Хозяйственный уклад, социальная структура, обряды, нравы восточных славян

Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Для сельскохозяйственных работ применялись: рало, мотыга, заступ, борона-суковатка, серп, грабли, коса, каменные зернотерки или жернова. Среди зерновых культур преобладали: рожь, просо, пшеница, ячмень и гречиха, огородные культуры: репа, капуста, морковь, свекла, редька. Определенную роль в хозяйстве играли также скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей. Развивалось ремесло, в том числе на профессиональной основе – кузнечное дело, но оно в основном было связано с земледелием. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, так и на пути «из варяг в греки», связывавшим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

Основу общественного устройства восточных славян составляла община - замкнутая социальная система, призванная организовать все виды деятельности человека: трудовую, обрядовую, культурную. На ранних этапах развития ведение хозяйства требовало огромных затрат труда. Такие трудоемкие работы, как, например, подсечно-огневое земледелие, под силу были только большому коллективу людей. Поэтому решающую роль в жизни древнерусского народа играла община. В задачу общины также входила обязанность следить за справедливым распределением и правильным использованием земель. Восточные славяне жили родовой общиной, основы которой составляли родственные связи между общинниками. У каждого рода были своя территория, свой уклад жизни, свои особенности в ведении хозяйства. Во главе рода стоял старейшина.

Язычество – обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Самые почитаемые из языческих богов были Род, Перун и Волос; при этом каждая из общностей имела и своих, местных богов. Перун являлся богом молнии и грозы, Род – плодородия, Стрибог – ветра, Велес – скотоводства и богатства, Дажьбог и Хоре – божествами солнца, Мокошь – богиней ткачества.

Быт и нравы. Славяне отличались высоким ростом, могучим телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них были русые волосы, румяное лицо и серые глаза.

Соседние народы считали главной чертой славян любовь к свободе. Славяне были добродушны и гостеприимны. Каждый странник считался у них дорогим гостем. Хозяин делал все возможное, чтобы угодить ему, ставил на

Стол самые лучшие кушанья и напитки. Славяне почтительно относились к родителям. Невесту обыкновенно похищали по предварительному сговору с ней и потом платили за нее выкуп родителям. У знатных людей существовал также обычай многоженства, а после смерти мужа одна из его жен должна была следовать за ним в могилу. Жили они семьями в домах-полуземлянках площадью 10—20 квадратных метров. Стены домов, скамьи, столы, домашняя посуда делались из дерева. Крышу крыли ветвями, обмазанными глиной. Топился дом по-черному — складывался глинобитный или каменный очаг, дым уходил прямо в отверстие в крыше. В своих домах славяне устраивали несколько выходов, а ценные вещи прятали в землю, потому что в любой момент могли нагрянуть неприятели.

Управление. Во главе стоял родовой старейшина, имевший большую власть. Но по мере расселения славян на больших пространствах родовые связи стали распадаться. Кровнородственную общину сменила соседская община — вервь.

Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а пашенные земли были поделены между отдельными семейными хозяйствами. Перестала действовать власть родового владыки. На общий совет — вече— теперь сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. В случае военной опасности с врагами сражалось все мужское население — народное ополчение, которое строилось по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи). Отдельные общины объединялись в племена, племена образовывали союзы племен.

На косяке двери и оконнице вырезали священные изображения, которые должны были отпугивать темные силы. К ним относились символы Перуна — бога грозы, грома и молний и Дажьбога — бога солнца. Считалось, что никакая нечистая сила не могла преодолеть эту преграду. Переступить границу усадьбы и тем более порог дома без приглашения считалось кощунством.

Пункт. Экономика, политическое устройство и социальная структура Древнерусского государства. Становление раннефеодальных отношений.

В Древнерусском государстве торговля была слабо развита. В экономике Руси того времени господствовало натуральное хозяйство. Внешняя торговля начала бурно развиваться после становления русского государства. Это было связанно с тем, что государство стало охранять торговые пути, и обеспечивать безопасность русским купцам. Особые торговые отношения у Руси сложились с Византией. Способствовал этому торговый путь из «Варяг в Греки».

В русских летописях говориться о том, что в древней Руси насчитывалось более 200 городов. Глава государства носил титул великого князя, князя киевского. Княжеская власть была наследственной. Князь был верховным судьёй. Помимо князей в управлении территориями участвовали великокняжеские бояре и «мужи». В XI веке княжеская власть на Руси передавалась по «лестнице», то есть не обязательно сыну, а наиболее старшему в роду. Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Формой сбора дани было полюдье, князь с дружиной с ноября по апрель объезжал подданных. Русь делилась на несколько податных округов. В 946 году после подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани. Она установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты», крепости на пути полюдья, в которых жили княжеские администраторы и куда свозилась дань. Такая форма сбора дани и сама дань назывались «повоз».

Основу хозяйственной жизни Древней Руси составляло земледелие, а земля была главным богатством. собственниками земли являлись князья, представители родовой знати(бояре), дружинники, а затем и церковь. Часть земель принадлежала свободным общинникам (смердам), имевшим не только хозяйство, но и необходимые орудия труда. Рядовичами называли малоимущих или разорившихся крестьян, заключивших договор об условиях работы на феодала. В том случае, если договорные условия им не выполнялись, чаще всего рядович вновь менял свой статус и становился полностью зависимым от феодала. Другие общинники(закупы), испытывающие затруднения порой обращались к богатым землевладельцам с просьбой одолжить на время инвентарь, рабочий скот, зерно для посева (купу). Наиболее бесправной категорией населения были холопы. В имущественном отношении они были полностью лишены не только орудий труда и имущества, но порой и жилища. Ремесленники, купцы, дружинники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: