Самостоятельная работа по подготовке студента к практическому занятию

Самостоятельное изучение теории семейного права.

Приступая к самостоятельному изучению семейного  права, обучающий должен в полной мере проникнуться осознанием того, что семейное право является одной из важнейших отраслей права, которая касается практически каждого. Ведь в семейных правоотношениях заключена одна из важнейших сторон жизни человека.

Цель курса состоит в том, чтобы показать специфику семейного права в правовой системе, ее связь с Гражданским кодексом Российской Федерации, рассмотреть основы построения Семейного кодекса. Кроме того, рассматриваются проблемы классификации семейных правоотношений, меры защиты и ответственности в семейном праве, а также вопросы правоспособности, дееспособности и природы юридических фактов применительно к семейному праву.

Самостоятельную работу над темой того или иного раздела следует начать с изучения лекционного материала и соответствующей нормативной базы (законы, подзаконные нормативные акты). Семейный кодекс должен стать настольной книгой студента. Не ограничиваться только лекцией, использовать учебники и учебные пособия, монографические работы, статьи, тезисы, опубликованную судебную практику, комментарии ТК РФ.

Следует помнить, что для уяснения списка кодифицированных актов (как и других федеральных законов) следует не только буквально толковать содержание соответствующей нормы, но и в системе с другими нормами СК РФ. Лекцию необходимо внимательно изучить, т.к. в ней отражены как теоретическое изложение вопросов с обоснованием позиции различных правовых школ и самого лектора, так и последние изменения в законодательстве по рассматриваемым вопросам, которые еще не отражены в учебной литературе.

В учебниках и учебных пособиях находит отражение широкий спектр вопросов, а также некоторые вопросы по теме, неосвещенные в лекциях, но которые позволяют в большей мере иметь представление о рассматриваемых проблемах.

Представляется заслуживающим внимания в процессе самоподготовки такой вариант как опережающее чтение. Это означает, что обучающийся является на лекцию, уже ознакомившись с темой по учебнику или другой монографической литературе. Работа во время лекции становится более осмысленной, позволяющей все непонятные или спорные вопросы обсуждать с лектором по ходу освещения им материала. Сейчас, к сожалению, обучающийся присутствует на лекции как статист, и, приступая к самостоятельному изучению темы (отработки материала), зачастую испытывает определенные трудности, которые вынуждают к большой трате времени и мозговому напряжению.

Отыскивать литературу и нормативную базу обучающийся может в методических пособиях, библиографических (тематических) списках библиотеки, с использованием компьютерной техники, в консультационные дни у преподавателя (лектора, ассистента, ведущего практические занятия).

Нередко вопросы, рассматриваемые на практических занятиях, носят дискуссионный характер, поэтому рекомендуется изучить несколько источников, поскольку высказанные в них точки зрения могут в той или иной мере отличаться друг от друга (например, в ходе изучения вопроса о месте трудового права в системе права).

При подготовке не следует заучивать вопрос наизусть, главное -понять его и уметь раскрыть его содержание своими словами в доступной для других форме (за исключением определений правовых понятий, которые необходимо знать как квалифицированному юристу).

При возникновении затруднений целесообразно обсудить спорные, непонятные вопросы с однокурсниками, а при не достижении консенсуса прибегнуть к консультации преподавателя.

Решение практического казуса (задачи)

Приступая к решению задач, необходимо помимо изучения теоретического материала ознакомиться с соответствующей нормативной базой, посмотреть опубликованную практику (например, Бюллетень Верховного Суда).

Решение задач преследует цель – закрепить теоретические знания и выработать навыки практического применения полученных знаний.

Следует внимательно прочитать условие задачи, обращая внимание на все детали с тем, чтобы четко определиться в существе иска.

При решении задачи обязательным является ссылка на соответствующий нормативный акт.

Решение должно быть изложено в специальной тетради (для решения задач по семейному праву), должно быть четким, однозначным, по возможности развернутым с подробной оценкой доказательств, аргументацией предпочтения тех, на базе которых делается окончательный вывод. Доказательства, которые не приняты, должны получить свою оценку. Помимо ссылки на конкретную норму, следует дать ее толкование и обоснование необходимости руководствоваться при решении казуса именно на нее.

При решении задач необходимо обращать внимание на вопросы, связанные с применением как материального, так и процессуального права. При решении задачи необходимо ответить на все постановленные в задаче вопросы со ссылкой на норму закона.

Опытный педагог во время занятия может поставить дополнительные вопросы. Поэтому при решении задачи обучающийся должен проявить элемент творчества. Он должен представить реальную ситуацию, в которой он может выступать как представитель (адвокат), как одной, так и другой стороны.

