Второй этап развития психологии — как наука о сознании.
Начинается с XVII века, способность чувствовать и думать- назвали сознанием.
Предпосылки- тезис Декарта о непосредственном постижении мыслей, которые развил Локк. Локк утверждал, что существует два источника всех знаний: объекты внешнего мира и деятельность нашего собственного ума( Деятельность ума и есть мышление, сомнение, вера, рассуждение, познание,желание). Метод интроспекции, рефлексия-особое внимание, направленное на деятельность своей души (нету у детей). Процессы познания открываются только самому человеку, изучающему себя.
В то время основной и первый принцип был сенсуализм, чувственный опыт как единственный источник познания.
второй- принцип автоматизма , согласно которому задача научного познания психических, как и всех природных явлений, заключается в том, чтобы разложить все сложные явления на элементы и объяснить их, опираясь на связи между этими элементами. Далее такая точка зрения стала сенсуалистическим материализмом . Появляется новое направление- ассоциативная психология , связанная с Юма и Гартли.
|
|
Гартли заложил основы материализма в ассоциативную теорию. Юм - ввёл ассоциацию (притяжение представлений, устанавливающее между ними внешние механические связи).
Появился метод интроспекции , который привёл не к развитию психологии, а к кризису . Сознание замыкалось само в себе, был отрыв психического от объективного бытия и самого субъекта.
В это время возник ряд теорий, оказавших существенное влияние на последующее развитие психологической мысли. Среди них:
• теория элементов сознания, основоположниками которой являлись В. Вундт и Э.
Титченер;
• психология актов сознания, развитие которой связано с именем Ф. Брентано;
• теория потока сознания, созданная У. Джемсом;
• теория феноменальных полей;
• описательная психология В. Дильтея.
Особенности третьего периода развития психологии как науки (психология как наука о поведении): предпосылки, достижения, недостатки.
Биохивеоризм- Дж. Уотсон видел задачу псих. в исследовании поведении живого. На первом месте- решение задач.
Предпосылки- введены новые факты- факты поведения, которые отличаются от фактов сознания в интроспективной психологии. Используется путь внешнего наблюдения.
Уотсон доказывая необходимость заниматься изучением поведения, отрицал необходимость изучения сознания(разделил психическое и его внешнее проявление- поведение)
Основная идея- значимость поведения и отрицания существования сознания и необходимости его изучения. Поведение- это система реакций.
|
|
Появляется формула S-R(стимул- реакция).
Решение задач осуществлялось в: теоретическом и экспериментальном направлении.
(Описание типов реакций- врожденные и приобретенные). После работ Павлова и Бехтерева, принимает концепцию условных рефлексов в качестве естественнонаучной базы псих. теории.
Все новые реакции приобретаются путем обусловливания(Механизм обусловливания- Мама гладит ребёнка, ребёнок улыбается. Мама уже не гладит ребёнка, а он улыбается. Поглаживание- безусловный стимул,улыбка- безусловная врождённая реакция, а перед каждый поглаживанием появлялосб лицо мамы.)
Появилось так же направление стимул-реактивной психологии. Все действия человека - это сложный цели, комплексы, реакции.
Изучение типа условных реакций- инструментальные и оперантные (обуславливались тем, что подкрепление действия даёт фиксацию и воспроизведение этого действия становится куда легче.). Поведение человека жестко детерминировано и зависит от внешних факторов и опыта.
Недостатки- игнорирование сознания, существования внутреннего психического мира человека, что лишено здравого смысла.