Присоединение к подсистеме

Данная техника используется в рамках структурной семейной терапии для установления адекватных границ внутри семьи.

Прежде всего, терапевт должен определить, какую из подсистем надо усилить. Например, когда один из супругов доминирует над другим и это приводит к дисфункциональным взаимоотношениям, терапевт пытается восстановить равные права партнеров, присоединяясь к тому, кого подавляют. Присоединение терапевта к подсистеме нарушает равновесие взаимоотношений в семье и подталкивает эту подсистему к более эффективному выполнению своих функций. Когда психотерапевт присоединяется к подсистеме, укрепляются как связи между ее членами, так и границы между подсистемами внутри системы.

Это может быть достигнуто следующими способами. Терапевт может:

1. Сесть рядом с членами конкретной подсистемы и делать что-то вместе с ними.

2. Внимательно слушать членов данной подсистемы и способствовать тому, чтобы члены других подсистем тоже их внимательно слушали, признавая их право на самостоятельные высказывания.

3. Показать членам одной из подсистем, как конкретно они используют свою власть и тем самым достигают результата, противоположного желаемому.

4. Тренировать супругов в адекватном родительском поведении и заставить их сразу же применить результаты этого тренинга во взаимодействии с ребенком. Психотерапевт не должен здесь ни в коем случае играть родительскую роль, так как это подорвет власть родителей.

5. Помочь членам подсистемы ясно определить свои собственные потребности и позицию и продемонстрировать это в откровенно напористой манере. В то же время психотерапевт побуждает членов другой подсистемы к тому, чтобы они прореагировали на это прямо и конструктивно, и побуждает всю семью включиться в открытый процесс переговоров.

6. Соотнести внутрисемейные роли и задачи с ясно очерченными границами внутри семьи. Кто занимается воспитанием детей? Кто следит за дисциплиной? Каковы обязанности каждого ребенка? Каковы обязанности бабушек-дедушек, каждого супруга? Кто заботится о развлечениях, социальных контактах, решает проблемы семейной жизни?

7. Освободить ребенка от псевдородительской роли или сдвинуть его с приятельской позиции по отношению к родителям. Ребенок должен прекратить вести себя так, как будто он равен родителям или же имеет большие, чем они, авторитет и власть. Для этого психотерапевт просит родителей делать то, что обычно делают дети.

8. Напомнить членам каждой из подсистем об их адекватном месте в семейной системе и помочь им определить свои собственные права, привилегии и обязанности в рамках каждой из подсистем.

Терапевт может изменять внутрисемейные коалиции. Ему, возможно, придется нарушать равновесие семейной системы для того, чтобы привести семью к целебному стрессу. Это необходимо для позитивной трансформации семейной системы, что даст возможности поиска новых путей разрешения внутрисемейных конфликтов.

Стратегические альянсы

Техника представляет собой терапевтические встречи с одним из членов семьи с целью изменить его поведение, что привело бы к позитивным переменам во всей системе.

Психотерапевт встречается с одним из членов семьи без ведома других. Такие встречи нередки в традиционных подходах семейной терапии, где психотерапевт обычно встречается индивидуально с каждым членом семьи для того, чтобы собрать необходимую информацию, узнать о семейных «секретах» или поддержать того члена семьи, который испытывает больший стресс или же имеет более выраженный уровень патологии. Это существенным образом отличается от техники стратегического альянса, где терапевт использует союз с каким-нибудь членом семьи для того, чтобы осуществить специфическое вмешательство.

Стратегические альянсы могут оказаться наиболее успешными, когда они осуществляются с самым здоровым членом семьи, наделенным большей властью, или же с тем, кто больше всего страдает. Альянсы осуществляются последовательно с каждым из членов семьи, однако любой последующий альянс согласовывается со всеми предыдущими, все это, вместе взятое, должно помочь семье в ее движении к более здоровому состоянию. С помощью таких альянсов один из членов семьи ставится в особое привилегированное положение. Вмешательство здесь довольно эффективно еще и потому, что в этом случае, с точки зрения других членов семьи, вектор изменений исходит от одного из ее членов, а не от психотерапевта. Причем то, что им кажется спонтанным, в действительности тщательно спланировано. Осуществляя стратегический альянс с одним из членов семьи, терапевт учит его быть позитивным стратегом (не манипулятором!), что тоже способствует оздоровлению семейной системы.

Семейный ритуал

Эта техника изменяет правила существующей семейной игры с помощью изменения структуры семьи и устойчивых способов взаимодействия в ней.

Устанавливая доверительные отношения с семьей, терапевт внимательно наблюдает за специфическими взаимодействиями, которые нуждаются в коррекции, а также за динамикой семьи, ее правилами, мифами и тем, как симптом служит системе. После этого можно разработать ритуал, учитывающий потребности данной семьи. При его создании необходимо принимать во внимание конкретную культурно-историческую ситуацию семьи, а также следующие параметры: как долго он будет применяться (однократно или повторяться через определенные интервалы); когда именно и кто из членов семьи будет участвовать в процессе; какие факторы используются (например, должны ли быть заперты двери, а телефон отключен); какие темы будут обсуждаться; что делать, если кто-то из участников предпочтет молчать. Терапевтические цели, для которых может быть использован семейный ритуал, могут включать в себя определение внутрисемейных границ, увеличение независимости членов семьи, корректировку паттернов общения, укрепление альянса в одном поколении.

Терапевт подчеркивает важность для семьи быть верным своему первоначальному мифу и получает от них твердое заверение в том, что они будут добросовестно следовать тому предписанию, которое он собирается им дать. Затем это предписание подробно объясняется, его можно также представить каждому члену семьи в письменном виде. Один из членов семьи может зачитывать предписание всем остальным в определенном месте и в определенное время. Требование следовать семейному мифу приводит к парадоксальному эффекту. По своему содержанию ритуал может быть очень простым: «Сергей будет размышлять каждый вечер с семи до восьми часов в своей комнате, и никто не имеет права ему мешать. Он должен думать в это время о благополучии семьи и о своем собственном благополучии. Затем постараться тщательно описать все, о чем он думает, но никому свои записи не показывать». Цель этого предписания – сделать роль защитника семьи, которую выполняет Сергей, открытой и освободить других членов семьи от этого вида деятельности (14).

Отпуск

Психотерапевт выражает беспокойство по поводу доминирующего запутавшегося во взаимоотношениях с ближними члена семьи, сосредоточивая внимание на требованиях, предъявляемых к нему, на огромных усилиях, которые он прилагает, чтобы выполнить их, и на том, что он жертвует собой ради блага других. Затем терапевт предлагает этому человеку отдохнуть, ведь отдых ему просто необходим. Среди типичных форм симптоматического поведения такого человека выделяются придирки к другим членам семьи по самым разным поводам, протекционизм по отношению к ближним, удовлетворение их потребностей и в то же время нежелание получить что-либо для себя лично. Данному члену семьи дают предписание либо полностью освободиться от своих домашних обязанностей, либо провести отпуск отдельно от семьи. Данная методика может применяться и в том случае, когда внешние факторы оказывают слишком сильное влияние на человека (в частности, служебные обязанности, которые отдаляют его от семьи). Тогда терапевт должен помочь клиенту на какое-то время отстраниться от работы и провести отпуск с семьей.

Затем психотерапевт может спросить членов семьи, что они могут сделать для того, чтобы как-то изменить ситуацию. Могут ли они взять на себя обязанности этого человека на время его отсутствия? Потом обсуждается, как все организовать, составляется список, какой вклад в данное мероприятие вносит каждый член семьи. Психотерапевт предупреждает о потенциальных сложностях: может случиться так, что человек, взявший отпуск, попытается вмешиваться в семейные дела и остальные члены семьи испытают соблазн прервать его отпуск для того, чтобы он вернулся к своим привычным обязанностям. Вместе с тем психотерапевт настаивает на важности отпуска и на необходимости для семьи мобилизовать все свои силы ради успешного выполнения задания.

Во втором варианте данной техники, в случае симптоматического ребенка, психотерапевт встречается только с родителями, которым дается предписание уехать за город на уик-энд, не предупредив детей об этом. Родители лишь оставляют им записку о том, что уехали, но не сообщают, куда конкретно. Конечно, маленькие дети должны в это время находиться под соответствующим надзором. Поэтому техника чаще применяется при работе с достаточно взрослыми детьми и подростками, которых можно оставить дома без присмотра.

Обмен ролями

Обмен ролями может оказаться эффективным инструментом, если клиенты не понимают друг друга, очутились в тупике при попытке разрешить разногласия или если один человек негативно воздействует на других.

Психотерапевт должен сказать отобранным участникам следующее: «Давайте посмотрим, не удастся ли нам найти способ решить эту проблему. Будьте добры, посмотрите внимательно друг на друга и подумайте, каково бы вам было на их месте в обсуждаемой нами ситуации. (Пауза.)

Почувствуйте, что вы в самом деле вошли в тело другого. Станьте им. (Пауза.)

А теперь, пожалуйста, поменяйтесь местами. (Участники меняются местами.)

Будьте этим другим и общайтесь как этот другой».

Терапевт выступает здесь как тренер, поощряя клиентов говорить по очереди и удерживая их в новых ролях. Он отмечает вербальное и невербальное поведение, доводит его до сведения клиентов, задает вопросы, исследует, просит пояснений и интерпретирует. Он может также предложить членам семьи помочь исполнителям ролей или выступить в качестве «вспомогательных „Я“.

Психотерапевт задает вопросы типа: „Как по-вашему, когда он так ведет себя в действительности?“; „Что вы по-настоящему хотите сейчас сделать?“; „Вы считаете, что вас услышали и поняли?“; „Что бы вы хотели, чтобы он сейчас сделал иначе?“; „Как по-вашему, что вы можете сделать иначе?“.

После исполнения ролей психотерапевт спрашивает, чему каждый научился, что каждый чувствует относительно другого и что хотел бы изменить. Затем, в качестве домашней работы, клиенты должны добиться согласия в отношении изменений.

Возможен и другой вариант. Терапевт предлагает участникам обменяться делами и отдохнуть от того, что составляет их обычный круг обязанностей. Далее он дает им предписание принять на себя позитивно измененную критическую роль другого, связанную с симптомом. Участников просят либо разыграть сценку тут же на месте, либо исполнять принятые на себя роли дома, до следующего сеанса. Каждый из участников может вкратце записывать, что он делает, что думает и чувствует по этому поводу и как бы он хотел, чтобы все происходило в действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: