ТЕМА занятия: физиология выделения

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ.

 

1. Понятие процесса выделения. Его значение для поддержания постоянства парамет­ров внутренней среды организма.

2. Выделительные органы. Представление об их участии в реализации выделительной функции организма.

3. Понятие о главных и второстепенных выделительных органах.

4. Почка – главный выделительный орган, ее общая морфо-функциональная характеристика.

5. Особенности кровообращения в почке.

6. Морфо-функциональная единица почки - нефрон, его основные компоненты. Схема кровоснабжения нефрона.

7. Представление об основных положениях фильтрационно-реабсорбционно-секреторной теории образования мочи.

8. Механизм фильтрации крови в почке (клубочковой фильтрации), его регуляция.

9. Понятие первичной (начальной) мочи, её отличие от крови.

10. Понятие реабсорбции, её обязательной (облигатной) и избирательной (факульта­тивной) формах на уровне канальциевого аппарата и собирательных трубок нефронов.

11. Представление об активных и пассивных процессах, лежащих в основе реабсорб­ции. Понятие пороговых и непороговых веществ.

12. Поворотно-противоточный механизм концентрации мочи на уровне петли Генле и собирательной трубки.

13. Механизмы регуляции процесса реабсобции. Роль основных гуморальных факторов: альдостерона и антидиуретического гормона.

14. Представление о процессе секреции в почечных канальцах.

15. Понятие вторичной (конечной) мочи, её отличие от первичной.

16. Представление о невыделительных функциях почек (регуляция объёма жидкости, осмотического давления, кислотно-основного равновесия, количества неорганических и ор­ганических веществ, давления крови, кроветворения).

17. Мочевыводящие органы, их функция. Механизм мочеиспускания, его регуляция.

СХЕМЫ ПРОТОКОЛОВ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

РАБОТА № 1. Изучение макро- и микроанатомического строения почки, мочевыводящих органов, кровеносного русла почки.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. По рисункам и схемам изучить строение почек, мочевыводящих путей (мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала), нефрона.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.

(Нарисовать схему нефрона и его кровеносных сосудов)

 

 

На рисунке обозначить: 1. Приносящая (афферентная) артериола; 2. Почечное (мальпи­гиево) тельце: а) капилляры мальпигиевого тельца, б) капсула Боумена-Шумлянского; 3.Выносящая (эфферентная) артериола; 4.Проксинальный сегмент нефрона; 5.Петля нефрона (петля Генле), её колена: тонкие – а) нисходящее и б) восходящее; толстое – в) восходящее; 6.Дистальный сегмент нефрона; 7. Собирательная трубка; 8. Капилляры канальцев нефрона.

 

  ВЫВОД: (перечислить особенности кровоснабжения почки и нефрона).

 

 

РАБОТА № 2. Влияние различных факторов на скорость клубочковой фильтрации и объём конечной мочи (выполняется на виртуальной модели нефрона).

А. Влияние радиуса кровеносных сосудов клубочка нефрона на фильтрацию.

Цель работы: исследовать влияние изменения радиуса приносящей и выносящей артериол на величину фильтрации и объём конечной мочи.    

ХОД РАБОТЫ. Запустить программу «Виртуальные задачи (англ) новые», выбрать раздел Физиология почки (Renal System Physiology) из главного меню, в разделе Experiment - Simulating glomerular filtration. Выделить «Давление» (Pressure) в окне Data Sets блока управления данных. Заполнить левую мензурку (источник крови) нажав REFILL. Установить величину давления в левой мензурке 70 мм рт. ст., радиус выносящего и приносящего сосудов – 0,4. Нажать «Старт». Наблюдать процессы фильтрации и образования мочи. Увеличить радиус приносящего сосуда до 0,55 мм, повторить опыт. Уменьшить радиус выносящего сосуда до 0,35 мм., повторить опыт. После каждого эксперимента записать данные нажатием «RECORD DATE».

 

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Радиус приносящего сосуда Радиус выносящего сосуда Давление в мензурке мм рт.ст. Давление в клубочке Клубочковая фильтрация Объём мочи
0,4 0,4 70      
0,55 0,4 70      
0,55 0,35 70      

 

ВЫВОД: (отметить, как влияет изменение радиуса: а) приносящего и б) выносящего сосудов клубочка на фильтрацию).

 

Б. Влияние давления в капиллярном клубочке нефрона на фильтрацию мочи.

Цель работы. Изучить влияние изменения давления в клубочке на величину фильтрации.

ХОД РАБОТЫ. Увеличьте давление в мензурке до 100 мм рт. ст. Запишите данные.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

 

Радиус приносящего сосуда Радиус выносящего сосуда Давление в мензурке, мм рт.ст. Давление в клубочке Клубочковая фильтрация Объём мочи
0,55 0,35 70      
    100      

 

ВЫВОД: (отметьте, какое влияние оказывает фильтрационное давление на величину диуреза).

 

РАБОТА № 3. Влияние гормонов на процесс мочеобразования. (выполняется на виртуальной модели нефрона). («Практикум …», работа № 4.34, с.174).

 

Цель работы: Убедиться в том, что объём образованной мочи изменяется под действием гормонов антидиуретического (АДГ) и альдостерона.

ХОД РАБОТЫ. Запустить программу «Виртуальные задачи (англ) новые», выбрать раздел Физиология почки (Renal System Physiology) из главного меню, в разделе Experiment - Simulating glomerular filtration. Нажмать «Гормон» (Hormone) в окне Data Sets блока управления данных. Градиент концентрации должен быть равен 1200 мосм. Нажать Start. Записать объем образовавшейся мочи (Record Data). Взять пипетку из флакона с АДГ и поднести к открывшейся крышке над канальцем. Нажать Start. Записать результаты. Повторить эксперимент, используя альдостерон.

Концентрационный градиент Альдостерон АДГ Объём мочи
1200 - -  
1200 + -  
1200 - +  

ВЫВОД: (опишите механизм изменения количества образованной мочи под влиянием АДГ и альдостерона).

 

 

Работа №4. Клинический анализ мочи.

Цель работы. Изучить клинический анализ мочи, основные показатели.

ХОД РАБОТЫ. Проанализируйте клинический анализ мочи, определите позиции, не соответствующие норме. Запишите данные.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

 

 

ВЫВОД: (укажите, на каком этапе образования мочи имеются нарушения).

Подпись преподавателя – 

         

     

З А Н Я Т И Е   № 5 (5)  «   » __________  2019

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ. Итоговое занятие по разделам «Физиология пищеварения», «Физиология выделения», «Физиология обмена веществ», «Физиология терморегуляции».

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ.  1.Тестирование степени усвоения материала предыдущих занятий по изученным разделам предмета;

2. Анализ вопросов данных разделов пред­мета с позиций медицинской физиологии.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: