Развитие идеи милосердия и призрения в христианстве

Первые христианские общины, действовавшие в Римской империи, выработали новое представление о милосердии. Первоисточником здесь являются новозаветные заповеди, особенно Нагорная проповедь Христа, в которой восславляются кроткие, милостивые и миротворцы (Матф. 5,5-9).

В своей последней речи в Иерусалимском храме Иисус Христос возвещает, что в Царство Божие будут введены, прежде всего, те, кто были милосердны к людям, терпящим нужду (Матф. 25,31-40).

Идея жертвенной любви и милосердия ярко раскрывается в двух повествованиях Евангелия от Луки. В первом случае – это исповедание Марии Девы, прославляющей в доме Захарии Бога за его милосердие. Здесь речь идет о милосердии-справедливости, верности, самоотдаче по отношению к своему народу (Лк. 1,49-54). Во втором случае – Захария говорит о «милости со отцами нашими», отождествляя божественное милосердие с материнской любовью (Лк. 1,67-79).

Милосердие выражает важнейшую идею христианства: Бог есть Любовь, Боговоплощение – истинное милосердие. Исходным в этом учении является этический постулат, провозглашенный Иисусом Христом (Мф. 5,7): «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»[2,10—15]. Идеалом нравственной личности становится человек милостивый, чистый сердцем, миротворец, способный даже врагов своих любить и не противиться злому. Принцип любви и милосердия возвышается здесь над агрессивностью и злом.

Первые христиане придавали слову «милосердие» смысл прощения и деятельной любви. Это видно по притче о блудном сыне, в которой отцовская любовь сталкивается с непослушанием сына (Лк. 15,11-12). Милосердие, изображенное в этой притче, есть любовь, выражающаяся в прощении и эмоционально-насыщенной заботе, сострадании по отношению к нуждающемуся.

Еще одна притча – притча о милосердном самарянине (Лк. 10, 29-37) – учит людей считать своим ближним всякого другого человека, кто бы он ни был, из какого бы народа ни происходил и какой бы веры ни был.

Любовь людей друг к другу, милосердие способны вывести их из рабского, униженного состояния, в которые ввергли их ненависть и вражда, и сделать друзьями не только между собой, но и с самим Богом. Христианство выдвинуло новый принцип всепрощающей, милосердной любви к ближнему, которая только и делает человека равным Богу.

Идея всеобъемлющего милосердия стала центральной в учении христианской церкви на протяжении всей ее истории. Наиболее полно эта идея проявилась в благотворительной деятельности христиан.

Первые христиане организовывали помощь нуждающимся на дому. Каждая отдельная община являлась единым попечительным органом. Диаконы и диаконисы посещали нуждающихся, больных. «Деяния апостолов» и послания апостолов содержат ценные данные о жизни первых христиан, группировавшихся в маленькие общины и живших в одном доме.

В книге Деяний (9,36-41) и в 1 послании к Тимофею (5,3-16) есть указание на «вдовиц», освящающих себя молитвам и христианской благотворительности. Первые христиане раздавали хлеб нуждающимся, принимали спасавшихся бегством изгнанников, не спрашивая, откуда они являлись, и не интересуясь их национальностью, социальным положением и поведением. Отношения дружбы и братской любви, лежавшие в основе отношений первых христиан, способствовали укреплению общин, подвергавшихся преследованиям администрацией цезарей.

Описывая жизнь раннехристианских общин, один из апологетов христианства Тертуллиан в своей «Апологетике» (150-160 гг.) писал о существовании у христиан специальных касс, в которые каждый верующий делал добровольно свой взнос. «Собранные деньги идут на дела благочестия. Из них ничего не тратится на пиршества..., но все они употребляются на поддержание и погребение бедных, на оказание помощи оставшимся без призора бедным сиротам, мальчикам и девочкам, старикам, которые не могут уже выходить из дома, людям, потерпевшим кораблекрушение и всем сосланным в рудники, на острова или сидящим в тюрьмах» [3,389].

Традиции христианской благотворительности поддерживали и лучшие представители духовенства. Преподобный Сергий Радонежский заповедовал помогать нуждающимся, подавать им милостыню и призревать, любить их христианской любовью, как братьев своих. Преподобный Иосиф Волоцкий не только сам помогает нуждающимся, во время голода, отворив житницы и выдавая питание, но и призывает к милосердию князей и бояр. Старец Серафим Саровский призывал делать добро, считая это важнейшим средством достижения цели истинного христианина - обретения царствия Небесного: «...всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего...Доброе дело иначе нельзя назвать как собиранием, ибо, хотя оно и не ради Христа делается, однако же добро» [5,3]. В этой последней фразе выражена самая глубинная сущность милосердия и доброты человеческой вне зависимости от религиозности: это приобретение самого человека (собирание), его духовное богатство, ценности, так как, делая бескорыстно другому человеку добро, он достигает блага для своей души. Основная же доктрина христианской этики заключается в достижении мира в себе и вокруг себя, т. е. духовное совершенствование

ого себя и мира вокруг себя, что может быть достигнуто не только молитвами и скурпулезным выполнением обрядов, но и в первую очередь добротой, милосердием,

честностью, добросовестным трудом.

 

Заключение

…В наше время общество возвращается к глубинным традициям народной жизни. Возрождаются традиционные институты благотворительности: возникают общественные благотворительные фонды; при восстанавливающихся и вновь открывающихся церковных, приходах и общинах создаются сестричества милосердия; благотворительность становится нормой жизни для современных предпринимателей. Из глубины забвения возвращаются имена благотворителей. И для нас важно не быть наблюдателями данного процесса - важно быть его делателем.

 

Литература

Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь – М., изд-во МГСУ «Союз», 1997

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: изд-во «Русский язык», 1998


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: