Социальная педагогика как наука
Существуют различные определения социальной педагогики. «Социальная педагогика – это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах» (Х. Мискес, Германия).
«Смысл социальной педагогики – помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противопостоянии негативным отклонениям от норм поведения» (Е. Молленхауер, Германия).
«Социальная педагогика – это наука о воспитательных влияниях социальной среды» (В.Д. Семенов, Россия).
Предложенные в настоящем учебнике понимание воспитания как части социализации и выделение в социальной практике социального воспитания как одного из пяти видов воспитания (наряду с семейным, религиозным, коррекционным и диссоциальным) позволяют дать иное определение социальной педагогики и ее предмета.
Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.).
|
|
Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее предметом исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации человека.
(Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с. – С.186).