Тема 1. Методологические основы юридического исследования
Понятие о методологии науки. Методология — учение о методах, принципах и способах научного познания. Строение, функции и уровни методологии. Диалектика как общая методология научного познания. Общие методологические принципы научного исследования: единство теории и практики; творческий, конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме; принципы объективности, всесторонности и комплексности исследования; единство исторического и логического; системный подход к проведению исследования. Методологические требования к проведению юридического исследования. Методологические требования к результатам исследования: объективность, достоверность, надежность, доказательность и др.
Практические занятия в интерактивной форме – 1 час.
Тема 2. Понятийный аппарат научного исследования его содержание и характеристика
Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области юриспруденции. Компоненты научного аппарата исследования: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, научная новизна, теоретическая и практическая значимость для науки и практики.
|
|
Практические занятия в интерактивной форме – 1 час.
Тема 3. Методы научного познания
Метод научного познания: сущность, содержание, основные характеристики. Классификация методов научного познания: философские, общенаучные подходы и методы, частнонаучные, дисциплинарные и методы междисциплинарного исследования. Классификация методов научного исследования: эмпирические, теоретические, сравнительно-исторические, методы математической и статистической обработки и интерпретации результатов научной работы. Общенаучные логические методы и приемы познания (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование и др.), частнонаучные методы.
Практические занятия в интерактивной форме – 1 час.
Тема 4. Методика проведения исследования
Процедура исследования: подготовительный этап, рабочий этап, заключительный этап. Формы внедрения результатов исследования в практическую деятельность.
Практические занятия в интерактивной форме – 1 час.
Период обучения (модуль): С3
Тема 1. Методика работы с научной литературой
Научные тексты - главный источник исследовательской работы. Носители информации: книги (учебники, учебные пособия, монографии); периодические издания (журналы, бюллетени, труды институтов, научные сборники); нормативные документы (стандарты, СНИПы, ТУ, инструкции, временные указания, нормативные таблицы и др.); каталоги и прейскуранты; патентная документация (патенты, изобретения); отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах; информационные издания (сборники НТИ, аналитические обзоры, информационные листки, экспресс-информация, выставочные проспекты и др.); переводы иностранной научно-технической литературы; материалы научно-технических и производственных совещаний; диссертации, авторефераты; производственно-техническая документация организаций (отчеты, акты приемки работ и др.); вторичные документы (реферативные обзоры, библиографические каталоги, реферативные журналы и др.). Реферирование, аннотирование, цитирование и пр.
|
|
Практические занятия в интерактивной форме – 1 час.
Тема 2. Публичное выступление: виды и методика подготовки
Публичное выступление: понятие и виды. План выступления, структура публичного выступления, принципы качественного заключения. Аргументация в публичном выступлении. Правила подготовки публичного выступления. Языковые средства выразительности. Публичное выступление: внутренняя организация.
Практические занятия в интерактивной форме – 1 час.
Тема 3. Методика создания научного текста.
Текстовая композиция: правила составления. Требования к структуре и порядку изложения материала. Виды стилей изложения текста. Язык научного текста.
Практические занятия в интерактивной форме – 1 час.
Раздел 3. Обеспечение учебных занятий
Методическое обеспечение
Методические указания по освоению дисциплины
Для подготовки к практическим занятиям необходимо заранее ознакомиться с перечнем вопросов, которые будут рассмотрены на занятии, а также со списком основной и дополнительной литературы. Необходимо помнить, что правильная полная подготовка к занятию подразумевает прочтение учебной литературы. Необходимо прочитать соответствующие разделы из основной и дополнительной литературы, рекомендованной преподавателем, выделить основные понятия и процессы, их закономерности и взаимные связи. При подготовке к занятию не нужно заучивать учебный материал, необходимо ознакомиться с литературой, рекомендованной преподавателем, и конспектом лекций. Необходимо разобраться в основных понятиях. Записать возникшие вопросы и найти ответы на них на занятиях, либо разобрать их с преподавателем.