Это возможно при изучении соответствующей нормативной базы, что позволит быть готовым ответить на дополнительные вопросы преподавателя по задаче.

Развернутое решение задач позволяет обучающему получить необходимую подготовку в написании различных документов юридического характера (решения, определения, исковые заявления, кассационные и надзорные жалобы, запросы, письма, ответы и т.д.)

Важной формой самостоятельной работы студента является систематическая и планомерная подготовка к практическому занятию. Наличие разборчивого, краткого конспекта лекции, содержащего новые теоретические юридические знания, позволят студенту задуматься над прочитанным лекционным материалом, изучить специальную литературу по теме лекции, приобщиться к работе с нормативно-правовыми актами, интересоваться практикой их применения, уметь толковать их.

После лекции, не теряя времени, студент должен познакомиться с планом практического занятия или с соответствующей темой занятия по программе курса. Он уясняет обязательную и дополнительную литературу, которую необходимо прочитать, изучить и законспектировать. Обычно разъяснение по этим вопросам студенты получают в конце предыдущего практического занятия, когда преподаватель объявляет очередную тему занятия и кратко рассказывает, как к нему готовиться.

В целом, подготовка к практическому занятию требует, прежде всего, чтения рекомендуемых нормативных и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений.

Заключительным этапом в самостоятельной работе студента является повторение материала по конспекту, которое способствует ясному пониманию и глубокому овладению материалом. Но эта работа может быть проделана непосредственно накануне семинарского занятия.

Одна из главных составляющих внеаудиторной подготовки – работа с книгой. Она предполагает: внимательное прочтение, критическое осмысление содержания, обоснование собственной позиции по дискуссионным моментам, постановки интересующих вопросов, которые могут стать предметом обсуждения на семинаре.

Педагогический опыт показывает, что высокой квалификации преподавателя, одних его усилий бывает недостаточно для получения студентами глубоких знаний, для этого требуется регулярная самостоятельная работа студентов над рекомендуемой кафедрой литературой и учебником, живой интерес к газетам и журналам, страстное желание больше знать жизнь и неослабевающее трудолюбие. Ведь главное в учебной работе студентов – это регулярные самостоятельные занятия для сознательного усвоения, осмысливания приобретаемых знаний.

В целом, самостоятельная работа над книгой всегда требует, чтобы студенты усваивали содержание материала (главные мысли, ключевые идеи, представления, понятия и категории, закономерности и т.д.). Усвоенный материал необходимо научиться выражать своими словами.

Можно выделить ряд правил, которые помогут студентам в самостоятельной работе с рекомендованной литературой по трудовому праву:

Правило № 1. Ориентировка в литературе помогает и облегчает работу с ней.

Правило № 2. Целеустремленность – одно из решающих условий успешной работы с книгой.

Правило № 3. Для успеха работы с рекомендованной литературой важны плановость и регулярность занятий.

Правило № 4. Книгу нужно читать вдумчиво.

Правило № 5. Самое основное – это анализ, системное обдумывание и усвоение прочитанного с целью практического использования в будущем. Знания должны превращаться в убеждения.

Правило № 6. При чтении рекомендованной литературы надо делать краткую запись усвоенного.

Правило № 7. Самоконтроль и закрепление учебного материала.

Осуществлению внеаудиторной самостоятельной работе способствуют консультации и коллоквиумы (собеседования). Они обеспечивают непосредственную связь между студентом и преподавателем (по ним преподаватель судит о трудностях, возникающих у студентов в ходе учебного процесса, о степени усвоения предмета, о помощи, какую надо указать, чтобы устранить пробелы в знаниях); они используются для осуществления контрольных функций.

Особенность коллоквиумов в отличие от консультаций состоит в том, что они проводятся не более двух-трех раз в семестр с каждой студенческой группы с целью выяснения уровня знаний студентов по заранее определенной теме занятия. В соответствии с кафедральным расписанием учебных консультаций по семейному праву два основных ее вида: текущие и предэкзаменационные.  Но есть и другие виды – консультации для подготовки реферата, контрольной работы, научного доклада, которые в свою очередь бывают как групповые, так и индивидуальные.

В течение семестра не реже одного-двух раз в неделю проводятся текущие консультации, в ходе которых студенту предоставляется возможность, с одной стороны, отчитаться за пропуск практического занятия или задолженность, т.е. отработать учебный материал, с другой стороны, задать интересующие вопросы различного характера (учебного, научного, нравственного), рожденные в результате активной самостоятельной работы, осмысления прочитанной лекции, обсуждения вопросов темы на семинаре. Стремление студента более глубоко усвоить наиболее сложные и спорные положения темы, как правило, способствует возникновению у него вопросов, требующих разрешения на консультации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: