ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Убедиться в наличии процессов регуляции светового потока на сетчатку глаза путем изменения диаметра зрачка. Оценивают диметр зрачка в условиях естественного освещения, при дополнительном освещении и при затемнении глаза.
ХОД РАБОТЫ. Испытуемого посадите лицом к источнику света. Через 1–2 мин рассмотрите у него зрачки обоих глаз, отмечая ширину зрачков (их размеры). Попросите испытуемого, не зажмуривая глаза, закрыть их ладонями и через 30 - 50 сек. открыть. Обратите внимание на изменение размеров зрачков при переходе от темноты к свету и по мере световой адаптации.
Проанализировать схему зрачкового рефлекса в условиях:
А.Затемнения
Б.Освещения
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.
(Описать полученные результаты)
ВЫВОД: (Объяснить значение зрачкового рефлекса для адаптации зрительного восприятия).
ЗАНЯТИЕ № 2 (7) « » __________ 2019
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Слуховая, вестибулярная и соматическая сенсорные системы.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ
1. Слуховая сенсорная система. Общая морфологическая и функциональная организация ее отделов.
2. Механизмы рецепции и восприятия звука.
3. Понятие бинаурального слуха, его механизм и значение.
4. Вестибулярная сенсорная система. Общая морфологическая и функциональная организация ее отделов.
5. Роль вестибулярной системы в оценке положения тела в
пространстве и при его перемещении.
6. Рецепторный проводниковый и корковый отделы вестибулярной сенсорной системы.
7. Соматическая сенсорная система. Общая морфологическая и функциональная организация ее отделов.
8. Классификация тактильных рецепторов, их структурно-функциональные различия.
9. Методы исследования тактильной сенсорной системы. Понятие порога пространственной и абсолютной тактильной чувствительности.
10. Соотношение интенсивности раздражения и интенсивности ощущения. Закон Вебера-Фехнера.
СХЕМЫ ПРОТОКОЛОВ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
РАБОТА № 1. Бинауральный слух.
(«Практикум …», работа № 6.13, с.242)
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Убедиться, что бинауральный слух способствует определению локализации источника звука.
Бинауральный слух - способность слышать двумя ушами одновременно. Благодаря этой способности можно определить направление звука и локализацию его источника.
ХОД РАБОТЫ. Усадите испытуемого на стул спиной к экспериментатору. Наконечники резиновых трубок фонендоскопа вставьте в уши испытуемого и слегка постучите по фонендоскопу. Попросите указать, с какой стороны он слышит звук. Затем поменяйте трубки фонендоскопа и повторите опыт. Испытуемый опять сообщает, в каком направлении находится источник звука. Он указывает источник звука со стороны короткой трубки фонендоскопа.
СХЕМА РАБОТЫ
На схеме обозначить:
1. Голова испытуемого,
2. Трубки фоноэндоскопа:
а) короткая,
б) длинная,
3. Мембрана фоноэндоскопа.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
(Описать полученные результаты).
ВЫВОД: (Объяснить механизм бинаурального слуха).