Лекционное занятие(2 часа – очная форма обучения)

Усыновление (удочерение) детей

1. Понятие и условия усыновления (удочерения)детей.

2. Порядок усыновления (удочерения)детей.

3. Правовые последствия усыновления.

4. Основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления.

Цель лекции: познакомить студентов с порядком усыновления (удочерения)детей. Рассмотреть правовые последствия усыновления.

 

Задачи лекции: ознакомление с понятием и условиями усыновления (удочерения)детей. Основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления.

Семинарское (практическое) занятие (2 часа – очная форма обучения, 1 час – заочная форма обучения 3 года, 1 час – заочная форма обучения 5 лет)

1. Понятие и условия усыновления (удочерения)детей.

2. Порядок усыновления (удочерения)детей.

3. Правовые последствия усыновления.

4. Основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления.

* интерактивная форма (коллоквиум, тесты из блока заданий Фонда оценочных средств)

Самостоятельная работа(4 часа – очная форма обучения, 8 часов – заочная форма обучения 3 года, 6 часов – заочная форма обучения 5 лет)

 

Решение практических задач из практикума «Семейное право: практикум» под ред. Корнеева И.Л. "СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 3-е изд., пер. и практикум для прикладного бакалавриата"

Контрольные вопросы

1. На какие органы возлагается защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей?

2. В отношении каких детей допускается усыновление (удочерение)?

3. Какие лица имеют право быть усыновителями? Какие лица не могут быть усыновителями?

4. В каких случаях не требуется согласие родителей на усыновление ребенка?

5. Каким лицам устанавливается преимущество при усыновлении гражданина России?

6. Могут ли усыновители просить суд записать их в качестве родителей ребенка?

7. Меняются ли имя и фамилия усыновленного ребенка?

8. Как юридически обеспечивается тайна усыновления?

9. Какие обстоятельства могут быть основанием для отмены усыновления ребенка?

10. Какие лица обладают правом требовать отмены усыновления ребенка?

Практические задания

№1. После смерти родителей несовершеннолетнего Олега Дубовикова его родственниками обсуждался вопрос о дальнейшем воспитании мальчика. При этом большинством родственников было высказано мнение, что самым приемлемым будет усыновление его дядей Волчковым С.Я. (родным братом матери мальчика), как наиболее близким родственником. Однако Волчков пояснил родственникам, что не может усыновить ребенка, так как против этого возражает его жена, а он не решается пойти с ней на конфликт. Тогда бабушка мальчика – Дубовикова Н.А. (мать отца), посчитав доводы Волчкова неубедительными, сама подала в суд заявление об установлении усыновления Олега Дубовикова Волчковым.

Правомерно ли поступила Дубовикова? Примет ли суд ее заявление к рассмотрению?

Расскажите об установленных С К условиях усыновления ребенка.

 2. Гражданин Бобров подал в суд заявление об усыновлении семилетнего сироты Димы Гаврилова, временно находящегося после смерти родителей в детском доме. В этой связи судья в ходе подготовки дела к судебному разбирательству истребовал из органа опеки и попечительства заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам ребенка.

Через месяц в суд поступило такое заключение, к которому были приложены и другие документы, согласие органа опеки и попечительства на усыновление; свидетельство о рождении Димы Гаврилова; медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии мальчика, согласие директора детского дома на усыновление Димы Гаврилова. Однако судья потребовал от органа опеки и попечительства дополнительно представить также акт обследования условий жизни Боброва и справку из Сбербанка по месту его жительства о наличии и размере его денежного вклада. Свое решение судья объяснил необходимостью тщательного выяснения материального положения Боброва в целях определения его возможностей по достойному воспитанию ребенка.

Обоснованы ли, по вашему мнению, требования судьи (при ответе сошлитесь на конкретные нормы СК РФ и ГПК РФ)? Какие документы должны быть приложены усыновителем к заявлению в суд об усыновлении ребенка и к заключению, представляемому органом опеки и попечительства? Вправе ли суд запрашивать сведения, прямо не указанные в законе?

3. При рассмотрении районным судом дела об усыновлении выяснилась неявка в суд по уважительным причинам работников районной прокуратуры. Это было связано с тем, что прокурор находился в отпуске, его заместитель убыл на совещание в областную прокуратуру, а помощник прокурора находился па осмотре места происшествия. В этой связи представителем органа опеки и попечительства было заявлено ходатайство привлечь к участию в деле находящегося на рабочем месте следователя прокуратуры, который по данному поводу возражений не высказал.

Какое решение должен принять судья по ходатайств)? представителя органа опеки и попечительства? С чьим обязательным участием должны рассматриваться дела об установлении усыновления ребенка?

4. 10 апреля 2005 г. вступило в законную силу решение суда об усыновлении гражданином И. И. Пучковым несовершеннолетнего Андрея Мапова. В этой связи Пучков попросил выдать ему копию решения суда для государственной регистрации усыновления ребенка. Однако судья отказал ему в этой просьбе, разъяснив, что в связи с большой загруженностью по согласованию с председателем суда решения оформляются в течение месяца после их вынесения. Кроме того, копия решения суда об усыновлении не может выдаваться на руки усыновителям, так как должна направляться после оформления в орган загса, куда и следует обратиться Пучкову.

Что вы можете пояснить по поводу данного судьей разъяснения? Каков порядок и. сроки направления решения суда об усыновлении в орган загса? Расскажите об особенностях государственной регистрации усыновления ребенка.

 5. В суд поступило заявление от супругов Зайцевых об усыновлении малолетней Тани Букиной, оставшейся без попечения родителей. При изучении личности граждан Зайцевых судьей было установлено, что шесть лет назад они отстранялись от обязанностей попечителей своего племянника за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей. Объясняя данный факт, Зайцевы пояснили, что у них не сложились отношения с племянником вследствие его вздорного поведения. Поэтому у них происходили ссоры, возникла конфликтная ситуация, в результате чего они были отстранены от обязанностей попечителей. Виновными в этом Зайцевы считали только племянника, считая себя образцовыми воспитателями. Однако судья отказал в удовлетворении их заявления об усыновлении, сославшись на то, что ранее Зайцевы дискредитировали себя как воспитатели, а потому не могут стать усыновителями.

Какие требования предъявляет закон к личности усыновителей? Назовите лиц, не имеющих права быть усыновителями. Правомерен ли отказ суда супругам Зайцевым в удовлетворении их заявления об усыновлении Букиной Тани?

 6. Не состоящая в браке бездетная гражданка И. Ю. Болмасова решила усыновить ребенка и в этих целях пришла на консультацию в городской отдел образования. При уточнении сведений о личности Болмасовой было установлено, что вследствие заболевания дыхательных путей она является инвалидом третьей группы, однако занимается надомным трудом и имеет достаточный заработок. В этой связи инспектором отдела образования было высказано сомнение в возможности Болмасовой по состоянию здоровья стать усыновительницей. Тогда Болмасова обратилась в юридическую консультацию с просьбой дать правовую оценку возникшей проблеме.

Какое разъяснение должны дать Болмасовой в юридической консультации? Препятствует ли имеющееся у нее заболевание усыновлению ребенка (при ответе со ссылкой на нормативный акт перечислите заболевания, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка)?

 7. Супруги Дудины, проживающие в однокомнатной квартире общей площадью 42 кв. м, подали в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К своему заявлению о™ приложили справку с места работы (с указанием должности и размера заработной платы), копию финансового лицевого счета и выписку из домовой книги с места жительства, копию свидетельства о заключении брака и медицинскую справку о состоянии здоровья. Через месяц органом опеки и попечительства было произведено обследование условий жизни Дудиных и по результатам составлен акт о ненадлежащих жилищно-бытовых условиях их жизни, препятствующих Дудиным стать приемными родителями. Кроме того, орган опеки и попечительства указал на то, что заявителями представлены не все необходимые документы. На этом основании по заявлению Дудиных было составлено отрицательное заключение об их возможности стать приемными родителями, в связи с чем, им было отказано в подборе детей в приемную семью. О принятом решении Дудиным было сообщено спустя 10 дней после составления заключения.

Дайте правовую оценку решению органа опеки и попечительства по заявлению Дудиных. Какие документы должны выть представлены в орган опеки и попечительства лицами, желающими стать приемными родителями.

 8. Органом опеки и попечительства и супругами Иваньковыми был заключен договор о передаче им на воспитание сроком на пять лет оставшихся без попечения родителей несовершеннолетних братьев Груздевых. В результате была образована приемной семья.

Через год Иваньковы обратились в орган опеки и попечительства с просьбой расторгнуть указанный договор, сославшись па плохое поведение детей, причиняющее им многочисленные неприятности.

Какое решение может быть принято по заявлению Иваньковых? Перечислите основания досрочного расторжения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.

 9. Несовершеннолетний Владимир жил в качестве приемного сына в обеспеченной семье Виноградовых. Начиная с раннего возраста, Владимир ежегодно получал в день рождения подарки от своих приема родителей, их родственников и друзей. Ему подарили, в частности, цепные книги, фотоаппарат, переносной радиоприемник, магнитофон, гитару, велосипед, аккордеон, коньки с ботинками, снаряжение подводного плавания и лыжи. Все эти вещи хранились па стеллажах в подсобной комнате большой трехкомнатной квартиры приемных родителей, расположенной в старом доме в центре Москвы. Владимир окончил среднюю школу в 16 лет, но в институт не поступил: не прошел по конкурсу. Оставшись не у дел, он пристрастился к игре в лотерею. Чтобы иметь на это деньги, он стал в тайне от приемных родителей продавать книги, а затем и имущество, полученное им в дар. Виноградовы случайно узнали об этом, когда решили навести чистоту и порядок в подсобном помещении. При этом они обнаружили пропажу гитары и аккордеона. Владимир был строго наказан. Подсобное помещение закрыто назамок.

Имеет ли право Владимир отчуждать имущество, полученное им в дар, без разрешения приемных родителей? Вправе ли были приемные родители Владимира запретить ему распоряжаться вещами, полученными в дар от разных лиц, закрыв на замок подсобное помещение, где они хранились? Нарушили ли приемные родители Владимира его права? Вправе ли в данном случае Владимир обратиться за защитой своих прав? Если да, то какой орган может защитить его права?

Список рекомендуемой литературы и правовых актов

Правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. №237.

2. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.). Конвенция принята и открыта для подписания, присоединения и ратификации резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 44/25 от 20 ноября 1989 г. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 г. Конвенция подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. N 1559-I. Ратификационная грамота сдана на хранение Генеральному секретарю ООН 16 августа 1990 г. Конвенция вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г. // ВСНД СССР и ВС СССР. – 1990. – N 45. – Ст.955.

3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995г. №223-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – №1. – Ст.16.

4. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.

5. Федеральный закон РФ от 15 ноября 1997г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // СЗ РФ. – 1997г. – №47. – Ст.5340.

6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1998. – N 31 – Ст. 3802.

7. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. – 2001. – N 17. – Ст. 1643.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2006. – № 6.

Литература основная:

1. Воробьева Л. В. Семейное право: учебное пособие – М.: Дашков и К- 2011. – 187 с.

2. Герасимова Л. П. Семейное право. Конспект лекций: учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт-Издат, 2010. – 127 с.

3. Гонгало П.В., Крашенинников Л.Ю. Семейное право: учебник – М.: Статут,  2016    

4. Ерохина, Е. Семейное право: учебник / Е. Ерохина, И. Найденова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агенство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». – Оренбург: ОГУ, 2014. – 300 с.; [Электронный ресурс]. – Университетская библиотека ONLINE URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259115 (18.08.2019).

5. Ильина, О.Ю. Семейное право. Практикум. Кейсы: учебное пособие / О.Ю. Ильина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. – 240 с.: ил. – Библ. в кн. – ISBN 978-5-238-02514-8; То же [Электронный ресурс]. – Университетская библиотека ONLINE URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446492 (18.08.2019).

6. Никонова М.В. Семейное право: учебное пособие. – М.: Книгодел, 2011. – 162 с.

7. Пазиков Р.В. Семейное право: краткий курс лекций/ Р.В. Пазиков. – М., 2012.

8. Пятаков В. А. Семейное право. Конспект лекций: учебное пособие. – М.: А-Приор, 2010. – 144 с.

9. Семейное право России: учеб./ Л. М. Пчелинцева.-М.: ИНФРА-М, 2018.- 720 с. МО

10. Семейное право: учебник для студентов вузов / под ред. П.В. Алексого, И.В. Петрова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. – 319 с.: табл., схем. – Библиогр. в кн.. – ISBN 978-5-238-01328-2; То же [Электронный ресурс]. – Университетская библиотека ONLINE URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446569 (18.08.2019).

 

Литература дополнительная:

1. Дедкова, И.А. Семейное право: учебное пособие / И.А. Дедкова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР). – Томск: Факультет дистанционного обучения, 2011. – 218 с. – ISBN 978-5-4332-0002-9; То же [Электронный ресурс]. – Университетская библиотека ONLINE URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208613 (18.08.2019).

2. Косенко, Е.В. Субъекты семейного права: монография / Е.В. Косенко. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 134 с.: ил. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-7956-2; То же [Электронный ресурс]. Университетская библиотека ONLINE URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=440041 (18.08.2019)

3. Нечаева А.М.Семейный кодекс – путь к переменам// Российская юстиция. 2015. № 3//СПС «КонсультантПлюс», 2016.

4. Розанов, В.В. Семейный вопрос в России / В.В. Розанов. – М.: Директ-Медиа, 2015. – Том I. – 718 с. – ISBN 978-5-4475-5105-6; То же [Электронный ресурс]. – Университетская библиотека ONLINE URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=416063 (18.08.2019).

5. Рузакова, О.А. Семейное право: учебно-практическое пособие / О.А. Рузакова. – М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 246 с. – ISBN 978-5-374-00493-9; То же [Электронный ресурс]. – Университетская библиотека ONLINE URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93190 (18.08.2019).

6. Семейное право. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. Под ред. Пчелинцевой Л.М. – М: «Юрайт», 2019.

7. Семейное право: лекционный курс: учебное пособие: в 5 ч. / О.В. Ахрамеева, И.Ф. Дедюхина, О.В. Жданова и др.; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский государственный аграрный университет, Кафедра государственного и муниципального управления и права. – Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2015. – Ч. 1. – 40 с.; То же [Электронный ресурс]. Университетская библиотека ONLINE URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438636 (18.08.2019).

8. Семейное право: лекционный курс: учебное пособие: в 5 ч. / О.В. Ахрамеева, И.Ф. Дедюхина, О.В. Жданова и др.; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский государственный аграрный университет, Кафедра государственного и муниципального управления и права. – Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2015. – Ч. 2. – 49 с.; То же [Электронный ресурс]. Университетская библиотека ONLINE URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438638 (18.08.2019).

9. Семейное право: лекционный курс: учебное пособие: в 5 ч. / О.В. Ахрамеева, И.Ф. Дедюхина, О.В. Жданова и др.; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский государственный аграрный университет, Кафедра государственного и муниципального управления и права. – Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2015. – Ч. 3. – 42 с.; То же [Электронный ресурс]. Университетская библиотека ONLINE URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438640 (18.08.2019).

10. Семейное право: лекционный курс: учебное пособие: в 5 ч. / О.В. Ахрамеева, И.Ф. Дедюхина, О.В. Жданова и др.; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский государственный аграрный университет, Кафедра государственного и муниципального управления и права. – Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2015. – Ч. 4. – 47 с.; То же [Электронный ресурс]. Университетская библиотека ONLINE URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438641 (18.08.2019).

11. Алексеева О.Г., Заец Л.В., Звягинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (учебно-практический). – М.: "Проспект", 2015.

12. Ахметьянова З.А., Ковалькова Е.Ю., Низамиева О.Н. и др. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный) (отв. ред. Низамиева О.Н.). – М.: "Проспект", 2010.

13. Исхакова Э.М. Дети, оставшиеся без попечения родителей: понятие и правовой статус // Семейное и жилищное право. 2013. № 6.

14. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (учебно-практический постатейный) Под. ред. Степанова С.А. –М: «Проспект. Институт частного права». 2015.

15. Летова Н.В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы / Науч. конс.: Мананкова Р.П. – М.: Волтерс Клувер, 2006.

 

Тема 13.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: