекторной дуги)
слюноотделительного рефлекса.
На схеме обозначить:
1 – язык. Афферентные нервы, иннервирующие язык: 2 – язычный (V), 3 – барабанная струна (VII), 4 – языко-глоточный (IX), 5 – верхнегортанный (X). Ядра продолговатого мозга: 6 – ядро одиночного пучка (афферентное); 7 – верхнее и 8 – нижнее слюноотделительные ядра (эфферентные). Эфферентные парасимпатические нервы, иннервирующие железы: 9 – барабанная струна, 10 – ушно-височный. Периферические парасимпатические ганглии: 11 – ушной, 12 – поднижнечелюстной. Эфферентные симпатические структуры: 13 – сегмент грудного отдела спинного мозга; 14 – симпатический центр; 15 – симпатический верхний шейный ганглий; 16 – симпатические нервы. Слюнные железы: 17 – околоушная, 18 – поднижнечелюстная, 19 – подъязычная.
ВЫВОД: (Описать последовательность возбуждения различных типов рецепторов слизистой ротовой полости при приеме пищи и особенности секреции слюнных желез при раздражении симпатических и парасимпатических нервов).
РАБОТА №3. Амилолитическая активность слюны.
(Выполняется на виртуальной модели.)
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Изучить амилолитическую активность слюны животных в зависимости от различных показателей рН.
ХОД РАБОТЫ. Амилаза слюны расщепляет крахмал до декстринов и дисахаров (мальтоза). Для оценки степени переваривания крахмала используют индикатор иодид калия (KI), который в присутствии крахмала дает сине-черное окрашивание. Для выявления продуктов расщепления крахмала используют реактив Бенедикта. Он имеет ярко-синий цвет, который меняется от зеленого к красновато-коричневому в зависимости от количества образовавшейся мальтозы.
|
|
Запустить программу «Виртуальные задачи (англ) новые», выбрать раздел «Chemical and Physical Processes of Digestion» (химические и физические процессы пищеварения), выбрать эксперимент «Amylase» (Амилаза). Установить в прибор 7 пробирок. В соответствии с таблицей внести в них амилазу, крахмал (Starch) или мальтозу, дистиллированную воду, кислотно-щелочной буфер (Buffer). Первую пробирку прокипятить, нажав клавишу Boil. После этого все 7 пробирок поместить в термостат на 1 час для инкубации при t=37°C. После инкубации содержимое каждой пробирки разделить пополам. Получают два ряда по 7 пробирок. В пробирки одного ряда добавить реактив Бенедикта, другого – KI. В пробирках, где есть крахмал, KI дает сине-черный цвет (положительный тест на наличие крахмала). Если крахмала нет, то смесь будет похожа на растворенный KI (отрицательный тест на наличие крахмала). Если крахмал присутствует в небольшом количестве, то цвет смеси будет приближаться к бледно-серому. Все пробирки с реактивом Бенедикта прокипятить, после чего проанализировать их содержимое. Наличие зеленого цвета, переходящего к красноватому, указывает на присутствие небольшого количества мальтозы (положительный сахарный тест). Увеличение количества мальтозы вызывает оранжевое окрашивание раствора. Красновато-коричневый цвет указывает на еще большее содержание мальтозы. Сохранение исходного цвета реактива (ярко-синий) указывает на отсутствие мальтозы (отрицательный сахарный тест).
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Амилолитическое действие слюны на крахмал животных | |||||||
№ пробирки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Содер- жание | Амилаза Крахмал Буфер рН=7.0 | Ами-лаза Крах-мал Буфер рН=7.0 | Ами-лаза Дистиллир.вода Буфер рН=7.0 | Дистиллир.вода Крахмал Буфер рН=7.0 | Дистиллир. вода Мальтоза Буфер рН=7.0 | Ами-лаза Крах-мал Буфер рН=2.0 | Ами-лаза Крах-мал Буфер рН=9.0 |
Условия инкубации в термостате | Предва-рит. кипячение, 1 час при 370С | 1 час при 370С | 1 час при 370С | 1 час при 370С | 1 час при 370С | 1 час при 370С | 1 час при 370С |
Реактив Бене-дикта. Окраска | |||||||
KI Окраска |
ВЫВОД: (Объяснить изменение амилолитической активности слюны в зависимости от pH и воздействия высокой температуры. Отметить, при каких значениях рН наблюдается лучшее переваривание крахмала амилазой).
|
|
РАБОТА № 4. Исследование переваривающей способности пепсина желудочного сока. (Выполняется на виртуальной модели).
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Изучить переваривающую способность пепсина в зависимости от рН желудочного сока.
ХОД РАБОТЫ. Пепсин желудочного сока гидролизует белки до мелких фрагментов (пептиды, дипептиды). В эксперименте используется синтетический белок (BAPNA), который является прозрачным и бесцветным. При действии на него пепсина он изменяет цвет на желтый разной интенсивности в зависимости от степени переваривания белка.
Запустить программу «Виртуальные задачи (англ) новые», выбрать раздел «Chemical and Physical Processes of Digestion» (химические и физические процессы пищеварения), выбрать эксперимент «Pepsin» (Пепсин). Установить в прибор 6 пробирок. В соответствии с таблицей внести в них пепсин, белок, кислотно-щелочной буфер, дистиллированную воду. Первую пробирку прокипятить, нажав клавишу Boil. После этого все 6 пробирок поместить в термостат на 1 час при t=37°C. После инкубации оценить оптические свойства содержимого пробирок в спектрофотометре.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Переваривание белка пепсином | ||||||
Номер пробирки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Содержа-ние пробирок | Пепсин Белок Буфер рН=2.0 | Пепсин Белок Буфер рН=2.0 | Пепсин Дистиллир. вода Буфер рН=2.0 | Дистиллир. вода Белок Буфер рН=2.0 | Пепсин Белок Буфер рН=7.0 | Пепсин Белок Буфер рН=9.0 |
Условия инкубации в термостате | Предва-рительное кипячение, 1 час, t=370С | 1 час при 370С | 1 час при 370С | 1 час при 370С | 1 час при 370С | 1 час при 370С |
Цветность пробирок. Данные спектро-фотомерии |
ВЫВОД: (Объяснить, почему раствор в одних пробирках остается прозрачным, а в других изменил цвет. Отметить, при каких значениях рН происходит наибольшее переваривание белка).