Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Для сельскохозяйственных работ применялись: рало, мотыга, заступ, борона-суковатка, серп, грабли, коса, каменные зернотерки или жернова. Среди зерновых культур преобладали: рожь, просо, пшеница, ячмень и гречиха, огородные культуры: репа, капуста, морковь, свекла, редька. Определенную роль в хозяйстве играли также скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей. Развивалось ремесло, в том числе на профессиональной основе – кузнечное дело, но оно в основном было связано с земледелием. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, так и на пути «из варяг в греки», связывавшим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.
Основу общественного устройства восточных славян составляла община - замкнутая социальная система, призванная организовать все виды деятельности человека: трудовую, обрядовую, культурную. На ранних этапах развития ведение хозяйства требовало огромных затрат труда. Такие трудоемкие работы, как, например, подсечно-огневое земледелие, под силу были только большому коллективу людей. Поэтому решающую роль в жизни древнерусского народа играла община. В задачу общины также входила обязанность следить за справедливым распределением и правильным использованием земель. Восточные славяне жили родовой общиной, основы которой составляли родственные связи между общинниками. У каждого рода были своя территория, свой уклад жизни, свои особенности в ведении хозяйства. Во главе рода стоял старейшина.
|
|
Язычество – обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Самые почитаемые из языческих богов были Род, Перун и Волос; при этом каждая из общностей имела и своих, местных богов. Перун являлся богом молнии и грозы, Род – плодородия, Стрибог – ветра, Велес – скотоводства и богатства, Дажьбог и Хоре – божествами солнца, Мокошь – богиней ткачества.
Быт и нравы. Славяне отличались высоким ростом, могучим телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них были русые волосы, румяное лицо и серые глаза.
Соседние народы считали главной чертой славян любовь к свободе. Славяне были добродушны и гостеприимны. Каждый странник считался у них дорогим гостем. Хозяин делал все возможное, чтобы угодить ему, ставил на
Стол самые лучшие кушанья и напитки. Славяне почтительно относились к родителям. Невесту обыкновенно похищали по предварительному сговору с ней и потом платили за нее выкуп родителям. У знатных людей существовал также обычай многоженства, а после смерти мужа одна из его жен должна была следовать за ним в могилу. Жили они семьями в домах-полуземлянках площадью 10—20 квадратных метров. Стены домов, скамьи, столы, домашняя посуда делались из дерева. Крышу крыли ветвями, обмазанными глиной. Топился дом по-черному — складывался глинобитный или каменный очаг, дым уходил прямо в отверстие в крыше. В своих домах славяне устраивали несколько выходов, а ценные вещи прятали в землю, потому что в любой момент могли нагрянуть неприятели.
|
|
Управление. Во главе стоял родовой старейшина, имевший большую власть. Но по мере расселения славян на больших пространствах родовые связи стали распадаться. Кровнородственную общину сменила соседская община — вервь.
Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а пашенные земли были поделены между отдельными семейными хозяйствами. Перестала действовать власть родового владыки. На общий совет — вече— теперь сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. В случае военной опасности с врагами сражалось все мужское население — народное ополчение, которое строилось по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи). Отдельные общины объединялись в племена, племена образовывали союзы племен.
На косяке двери и оконнице вырезали священные изображения, которые должны были отпугивать темные силы. К ним относились символы Перуна — бога грозы, грома и молний и Дажьбога — бога солнца. Считалось, что никакая нечистая сила не могла преодолеть эту преграду. Переступить границу усадьбы и тем более порог дома без приглашения считалось кощунством.
Пункт. Экономика, политическое устройство и социальная структура Древнерусского государства. Становление раннефеодальных отношений.
В Древнерусском государстве торговля была слабо развита. В экономике Руси того времени господствовало натуральное хозяйство. Внешняя торговля начала бурно развиваться после становления русского государства. Это было связанно с тем, что государство стало охранять торговые пути, и обеспечивать безопасность русским купцам. Особые торговые отношения у Руси сложились с Византией. Способствовал этому торговый путь из «Варяг в Греки».
В русских летописях говориться о том, что в древней Руси насчитывалось более 200 городов. Глава государства носил титул великого князя, князя киевского. Княжеская власть была наследственной. Князь был верховным судьёй. Помимо князей в управлении территориями участвовали великокняжеские бояре и «мужи». В XI веке княжеская власть на Руси передавалась по «лестнице», то есть не обязательно сыну, а наиболее старшему в роду. Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Формой сбора дани было полюдье, князь с дружиной с ноября по апрель объезжал подданных. Русь делилась на несколько податных округов. В 946 году после подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани. Она установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты», крепости на пути полюдья, в которых жили княжеские администраторы и куда свозилась дань. Такая форма сбора дани и сама дань назывались «повоз».
Основу хозяйственной жизни Древней Руси составляло земледелие, а земля была главным богатством. собственниками земли являлись князья, представители родовой знати(бояре), дружинники, а затем и церковь. Часть земель принадлежала свободным общинникам (смердам), имевшим не только хозяйство, но и необходимые орудия труда. Рядовичами называли малоимущих или разорившихся крестьян, заключивших договор об условиях работы на феодала. В том случае, если договорные условия им не выполнялись, чаще всего рядович вновь менял свой статус и становился полностью зависимым от феодала. Другие общинники(закупы), испытывающие затруднения порой обращались к богатым землевладельцам с просьбой одолжить на время инвентарь, рабочий скот, зерно для посева (купу). Наиболее бесправной категорией населения были холопы. В имущественном отношении они были полностью лишены не только орудий труда и имущества, но порой и жилища. Ремесленники, купцы, дружинники.
|
|