ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Изучить основные уровни взаимодействия ноцицептивной и антиноцицептивной системголовного мозга.
ХОД РАБОТЫ: зарисовать схему взаимодействия ноцицептивной и антиноцицептивной систем на разных уровнях головного мозга.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Схема взаимодействия ноцицептивной и антиноцицептивной систем.
ВЫВОД: (Указать структуры мозга, входящие в систему нисходящего тормозного контроля (СНТК), а также обеспечивающие развитие стресс-аналгезии и регуляцию общего уровня активности аналгетических систем мозга).
РАБОТА № 5. Анализ нейрональных механизмов формирования антиноцицептивных эффектов на уровне первых переключательных нейронов в ноцицептивной системе мозга.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Изучить основные нейрональные механизмы ограничения потоков болевой афферентации на уровне первых переключательных нейронов в ноцицептивной системе мозга.
ХОД РАБОТЫ: зарисовать схему взаимодействия ноцицептивной и антиноцицептивной систем на уровне первых переключательных нейронов в ноцицептивной системе мозга.
|
|
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Схема взаимодействия ноцицептивной и антиноцицептивной систем на уровне первых переключательных нейронов.
ВЫВОД: (Указать основные механизмы пресинаптического и постсинаптического торможения на первых переключательных нейронах ноцицептивной системы мозга.)
Подпись преподавателя –
ЗАНЯТИЕ № 7 (12) « » __________ 2019
ТЕМА ЗАНЯТИЯ. Итоговое занятие по разделам
«Физиология сенсорных систем» и «Физиология высшей нервной деятельности и боли»
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Тестирование степени усвоения материала предшествующих занятий по данным разделу предмета.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕСТИРУЮЩЕЙ
ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ
Используйте вопросы предшествующих занятий данного раздела.
Семинарской части занятия.
1. Вестибулярная сенсорная система. Ее роль в оценке положения тела в
пространстве и при его перемещении.
2. Рецепторный проводниковый и корковый отделы вестибулярной сенсорной системы.
3. Кодирование информации в сенсорных системах. Способы кодирования на периферии: качества (специфичность рецепторов) и интенсивности (частотное кодирование и кодирование числом нервных элементов) раздражителя, пространственное (величина раздражаемой площади) и временное кодирование (on- и off-рецепторы). Способы кодирования в нервной системе («меченая линия» или топическая организация,
позиционное кодирование, кодирование номером детектора и ансамблем нейронов).
4. Корковые проекционные зоны. Первичные, вторичные и третичные (ассоциативные) зоны коры, их морфо-функциональная характеристика.
|
|
5. Принципы организации сенсорных систем: принцип иерархического
строения и взаимодействия, принцип убывающей специфичности, принцип прогрессирующей латерализации функций.
6. Условные рефлексы. Правила их выработки, классификация. Отличия условных и безусловных рефлексов.
7. Понятие временной связи. Павловские и современные представления об уровнях локализации временной связи и механизмах ее образования.
8. Торможение в ВНД. Виды торможения и механизмы.
9. Типы ВНД, их классификация.
10. Высшие психические функции, методы их исследования.
11. Целенаправленное поведение. ФУС поведенческого акта.
12. Боль, классификация боли. Морфо-функциональная характеристика отделов болевой сенсорной системы.
13. Теории и механизмы возникновения боли.
14. Боль как интегративная реакция организма на повреждающее воздействие раздражителя. Компоненты болевой реакции.
15. Место боли в ФУС сохранения целостности организма. Функции боли.
16. Понятия антиноцицепции и антиноцицептивной системы (АНЦС). Компоненты, уровни и функции АНЦС.
17. Болевой порог.
РАЗДЕЛ ПРЕДМЕТА. Физиология функциональных состояний.
ЗАНЯТИЕ № 1 (13) « » __________ 2019
ТЕМА: Функциональное состояние человека в условиях эмоционально напряженной умственной деятельности. Понятие здоровья. Психофизиология функциональных состояний. Методы исследования функционального состояния в условиях эмоционально напряженной деятельности. Психоэмоциональный стресс.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ
1. Понятие здоровья и здорового образа жизни.
2. Понятие функционального состояния.
3. Способы оценки функционального состояния. Оптимальный уровень функционального состояния. Индивидуальные различия в функциональных состояниях.
4. Регуляция функциональных состояний. Роль специфической и неспецифической активации нервных центров в формировании функционального состояния. Связь уровня функционального состояния с эффективностью и продуктивностью целенаправленной деятельности.
5. Нервные, вегетативные и эндокринные компоненты различных видов деятельности человека. Биологически и социально детерминированные виды целенаправленней деятельности человека.
6. Нейрофизиологический субстрат эмоций. Функции эмоций. Вегетативные проявления эмоций. Эмоции как аппарат оценки результата деятельности.
7. Мотивации. Классификация мотиваций, механизмы их формирования. Значение мотиваций в целенаправленной деятельности человека.
8. Мотивационно-обусловленная ЦНД человека. Структура ФУС поведения. Кванты поведения как этапы деятельности. Роль положительных и отрицательных эмоций при выполнении этапов деятельности.
9. Понятие стресса, виды стресса. Стадии развития стресса по Г. Селье. Стресс-реализующие и стресс-лимитирующие системы. Роль психоэмоционального стресса в развитии соматической патологии.
10. Методы исследования центрального и периферического кровообращения при эмоционально напряженной деятельности: сфигмография, реография, ультразвуковые методы, методы рентгенологического исследования, электрокардиография и др.
11. Метод анализа вариационной структуры сердечного ритма.
СХЕМЫ ПРОТОКОЛОВ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