Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка»
Серия
«СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА.
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»
Выпуск …
Социальная педагогика
Хрестоматия
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений
Минск, 200…
УДК …
ББК…
М…
Авторы: Мартынова В.В., Русецкая А.М., Вашнева В.И., Клипинина В.Н., Лесун Л.И., Литвинович В.Г., Лойко О.Л., Погодина Е.К., Ходосок А.Н., Чечет В.В.
Печатается по разрешению редакционно-издательского совета БГПУ,
рекомендовано секцией педагогических наук
(протокол №… от…)
Рецензент: Капранова В.А., доктор. пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики высшей школы и современных воспитательных технологий БГПУ им. М.Танка
Социальная педагогика. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Под ред. В.В. Мартыновой, А.М. Русецкой, — Минск: БГПУ, 200…— (Серия «Социальная педагогика. Социальная работа»; вып. …). Минск: БГПУ, 200….— …с.
ISBN …
Предлагаемое пособие является первым в Республике Беларусь изданием, в котором представлены основные направления психолого-педагогических идей в области социальной педагогики. В хрестоматии предлагаются труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по теории социальной педагогики и организации социально-педагогической деятельности.
Книга предназначена для преподавателей и студентов, магистрантов, аспирантов высших учебных заведений по специальности «социальная педагогика», социальных педагогов, педагогических и руководящих кадров системы образования.
ВВЕДЕНИЕ
Социальная педагогика как научно-практическая область организации и оказания помощи и поддержки различным категориям населения, нуждающегося в особой защите, является одной из наиболее приоритетных в сфере гуманитарных наук о развивающейся и формирующейся личности человека в системе общественных отношений. В содержании социально-педагогических знаний, умений и навыков важное место занимает теория и технология работы с детьми в процессе их социального развития и формирования личности.
В генезисе общественных отношений, начиная с ранних этапов существования человечества, наличие традиций социальной помощи и поддержки способствовало прогрессу в развитии социальных общностей. История философской, педагогической и психологической мысли свидетельствует о наличии богатого духовно-нравственного потенциала значимых ценностей, лежащих в основе социально-педагогической деятельности, которая является выражением потребности человека оказывать помощь, проявляя любовь, сострадание и милосердие. Обобщение теоретического и практического опыта благотворительности и милосердия в социальном взаимодействии явилось одной из предпосылок оформления социально-педагогической деятельности в отдельную социально-педагогическую науку. В рамках специальных научных исследований социально-педагогическое знание приобрело целенаправленный и систематизированный характер и историю своего существования в новом качестве.
В системе педагогических наук социальная педагогика является наиболее динамичной, так как в основе ее целевого и содержательного аспектов лежит система изменяющихся общественных отношений. Поэтому в структуру педагогического мастерства социального педагога в качестве одного из главных компонентов входит творческий характер профессиональной деятельности. предполагающий свободное ориентирование в решении социально-педагогических задач, поиск и нахождение их решений в социальном контексте и в соответствии с общечеловеческими ценностями. Необходимым условием эффективности данного процесса служит свободное владение и оперирование социальным педагогом накопленными в истории социальной педагогики теоретически обоснованными и методически обобщенными подходами в системе профессионального мышления. Данное пособие направлено на оказание практической помощи в данном направлении социальным педагогам в процессе их профессиональной подготовки и деятельности.
Раздел І. Общие основы социальной педагогики
1.2. Социальная педагога как наука и сфера деятельности Мартынова В.В., Клипинина В.Н.
Социальная педагогика как область научного знания
Анализ социальной педагогики как сферы научного знания невозможен без актуализации знаний о науке в целом. Как известно, наука представляет собой форму духовной деятельности людей, направленную на производство знаний о природе, обществе и самом процессе познания. Непосредственная цель науки - постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению. Наука - сложная область интеллектуальной деятельности человека, которая исторически возникла позже религии, искусства и образования.
В современном понимании наука имеет два основных аспекта. С одной стороны, это - творческая деятельность по получению нового знания; с другой стороны -результат этой деятельности в форме совокупности знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов.
Каждая наука вычленяет из окружающей нас реальности определенную область, природную или социальную, явления которой могут быть исследованы инструментарием данной науки. Эти явления и составляют объект науки. Как правило, объект науки специфичен и имеет множество сторон, свойств, связей, одна из которых становится предметом науки. Предмет науки рассматривается как главная системно-структурная характеристика целостной картины исследуемой реальности, определенная часть, своеобразный «срез» объекта. Цель науки - описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею закономерностей.
Профессионализация социальной педагогики является характерным признаком современного общества, показателем его гуманистической ориентации и зрелости. Возникнув как отклик на социальные процессы и явления, социальная педагогика
к настоящему времени превратилась не только в профессиональную деятельность, но и в сферу социально-гуманитарного знания, требующего научного осмысления и научного обоснования. Социальная педагогика как сфера научного знания раскрывает основные пути и технологии гуманизации среды, исследует закономерности совершенствования взаимодействия человека и его социального окружения. Как любая прикладная область научного знания она нацелена на расширение границ и возможностей практики. Как наука социальная педагогика исследует закономерности конкретных социальных процессов и явлений, порождаемых социальными отношениями и непосредственно связанных с жизнедеятельностью личности ребенка, семьи, подростково-молодежной группы, а также детей и подростков, попавших в трудную жизненную или социально опасную ситуацию и нуждающихся в социально-педагогической помощи.
Анализ концептуальных подходов к теории социальной педагогики свидетельствует о том, что в настоящий момент природа знаний, используемых в теории и практике социально-педагогической деятельности, имеет интегративный, не только педагогический, а обобщенно-социальный и целостно-антропологический смысл, так как использует закономерности, принципы и методы других наук: философии, истории, экономики, социологии, психологии, антропологии, физиологии, медицины, правоведения, демографии и др.
Однако специалисты в сфере теории социальной педагогики называют ее прикладной социальной наукой на основании таких критериев, как:
♦ наличие специфической, обособленной предметной области;
♦ сложившийся категориально-понятийный аппарат;
* обоснованность закономерностей и принципов теории социальной педагогики;
* существование системы идей, позволяющих объяснить множество фактов из практического опыта социально-педагогической деятельности.
Объект социальной педагогики как любой социальной науки лежит в сфере социальной реальности. Как отмечает И. А. Липский, основной объект познания в социальной педагогике - «взаимодействие человека и социума (в различных его видах и типах)...» [3, с. 129]. Предмет социальной педагогики в научной литературе, как правило, не определен однозначно и включает весь корпус научных знаний, представленных совокупностью инвариантов социально-педагогической деятельности по гармонизации этого взаимодействия на уровне практической социально-педагогической деятельности. Но данная проблемная ситуация вполне объяснима, поскольку предмет развивающейся науки не может быть стабильным, так как находится в постоянном движении, развитии, как и сам процесс познания истины. Это особенно актуально для социальной педагогики, поскольку она развивается на «стыке» научный дисциплин, благодаря влиянию деятельности ученых из смежных наук.
Развитие социальной педагогики как науки связано с развитием методики и методов исследования. В сфере социальной педагогики они междисциплинарны и предполагают адаптацию к предметной области социальной педагогики с целью формирования специальных методов и специфической методики исследования.
Как наука социальная педагогика выполняет ряд важных функций, связанных с процессом исследования:
* информационную - накапливает и содержит сведения о реальных социальных и социально-педагогических процессах; несет в себе новые знания, новации, которые расширяют представления о той области предметного пространства, которая в социальной педагогике не иесследована или исследована недостаточно;
* объяснительную - описывает и объясняет причинно-следственные связи, закономерности, тенденции;
* эвристическую - выявляет существенные необходимые связи, закономерности, принципы и методы преобразования социальной реальности с целью минимизции нарушений нормальной социализации человека;
* прикладную - служит теоретической основой для совершенствования практики социально-педагогической деятельности; формирует на основе научных знаний новый стиль мышления, иную философию и культуру поведения, социальную адаптированность в микросоциуме.