XV. Церковь и светские средства массовой информации

XV.1. … Недопустимыми являются пропаганда насилия, вражды и ненависти, национальной, социальной и религиозной розни, а также греховная эксплуатация человеческих инстинктов, в том числе в коммерческих целях. СМИ, обладающие огромным влиянием на аудиторию, несут величайшую ответственность за воспитание людей, особенно подрастающего поколения. Журналисты и руководители средств массовой информации обязаны помнить об этой ответственности...

 

Из статьи Протоиерея Владимира Башкирова, кандидата богословия Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (аналитический обзор)


1. Жизнь в Церкви … есть непрестанное служение Богу и людям, и потому ее чада не отрешаются от жизни конкретного общества, только общаются с ним на принципах христианской нравственности. …


2. …Естественным для христианского сознания является и патриотизм. Православный христианин призван любить свое отечество и своих сограждан, хранить и развивать национальную культуру и народное самосознание и тем самым исполнять заповедь Божию о любви к ближнему...


5. … Есть два нравственных побуждения к труду: трудиться, чтобы питаться самому, никого не отягощая, и трудиться, чтобы подавать нуждающемуся. Поэтому благословляется всякий труд, направленный на благо людей…


8…. Очень важную роль в предупреждении преступлений играет их профилактика, которую следует вести через воспитание и просвещение с целью утверждения в обществе истинных духовных ценностей. Здесь Церковь может активно взаимодействовать со школой, средствами массовой информации и правоохранительными органами. Причем особое внимание нужно уделять так называемым группам риска. …


9. …в воспитании добропорядочных людей исключительной велика роль семьи и брака. … В христианстве он становится … "таинством любви", вечным единением супругов друг с другом во Христе. … Равенство полов не устраняет их естественного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе. Она решительно осуждает пропаганду порока, порнографии, унизительной эксплуатации и торговли человеческим телом, проституцию и так называемую свободную любовь, отделяющую телесную близость от личностной и духовной общности, от жертвенности и всецелой ответственности друг за друга.

10. … Попечение о здоровье человека всегда было главной заботой Церкви. Но физическое здоровье она связывает со здоровьем человеческого духа, без которого одно только хорошее физическое самочувствие теряет свою безусловную ценность. Медицина и уход за больными воспеваются в Священном Писании как дела Божии. …Врачебная деятельность и уход за больными и страждущими видятся в Церкви как служение любви и сострадание. Поэтому народ Божий призывается … … оказанию болящим и нуждающимся всяческой благотворительной помощи.

В церковном служении ближнему чрезвычайно важна роль православных братств, сестричеств и других благотворительных учреждений. Эти люди, руководствующиеся в свой деятельности евангельскими идеями, могут дать наряду с профессиональной помощью… сострадание, искреннюю заботу, человеческое участие и тепло своего верующего сердца.

Глубокую тревогу Церкви вызывает демографический кризис… Борьба с депопуляцией должна включать активную поддержку научно-медицинских и социальных программ по защите материнства и детства, плода и новорожденного, …достойное воспитание детей".

11. Одной из актуальнейших проблем современности является бурное развитие биомедицинских технологий. При этом возникают большие этические и нравственные проблемы. Попытки людей поставить себя на место Бога, по своему произволу изменяя и "улучшая" Его творение, могут принести человечеству новые тяготы и страдания.

… Церковь рассматривает его как тяжкий грех и приравнивает к убийству. Однако в случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение.

 … основной целью брачного союза является продолжение человеческого рода


13. … Христианство, преодолев языческие предрассудки, демифологизировало природу и тем самым открыло путь к возникновению научного естествознания. … Православие видит в науке естественный инструмент благоустроения земной жизни, которым надо пользоваться чрезвычайно осмотрительно. Церковь предостерегает человека от искушения рассматривать науку как область, совершено независимую от нравственных принципов.

… Церковь … признает за каждым человеком право на нравственную оценку явлений культуры, и оставляет такое же право за собой. …


. …Церковь уважает светскую школу и готова строить свои взаимоотношения с ней, исходя из человеческой свободы. …

14. …. Информирование зрителя, слушателя и читателя должно основываться не только на твердой приверженности правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности и общества, что включает в себя раскрытие положительных идеалов, а также борьбу с распространением зла, греха и порока. …
 

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001. С. 7-10.

Прот. Владимир Башкиров. Основы социальной концепции РПЦ (Краткий аналитический обзор). // XII Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные Дням славянской письменности и культуры (Минск 24-26 мая 2006 г.): Материалы чтений «Церковь и социальные проблемы современного общества» / Ин-т теологии им. свв. Мефодия и Кирилла, Бел. гос. ун-т культуры и искусств; отв. ред. и сост. А. Ю. Бендин.– Минск: Ковчег, 2007. – 358 с.

 









ИЗ ПРОГРАММЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Министерства образования Республики Беларусь и

Белорусской Православной Церкви

На 2007-2010 гг.

 

 

Программа сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви (далее – Программа) разработана на основе Соглашения о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью от 12 июня 2003 года, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «Об образовании», Законом Республики Беларусь «О правах ребенка», Законом Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях», иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Данная Программа предусматривает дальнейшее развитие взаимоотношений, установленных Программой сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви на 2004-2006 гг.

Министерство образования Республики Беларусь и Белорусская Православная Церковь, именуемые в дальнейшем «Стороны», договорились подписать настоящую Программу сотрудничества в области образования и воспитания детей и молодежи и реализовывать ее в соответствии с принципами:

взаимного уважения и невмешательства в дела, относящиеся к компетенции Сторон;

светского характера образования;

Уважения прав обучающихся на формирование собственной позиции в отношении религии и прав родителей или их законных представителей, на воспитание детей в соответствии с собственным отношением к религии.

Стороны согласились, что:

светский характер образования в соответствии с общепризнанными международными принципами означает, что каждый обучающийся имеет право на изучение или отказ от изучения основ религиозного мировоззрения, а деятельность учреждений образования не преследует цели формирования у учащихся того или иного отношения к религии;

Православие оказало определяющее влияние на историческое становление и развитие духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа и в настоящее время служит одной из важнейших основ духовного и нравственного воспитания подрастающих поколений;

сотрудничество не имеет целью ущемление прав других конфессий или граждан.

 

Субъектами сотрудничества являются Министерство образования Республики Беларусь, управления образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома, органы управления образованием местных исполнительных и распорядительных органов, учреждения образования, Белорусская Православная Церковь, в том числе епархии, благочиния и приходы Белорусской Православной Церкви, Минские Духовные Академия и Семинария, общественные организации: Международное общественное объединение «Христианский Образовательный Центр имени святых Мефодия и Кирилла» (в дальнейшем – МОО «Христианский Образовательный Центр имени свв. Мефодия и Кирилла»), Общественное объединение «Центр православного просвещения преподобной Евфросинии Полоцкой» (в дальнейшем – ОО «Центр православного просвещения преподобной Евфросинии Полоцкой») и Республиканское общественное объединение «Родители и учителя за возрождение православного образования» (в дальнейшем - РОО «РУВПО»).

 

Программа направлена на объединение усилий органов управления образованием, учреждений образования, религиозных организаций Белорусской Православной Церкви и общественных объединений для воспитания нравственно зрелой, духовно развитой личности, осознающей свою ответственность за судьбу Отечества и народа, и предусматривает реализацию комплекса совместных мероприятий, направленных на:

 

развитие гуманитарного (в том числе теологического и религиоведческого) образования в Республике Беларусь;

разработку содержания воспитания и гуманитарного образования в учреждениях образования;

проведение совместных научных исследований по культурологической, духовно-нравственной, религиозно-философской, церковно-исторической и психолого-педагогической тематике;

нормативное правовое, научное, организационное, кадровое, информационное и методическое обеспечение сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви.

Милосердие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: