Вопросы для подготовки к занятию

 

1. Вкусовая сенсорная система. Общая морфологическая и функциональная организация ее отделов.

2. Рецепторы вкусовой сенсорной системы. Вкусовая почка, вкусовые сосочки. Виды вкусовых сосочков языка, их морфологические и функциональные различия.

3. Механизм рецепции и восприятия вкуса.

 

4. Методы исследования вкусовой сенсорной системы. Густометрия.

5. Обонятельная сенсорная система. Общая морфологическая и функциональная организация ее отделов.

6.  Механизм рецепции и восприятия запаха.

7. Методы исследования обонятельной сенсорной системы. Ольфактометрия.

8. Роль обонятельной и других сенсорных систем в формировании вкусовых ощущений.

9. Температурная сенсорная система. Общая морфологическая и функциональная организация ее отделов.

10. Классификация терморецепторов, их структурно-функциональные различия.

11. Методы исследования температурной сенсорной системы. Функциональная мобильность терморецепторов.

 

РАБОТА № 1. Определение порогов вкусовой чувствительности (густометрия). («Практикум …», работа № 6.16, с.245)

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Определить пороги различных вкусовых веществ.

Под порогом вкусовой чувствительности понимают наименьшую концентра­цию раствора вкусового вещества, которая вызывает вкусовое ощущение.

 

ХОД РАБОТЫ. На язык испытуемого нанесите пипеткой каплю раствора того или иного вещества (согласно топографии вкусовых полей: сладкое вещество – на кончик, соленое и кислое – на боковые поверхности, горькое – на корень языка). Начинайте с минимальной концентрации и увеличивайте ее до значений, при которых испытуемый точно определит вкус вещества. Каждая проба длится 10 – 12 сек., после чего испытуемый ополаскивает рот водой. Между пробами необходимо соблюдать интервал 1 – 2 мин. Полученные данные внести в таблицу

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

 

Вкусовое вещество Порог вкусовой чувствительности, %
Сладкое  
Соленое  
Кислое  
Горькое  

ВЫВОД: (Указать, какие вкусовые вещества обладают наибольшим и наименьшим порогом вкусовой чувствительности).

РАБОТА № 2. Определение порогов обонятельной чувствительности (ольфактометрия).

(«Практикум …», работа № 6.20, с.249)

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Определить обонятельные пороги для различных пахучих веществ.

Ольфактометрия - метод определения порога обонятельной чувствительности. Под порогом обонятельной чувствительности понимают наименьшее количество паров пахучего вещества, вызывающее обонятельное ощущение.

ХОД РАБОТЫ. Ольфактометр заполните пахучим веществом. Через трубку с помощью шприца при закрытом выходном кране в ольфактометр введите 1 2 мл воздуха в герметически закрытом сосуде создается повышенное давление. Закройте входной кран, в ноздри испытуемому введите оливы ольфактометра, одна из которых с отверстием, а другая сплошная, запаянная. По просьбе «не дышать» испытуемый должен задержать дыхание. В этот момент откройте выходной кран, и порция паров пахучего вещества поступит в нос исследуемому. Через 2 сек. выньте оливы и спросите у испытуемого, почувствовал ли он запах. Если он запаха не почувствовал, то повторите эксперимент, увеличивая объем воздуха на 1 2 мл до тех пор, пока испытуемый почувствует запах. Порог обонятельной чувствительности в данном случае выражается ми­нимальным объемом воздуха, который необходимо пропустить через нос исследуемого для получения ощущения запаха. Ольфактометрию проводят отдельно для каждой ноздри.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

(Полученные данные внести в таблицу)

Пахучее вещество Порог обонятельной чувствительности, мл
1.  
2.  

ВЫВОД: (Указать, что является адекватным раздражите­лем для обонятельных рецепторов).

 

РАБОТА № 3. Термоэстезиометрия

(«Практикум …», работа № 6.18, с.247)

Термоэстезиометрия - метод изучения температурной (тепловой и холодовой) чувствительности.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Освоить метод термоэстезиометрии. Определить количество термо­рецепторов в коже различных участков тела.

ХОД РАБОТЫ. На поверхность кожи испытуемого наложите трафарет. Термощупом с интервалом 1–2 сек. проведите 36 последовательных прикосновений к исследуемой поверхности в точках, равномерно расположенных на площади трафарета. Испытуемый отмечает те прикосновения, которые вызывают у него отчетливые температурные ощущения. Плотность терморецепторов начинайте определять с плотности холодовых рецепторов, для чего термоэстезиометр заполните мелко колотым льдом. Для исследования плотности расположения тепловых рецепторов термоэстезиометр заполните горячей водой. Термоэстезиометрию проведите на внутренней поверхности предплечья, тыльной поверхности кисти, кончике указательного пальца. Полученные данные внесите в таблицу

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

 

Исследуемый участок кожи

Количество термочувствительных точек

тепловых холодовых
1. Ладонная поверхность 3-ей фаланги  указательного пальца    
2. Тыльная поверхность кисти    
3. Внутренняя поверхность предплечья    

ВЫВОД: (Сравнить полученные данные, объяснить причину их различия).

РАБОТА № 3. Функциональная мобильность

Холодовых рецепторов.

(Описание работы выдается на занятии)

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Убедиться в наличии функциональной мобильности холодовых рецепторов кожи.

Под функциональной мобильностью понимают способность организма уменьшать или увеличивать уровень функционирования сенсорной системы путем уменьшения (демобилизации) или увеличения (мобилизации) числа его активных рецепторных единиц.

ХОД РАБОТЫ. У испытуемого на поверхности предплечья отыщите пять точек, при прикосновении к которым термощупом возникает отчетливое ощущение холода. Это составляет одну пробу. Точки пометьте карандашом. Проведите еще 4 пробы с этими же точками с интервалом в 1–2 мин. Возникновение ощущения холода отмечайте в протоколе знаком «плюс», отсутствие ощущения – знаком «минус». Подсчитайте общее количество положительных ответов. Уровень мобилизации терморецепторов выразите в процентах к общему количеству проб. Полученные данные внести в таблицу

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

точки

№ пробы

1 2 3 4 5
1          
2          
3          
4          
5          
ИТОГО          
Уровень мобилизации в %          

ВЫВОД: (Отметить, в чем проявляется функциональная мобильность холо­довых рецепторов.) 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: