Особенности второго периода развития психологии как науки (психология как наука о сознании): предпосылки, достижения, недостатки

Второй этап развития психологии — как наука о сознании.

Начинается с XVII века, способность чувствовать и думать- назвали сознанием.

Предпосылки​- тезис Декарта ​о непосредственном постижении мыслей, которые развил Локк. Локк утверждал, что существует два источника всех знаний: объекты внешнего мира и деятельность нашего собственного ума(​ Деятельность ума и есть мышление, сомнение, вера, рассуждение, познание,желание). Метод интроспекции, рефлексия-особое внимание, направленное на деятельность своей души (нету у детей). Процессы познания открываются только самому человеку, изучающему себя.

В то время основной и первый принцип был ​сенсуализм​, чувственный опыт как единственный источник познания. 

второй- принципавтоматизма, согласно которому задача научного познания психических, как и всех природных явлений, заключается в том, чтобы разложить все сложные явления на элементы и объяснить их, опираясь на связи между этими элементами. Далее такая точка зрения стала сенсуалистическим материализмом. Появляется новое направление-ассоциативная психология, связанная с Юма и Гартли.

Гартлизаложил основы материализма в ассоциативную теорию.Юм ​- ввёл ассоциацию (притяжение представлений, устанавливающее между ними внешние механические связи).

Появилсяметод интроспекции, который привёлне к развитию психологии, а к кризису. Сознание замыкалось само в себе, был отрыв психического от объективного бытия и самого субъекта.

В это время возник ряд теорий, оказавших существенное влияние на последующее развитие психологической мысли. Среди них:

теория элементов сознания, основоположниками которой являлись В. Вундт и Э.

Титченер;

психология актов сознания, развитие которой связано с именем Ф. Брентано;

теория потока сознания, созданная У. Джемсом;

теория феноменальных полей;

описательная психология В. Дильтея.

Особенности третьего периода развития психологии как науки (психология как наука о поведении): предпосылки, достижения, недостатки.

Биохивеоризм​- Дж. Уотсон видел задачу псих. в исследовании поведении живого. На первом месте- решение задач.

 Предпосылки​- введены новые факты- факты поведения, которые отличаются от фактов сознания в интроспективной психологии. Используется путь внешнего наблюдения. 

Уотсон доказывая необходимость заниматься изучением поведения, отрицал необходимость изучения сознания(разделил психическое и его внешнее проявление- поведение)

Основная идея​- значимость поведения и отрицания существования сознания и необходимости его изучения. Поведение- это система реакций.

Появляется формула S-R(стимул- реакция).

Решение задач осуществлялось в: теоретическом и экспериментальном направлении.

(Описание типов реакций- врожденные и приобретенные). После работ Павлова и Бехтерева, принимает​ концепцию условных рефлексов​ в качестве естественнонаучной базы псих. теории. 

Все новые реакции приобретаются путем обусловливания(​Механизм обусловливания- Мама гладит ребёнка, ребёнок улыбается. Мама уже не гладит ребёнка, а он улыбается. Поглаживание- безусловный стимул,улыбка- безусловная врождённая реакция, а перед каждый поглаживанием появлялосб лицо мамы.)

Появилось так же направление ​стимул-реактивной психологии​. Все действия человека - это сложный цели, комплексы, реакции.

Изучение типа условных реакций- ​инструментальные и оперантные​ (обуславливались тем, что подкрепление действия даёт фиксацию и воспроизведение этого действия становится куда легче.). Поведение человека жестко детерминировано и зависит от внешних факторов и опыта. 

 

Недостатки​- игнорирование сознания, существования внутреннего психического мира человека, что лишено здравого смысла. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: