Что такое средневековье и что в нём есть

При изучении средневековья обязательно уточните, что это за период. Потому что случаи, когда 2008 год или III в. до н. э. вдруг ошибочно включают в средневековье - это систематически попадающаяся жуть. Ошибки на эту тему бывали в почти каждой моей группе. Под средними веками понимается период от крушения Западной Римской Империи в 476 г. до сер. XVII вв.

В средневековье из заметных в истории философии оказались следующие темы:

  • Патристика
  • Схоластика (в т. ч. номинализм vs. реализм)
  • Августин Аврелий (подробнее)
  • Фома Аквинский (подробнее)
  • Арабская философия, особенно – фальсафа (арабоязычный перипатетизм), суфизм и Ибн Хальдун

Это всё можно прочитать в учебниках, Фому Аквинского и Августина Аврелия, если получится, просто гляньте (не обязательно читайте) их стиль. Их произведения должны лежать в Интернете. В этом стиле, среди прочего, и содержится некий «дух эпохи».

Средневековая арабская философия

В средневековье была развита средневековая арабская философия. Называется так потому, что была на арабском языке, в т. ч. в странах на территории ныне Ирака, Ирана, Российской Федерации и других. О них можно прочитать в учебнике, но часто в учебниках по философии это очень убого, т. к. пишут неспециалисты очень поверхностно и примитивно. Самые интересные направления – фальсафа (аль-Фараби, Ибн Рушд (Аверроэс), Ибн Сина (Авицена) и др. – это философия, продолжение древнегреческой, благодаря ним сохранились тексты древнегреческой философии до наших дней, т. к. в Греции на греческом языке они не сохранились) и суфизм (аль-Газали хоть и считается исламским богословом, однако у него много интереснейших произведений по общечеловеческим вопросам вроде «Эликсир счастья», «Опровержение философов», «Наставления правителям», «О женщинах»[1] и мн. мн. др.). Суфизм – это явление истории и наших дней мировой культуры, который может считаться (с точки зрения разных подходов) – ветвью ислама, отдельной религией, молитвенной практикой, практикой отшельничества, образом жизни, философией и мн. др. Он так же интересен тем, что в России есть Дагестанский научный центр РАН (http://www.dncran.ru/static?id=74), где есть, среди многого, суфийские рукописи, суфизм был и есть в части российских северокавказских регионов (более заметно - Дагестан, Чечня, Ингушетия), в Крыму, в Поволжье. Философии многих народов Российской Федерации (крымскотатарская, ингушская, чеченская, дагестанская, татарская и др.) и народов преимущественно сопредельных государств (Азербайджан, Казахстан, Средняя Азия) базируются, так или иначе, на суфизме. К сожалению при том, что произведения суфийских мыслителей на территории Российской Федерации хранятся, читать их часто невозможно ввиду преследования религиозности и некоторых народов в советское время, из-за чего до сих пор часто нет публикаций и переводов, однако работы в этом направлении ведутся. Быть может, когда-то мы будем знать о российском суфизме столько же или даже больше, чем о зарубежном.

Основная фигура в суфизме – аль-Газали. По Газали один из лучших специалистов в Москве – В. В. Наумкин из Института Востоковедения РАН. Газали во многом обязан (тезис о разумной вере) дагестанскому мыслителю Дарбанди, произведение которого «Райхан аль-хакаик ва-бустан ад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей») не издано и не переведено. По арабской философии и её классификации в целом один из лучших специалистов – А. В. Смирнов из ИФ РАН, у него на эту тему познавательный сайт https://smirnov.iph.ras.ru/win/staff/smirnov.htm. По нему изучать эту тему – даже лучше, чем по учебникам.

В советской литературе часто показывают фальсафу (философию) и суфизм как неких «врагов», соответственно – «материалистов» и «идеалистов», где «правы» были первые, а Газали – это был «мальчик для битья». Такая точка зрения не может быть приемлемой. Действительно, среди них был спор (Ибн Рушда и Газали), но при чтении их текстов (я читал русские переводы, но подозреваю, плохо переводились) очевидно, что спорили они о другом – об истине, это был вопрос не материализма-иделизма, а более – эмпирического и метафизического познания. Они оба ближе к дуалистам. В советское время для изучения этой темы были навязаны излишне идеологизированные «очки», которые искажают восприятие этих страниц истории мысли до сих пор. Считается, что «подытожил» развитие арабской философии Ибн Хал(ь)дун, его считают «сверх» всех этих направлений. Вот его основное произведение «Мукаддима» - http://www.muslimphilosophy.com/ik/Muqaddimah/. Из Википедии много ссылок про него, вижу, что очень даже на неплохие материалы https://ru.wikipedia.org/wiki/Ибн_Хальдун. Когда мы учились, нам его (как и всю арабскую философию) не преподавали, но я его очень любил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: