Работа № 4. Анализ уровней взаимодействия ноцицептивной и антиноцицептивной систем головного мозга

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Изучить основные уровни взаимодействия ноцицептивной и антиноцицептивной системголовного мозга.

ХОД РАБОТЫ: зарисовать схему взаимодействия ноцицептивной и антиноцицептивной систем на разных уровнях головного мозга.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

 

Схема взаимодействия ноцицептивной и антиноцицептивной систем.

 

 

ВЫВОД: (Указать структуры мозга, входящие в систему нисходящего тормозного контроля (СНТК), а также обеспечивающие развитие стресс-аналгезии и регуляцию общего уровня активности аналгетических систем мозга).

 

 

РАБОТА № 5. Анализ нейрональных механизмов формирования антиноцицептивных эффектов на уровне первых переключательных нейронов в ноцицептивной системе мозга.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Изучить основные нейрональные механизмы ограничения потоков болевой афферентации на уровне первых переключательных нейронов в ноцицептивной системе мозга.

ХОД РАБОТЫ: зарисовать схему взаимодействия ноцицептивной и антиноцицептивной систем на  уровне первых переключательных нейронов в ноцицептивной системе мозга.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Схема взаимодействия ноцицептивной и антиноцицептивной систем на  уровне первых переключательных нейронов.

 

ВЫВОД: (Указать основные механизмы пресинаптического и постсинаптического торможения на первых переключательных нейронах ноцицептивной системы мозга.)

 

 

Подпись преподавателя –      

ЗАНЯТИЕ № 7 (12)    «    » __________     2019

ТЕМА ЗАНЯТИЯ. Итоговое занятие по разделам

«Физиология сенсорных систем» и «Физиология высшей нервной деятельности и боли»

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Тестирование степени усвоения материала предшествующих занятий по данным разделу предмета.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕСТИРУЮЩЕЙ

 ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ

Используйте вопросы предшествующих занятий данного раздела.

 

Семинарской части занятия.

1. Вестибулярная сенсорная система. Ее роль в оценке положения тела в
пространстве и при его перемещении.

2. Рецепторный проводниковый и корковый отделы вестибулярной сенсорной системы.

3. Кодирование информации в сенсорных системах. Способы кодирования на периферии: качества (специфичность рецепторов) и интенсивности (частотное кодирование и кодирование числом нервных элементов) раздражителя, пространственное (величина раздражаемой площади) и временное кодирование (on- и off-рецепторы). Способы кодирования в нервной системе («меченая линия» или топическая организация,
позиционное кодирование, кодирование номером детектора и ансамблем нейронов).

4. Корковые проекционные зоны. Первичные, вторичные и третичные (ассоциативные) зоны коры, их морфо-функциональная характеристика.

5. Принципы организации сенсорных систем: принцип иерархического
строения и взаимодействия, принцип убывающей специфичности, принцип прогрессирующей латерализации функций.

6. Условные рефлексы. Правила их выработки, классификация. Отличия условных и безусловных рефлексов.

7.  Понятие временной связи. Павловские и современные представления об уровнях локализации временной связи и механизмах ее образования.

8.  Торможение в ВНД. Виды торможения  и механизмы.

9. Типы ВНД, их классификация.

10. Высшие психические функции, методы их исследования.

11. Целенаправленное поведение. ФУС поведенческого акта.

12. Боль, классификация боли. Морфо-функциональная характеристика отделов болевой сенсорной системы.

13. Теории и механизмы возникновения боли.

14. Боль как интегративная реакция организма на повреждающее воздействи­е раздражителя. Компоненты болевой реакции.

15. Место боли в ФУС сохранения целостности организма. Функции боли.

16. Понятия антиноцицепции и антиноцицептивной системы (АНЦС). Компонен­ты, уровни и функции АНЦС.

17. Болевой порог.

РАЗДЕЛ ПРЕДМЕТА. Физиология функциональных состояний.

 




ЗАНЯТИЕ № 1 (13)  «    » __________ 2019

ТЕМА: Функциональное состояние человека в условиях эмоционально напряженной умственной деятельности. Понятие здоровья. Психофизиология функциональных состояний. Методы исследования функционального состояния в условиях эмоционально напряженной деятельности. Психоэмоциональный стресс.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

1. Понятие здоровья и здорового образа жизни.

2. Понятие функционального состояния.

3. Способы оценки функционального состояния. Оптимальный уровень функционального состояния. Индивидуальные различия в функциональных состояниях.

4. Регуляция функциональных состояний. Роль специфической и неспецифической активации нервных центров в формировании функционального состояния. Связь уровня функционального состояния с эффективностью и продуктивностью целенаправленной деятельности.

5. Нервные, вегетативные и эндокринные компоненты различных видов деятельности человека. Биологически и социально детерминированные виды целенаправленней деятельности человека.

 6. Нейрофизиологический субстрат эмоций. Функции эмоций. Вегетативные проявления эмоций. Эмоции как аппарат оценки результата деятельности.

7. Мотивации. Классификация мотиваций, механизмы их  формирования. Значение мотиваций в целенаправленной деятельности человека.

8. Мотивационно-обусловленная ЦНД человека. Структура ФУС поведения. Кванты поведения как этапы деятельности. Роль положительных и отрицательных эмоций при выполнении этапов деятельности.

9. Понятие стресса, виды стресса. Стадии развития стресса по Г. Селье. Стресс-реализующие и стресс-лимитирующие системы. Роль психоэмоционального стресса в развитии соматической патологии.

10. Методы исследования центрального и периферического кровообращения при эмоционально напряженной деятельности: сфигмография, реография, ультразвуковые методы, методы рентгенологического исследования, электрокардиография и др.

11. Метод анализа вариационной структуры сердечного ритма.

 

СХЕМЫ ПРОТОКОЛОВ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: