Методические рекомендации

А.В. Золотарева

«Требования к Программе развития учреждения дополнительного образования детей, представляемой на конкурс «Арктур-2017»

Программа развития учреждения дополнительного образования детей (далее Программа) - это документ, представляющий единую, целостную системную модель совместной деятельности коллектива учреждения и определяющий исходное состояние системы (зафиксированный достигнутый уровень жизнедеятельности учреждения и проблемный анализ состояния); образ желаемого будущего состояния этой системы, состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему. Под развитием понимается процесс, целенаправленный на поэтапное качественное улучшение структуры и содержания системы за счет модернизации составляющих их элементов и появления новых.

Развитие учреждения дополнительного образования детей (УДОД) имеет особенности, обусловленные предназначением сферы дополнительного образования детей в системе образования Российской Федерации. Для разработки Программы развития необходимо рассмотрение и представление УДОД как системы, имеющей следующие системные характеристики:

это система с дуальными характеристиками: с одной стороны - это составная часть образовательно-воспитательного пространства микросоциума (ближайшей среды жизнедеятельности ребенка), органическая и равноценная часть общей системы непрерывного образования, с другой - это особый тип образовательного учреждения в системе образования, обладающий своим уникальным предназначением, особенными целями и задачами;

это социальная система, так как она создана для оказания образовательных, досуговых, информационных и других услуг личности, семье, обществу, государству с целью развития подрастающего поколения;

это открытая система, так как она предоставляет возможность свободного выбора деятельности всем детям, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, отклонениями в поведении, одаренным детям; она открыта для сотрудничества с учреждениями системы образования и других ведомств, работающих с детьми;

это открытая педагогическая система, в которой осуществляется педагогическая деятельность в сфере свободного времени детей, создаются условия для формирования их общей культуры, укрепления здоровья, организации содержательного досуга, их профессионального самоопределения, решения задач социальной адаптации к жизни в обществе.

Программа развития УДОД может строиться на следующих педагогических идеях:

идеи личностно-ориентированного подхода - создание условий для
развития целостной личности ребенка, признания приоритета развивающейся
личности перед всеми другими задачами;

идеи личностно-детерминированного подхода - создание условий для свободы выбора ребенка, основанной на личностной мотивированности, потребности в образовательных услугах;

идеи деятельностного подхода - создание условий для построения образовательного пространства учреждения, обеспечивающего активную деятельность его участников по освоению новых компетенций, необходимых государству, обществу, социуму;

идеи непрерывного образования - создание условий для построения образовательного процесса, предполагающего возможность образования ребенка в двух направлениях: по вертикали как совокупность последовательных образовательных воздействий на личность в течение ее жизни и по горизонтали как совокупность одновременных воздействий на личность со стороны различных образовательных каналов на любом отрезке его возрастного периода;

идеи интегративно-вариативного подхода построение образовательного процесса на основе многообразия аспектов, направлений, видов деятельности. Процесс дополнительного образования детей будет протекать более эффективно, если обеспечить органическое сочетание видов деятельности, функций, факторов и условий, целей, содержания и форм, взаимосвязь образовательных областей, то есть обеспечить комплексный, интегративный подходы в определении содержания деятельности. Кроме того, необходимо обеспечивать вариативность деятельности: дифференциацию содержания и организации деятельности УДОД в зависимости от возраста, уровня развития, индивидуальных особенностей и интересов детей, предоставление возможности создания собственной модели учения.

К отличительным чертам Программы развития учреждения дополнительного образования детей можно отнести:

- индивидуальность, авторскую модель, ее соответствие специфике учреждения, его культуре, традициям, особенностям взаимодействия в коллективе и т.п.;

- реалистичность и реализуемость, основанные на определении конкретного срока реализации программы, обязательном просчете всех шагов, мер и ресурсов по достижению цели развития;

- направленность на решение наиболее важных приоритетных проблем и направлений, определяющих стратегию жизнедеятельности учреждения;

- прогностичность, ориентацию на удовлетворение «завтрашнего» запроса, социального заказа на дополнительное образование детей;

- инновационность, направленность на осуществление нововведений в учреждении;

- системный подход в управлении', опору на ясную, актуальную, структурно определенную концепцию.

Программа развития УДОД может состоять из трех блоков -

- анализ исходного состояния деятельности, который может содержать следующую информацию: анализ внешней среды (выявление возможностей и угроз внешней среды), социального заказа на деятельность, образовательного процесса, системы обеспечения деятельности, системы управления, характеристику коллектива, сильные и слабые стороны деятельности, проблемный и прогнозный анализ развития УДОД;

- концепция развития УДОД должна содержать описание миссии и целей будущей деятельности, принципов организации деятельности, идей развития, основных направлений развития на период, определенный программой развития, ожидаемые результаты развития и критерии оценки результатов развития учреждения;

- программа реализации концепции развития должна содержать информацию о сроках, содержании и формах основных дел (мер), направленных на реализацию идей и направлений развития, ответственных за их выполнение, а также мероприятий по организации мониторинга реализации программы развития УДОД.

Поэтому при подготовке программы развития УДОД к представлению на конкурс «Арктур» необходимо соотнести документ с предложенными ниже требованиями.

1. Требование целесообразности и целенаправленности - соответствие цели развития учреждения его предназначению, государственному (муниципальному) и социальному заказу, соблюдение иерархии и преемственности цели и задач развития, конкретизацию в цели конечного результата развития УДОД по времени и срокам его достижения.

Целевое назначение Программы развития УДОД - удовлетворение дополнительных образовательных потребностей детей, родителей и социума, раскрытие и максимальное развитие познавательных и творческих способностей обучающихся, формирование деятельностного отношения к жизни, осознание своего места в обществе; ориентация ребенка в различных видах деятельности с учетом его задатков, склонностей и интересов, содействие определению жизненных планов; создание условий для определения ребенком индивидуальной образовательной траектории.

При этом в аналитической записке программы должна быть представлена информация о государственном (муниципальном) заказе и изучении социального заказа на дополнительное образование детей. Следует показать уровень заказа на деятельность учреждения со стороны учредителя и разнообразие социального заказа со стороны детей, родителей, общественности: широту и комплексность социального заказа, уровень вариантов его реализации, авторитет, востребованность и популярность УДОД. В концептуальной и программной частях необходимо показать уровень соответствия деятельности нормативным документам системы дополнительного образования детей, меры по реализации требований к деятельности со стороны учредителей и других заказчиков.

Здесь возникает особое требование к цели развития учреждения. Она должна обладать характеристиками, позволяющими отслеживать ее реализацию, то есть быть конкретной, достижимой, измеримой, операциональной и т.д. Сложность этого процесса состоит в том, что УДОД


чаще всего имеет иерархию целей - как минимум, на уровне ребенка, педагога, учреждения. В идеале вся цепочка целей должна обладать выше названными характеристиками. Программа развития учреждения должна содержать максимально полную информацию о целях деятельности, реализуемой им концепции развития, содержании и качестве предлагаемого детям дополнительного образования, формах и методах организации образовательного процесса, имеющихся и требующихся ресурсах. Заявляемые Программой цели и задачи УДОД должны быть адекватны функциям, возложенным на него учредителем и зафиксированным в уставе и обоснованным убедительными аргументами, реальными (обеспеченными необходимыми ресурсами); реализуемыми (закрепленными за конкретными организационными структурами).

Реализация целей будет зависеть от многих факторов. В Программе развития важно определить, как будет осуществляться процесс изменения, усложнения средств достижения целей, как будет влиять организация всего образовательного процесса учреждения на достижимость целей и результатов, заявленных в программе. Рассматривая образовательный процесс как систему, можно выделить, по крайней мере, четыре ее компонента - цели, содержание, организация, результат. При этом, чтобы пройти от цели к результату, нужно обеспечить необходимое и адекватное цели содержание и формы организации. Поэтому, в программной части необходимо представить всю совокупность мер по реализации цели и достижению результата, соответствующего заявленной цели. Здесь важно также выделить направления деятельности, отнесенные к числу приоритетных, обеспечивающих достижение поставленных целей.

2. Требование целостности и системности - обеспечение целостности в достижении обозначенных стратегических приоритетов, качества интеграции внутри системы УДОД, взаимодействия, связанности между ее элементами. Мы рассматриваем УДОД как открытую социально-педагогическую систему, в которую входят такие элементы, как система целей, образовательный процесс, система обеспечения, система управления, система результатов деятельности. Каждый из этих элементов может быть описан комплексом задач, мер, критериев и показателей, характеризующих как качество самого элемента, так и качество системы в целом. При этом важно показать плотность, насыщенность интеграции - полноту набора элементов системы, их взаимопроникновения, преемственности, устойчивости связей между элементами системы УДОД.

Рассматривая УДОД как систему, важно учитывать влияние на результат ее развития всех компонентов системы. При этом системность достигается выполнением государственного (муниципального) и социального заказа на деятельность - полнотой и комплексностью выполнения содержания заказа, реализации целей и приоритетов развития учреждения, соответствием достигаемых результатов целям развития УДОД.

Кроме того, важно предусмотреть влияние системы обеспечения (кадрового, материального, информационного, нормативного и др.) на результативность развития УДОД. В частности, необходимо простроить изменения в содержании и организации системы обеспечения в соответствии с целями развития. Необходимо предусмотреть изменения во взаимодействии специалистов системы обеспечения и педагогов дополнительного образования, влияние системы обеспечения на содержание, выбор технологий, результаты деятельности УДОД.

На целостность и системность развития влияет также система управления УДОД. Здесь надо показать изменения в системе управления для реализации целей развития: выбор новых технологий управления, направленных на развитие мотивации педагогов, сплочение коллектива, организацию форм взаимодействия в коллективе, внесение изменений в координацию и информирование коллектива и др.

3. Требование вариативности и гибкости - расширение возможностей
выбора разнообразных вариантов развития в направлении реализации целей,
заявленных в Программе, а также возможность внесения изменений в Программу в процессе ее реализации. Это важное требование, характеризующее особенность дополнительного образования детей. Его выполнение необходимо для обеспечения свободы выбора ребенком видов деятельности, программы, педагога; а педагогом - способов организации педагогической деятельности, а также возможность свободного, открытого, гибкого взаимодействия как внутри, так и вне учреждения.

Для сферы дополнительного образования характерно то, что вариативность достигается многообразием, разнообразием содержания и форм организации деятельности, обеспечивающих варианты внутренней и внешней интеграции. Сам факт существования многообразия предполагает и в определенной мере обеспечивает самостоятельность, инициативность и ответственность людей, реализующих каждую отдельную инициативу. Это требует специальных организационных усилий на уровне образовательного учреждения.

В Программе развития надо показать новые, актуальные направления деятельности, механизмы создания комплексных, интегрированных, долгосрочных программ, разнообразных форм организации образовательного процесса. Необходимо также показать динамику изменений, уровень обновления содержания и технологий, актуальность нового содержания, создание новых традиций УДОД, разные варианты освоения содержания образования и участия в деятельности по развитию УДОД.

4. Требование структурированности - разнообразие форм и структур,
обеспечивающих развитие УДОД, максимальное соответствие организационной и управленческой структур предназначению УДОД, социальному заказу, цели, заявленной в Программе. В мерах по реализации Программы развития необходимо предусмотреть обеспечение вертикальных и горизонтальных связей, разнообразие форм трудовых зависимостей в коллективе, структурных подразделениях, образовательных объединениях. А также важно показать открытость структуры, связь с социумом, масштаб участия педагогического коллектива в управлении учреждением.

5. Требование результативности - соответствие результатов развития УДОД заявленной цели. Необходимо предусмотреть в Программе развития и отслеживать изменения в содержании, формах, методах, способах деятельности, а также результатах основной и вспомогательной (обеспечивающей) деятельности на предмет их динамики в соответствии с заявленными в Программе целями развития.

Результативность развития УДОД может характеризоваться:

- на уровне обучающихся - позитивной динамикой результатов обучения, воспитания, развития детей, социально-педагогических результатов;

- на уровне кадрового обеспечения - позитивной динамикой уровня квалификации работников, состояния кадрового состава; профессионального роста педагогических кадров, текучести кадров; состояния психологического климата в УДОД и др.;

- на уровне научно-методического обеспечения - соответствием методической деятельности целям и содержанию развития, позитивной динамикой результатов совершенствования методического оснащения образовательного процесса, обобщения педагогического опыта, широты и качества реализации методической функции разными категориями педагогических работников; совершенствованием программного обеспечения деятельности УДОД и др.;

- на уровне психологического обеспечения соответствием психологической деятельности предназначению, целям, содержанию развития; позитивной динамикой спроса (заказа) на услуги психологической службы УДОД; разнообразием форм работы психологической службы с детьми и взрослыми и др.;

- на уровне организационно-педагогического (досугового) обеспечения -соответствием досуговой деятельности предназначению, целям, содержанию развития УДОД; позитивной динамикой результатов досуговой деятельности, широты и качества реализации досуговой функции разными категориями педагогических работников УДОД, ее практической и социальной значимостью и др.;

- на уровне материально-технического обеспечения - соответствием материально-технического обеспечения целям, содержанию, формам развития УДОД, состоянием и динамикой основных фондов, степенью их обновления, полнотой и своевременностью имущественного обеспечения развития УДОД в соответствии с целями Программы и др.;

- на уровне финансово-экономического обеспечения - положительной динамикой исполнения бюджета с учетом бюджетного финансирования и привлеченных средств, затрат на одного воспитанника (норматива подушевого финансирования); средней заработной платы персонала; финансовой обеспеченности уставной деятельности за счет бюджетной и внебюджетной деятельности; эффективности внебюджетной деятельности и др. Важным критерием результативности развития УДОД является удовлетворенность субъектов деятельности и управления результатами его развития. Основным мерилом качества и результативности дополнительного образования считается государственный (муниципальный) и социальный заказ. Носителями этого заказа являются дети, родители, педагоги, управленцы, поэтому важным критерием эффективности развития УДОД можно считать удовлетворенность детей, родителей, педагогов, управленцев результатами развития.

6. Требование управляемости и мониторинга процесса и результатов развития УДОД. Управление реализацией Программы развития обеспечивается через систему мер: распределение и закрепление ответственности между различными уровнями управления УДОД; организацию семинаров по ситуациям, возникающим в ходе реализации Программы; создание системы авторского надзора и административных совещаний о ходе реализации Программы; подготовку аналитических и информационных справок о ходе реализации Программы, информирование о ходе реализации Программы через сайт УДОД и др.

Для отслеживания эффективности развития УДОД в Программе развития должна быть простроена система мониторинга, которая позволит увидеть динамику развития, предвидеть возможные проблемы, иметь информацию для своевременного принятия решения. В систему мониторинга необходимо включить: инструментарий мониторинга, систему индикаторов развития УДОД, способы использования в управленческой деятельности результатов мониторинга, анализа, экспертиз системы УДОД и ее элементов для их преобразования.

Программа развития УДОД не должна стать «еще одним документом в стол», а действенным механизмом управления развитием учреждения, мониторинга результатов развития, выявления проблем и принятия управленческих решений, направленных на совершенствование процессов функционирования и развития УДОД.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: